Получи документы

Использование приемов криотерапии работе с детьми с нарушениями речи

Салтыкова Ирина
Использование приемов криотерапии работе с детьми с нарушениями речи

Использование приемов криотерапии работе с детьми с нарушениями речи.

2 слайд. Речевое развитие детей является важным этапом в жизни дошкольников. И поэтому оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и всех психических процессов.

Особенности речевой деятельности отражаются на становлении :

сенсорной,

интеллектуальной,

эмоционально - волевой сфер.

Публикация «Использование приемов криотерапии работе с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах

Так, например, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению на педагога. Дети смотрят на педагога, и пытаются определить по его реакции, правильно или нет, они выполняют задание. Для детей с речевыми нарушениями преимущественными видами отвлечения являются следующие: посмотрел в окно, по сторонам, осуществляет действия, не связанные с выполнением задания.

У большинства детей с ОНР:

- недостаточная устойчивость внимания на занятиях, в совместной и продуктивной деятельности, ограниченные возможности его распределения.

- при относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания;

- отмечается задержка в формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления).

- отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

- отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

- замедленное развитие локомоторных функций - недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

3 слайд. Одни из важнейших задач коррекционной педагогики:

– повышение эффективности педагогического воздействия на детей с особыми образовательными потребностями,

- оптимальное развитие потенциальных возможностей, их познавательной и речевой деятельности,

- подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества (таких детей мы видим не только в коррекционных группах, но и в общеразвивающих).

4 слайд. Указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, Л. С. Выготский (1983) писал:

«Будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера даёт богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта».

В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Ещё Аристотель заключал: «Рука – это инструмент всех инструментов».

Кант писал: «Рука – это своего рода внешний мозг».

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитие мелкой моторики имеет большое значение для развития ребёнка.

Развивая мелкую моторику, совершенствуется не только ловкость и точность рук, но и развивается мозг ребёнка, творческие способности, фантазия и речь.

5 слайд. Главной целью развития мелкой моторики является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии головного мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализуются, т. е. находят словесное выражение.

А происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают учёные, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности, быстрее развивается речь. Таким образом, развивая мелкую моторику, мы создаём предпосылки для развития высших психических функций, речевого развития детей.

Существует большое количество традиционных методов развития мелкой моторики: пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук, графические упражнения, игры на развитие тактильного восприятия и другие. Эти методы подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе, активно используются в коррекционно – развивающей работе.

Интересным для меня стало обратить внимание именно на нетрадиционные и малораспространённые методы.

6 слайд. Сегодня я познакомлю вас с одной из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, используемая для развития мелкой моторики, которая влияет на речевое развитие детей – это Криотерапия

Криотерапия (от латинского «крио» - холод и «терапия» - лечение, воздействие). Эта технология пришла в коррекционную педагогику из медицины, которая успешно использует его в лечении и оздоровлении. Криотерапия – контрастная терапия, основанная на реакции человеческого организма на воздействие низких температур.

Криотерапия - метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает определенными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождается выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание нервных и мышечных тканей. Воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно приводит к попеременному сокращению и расслаблению мышц.

Движения пальцев рук начинают формироваться в большом объёме, улучшается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой и моторики.

7 слайд. Почему же именно криотерапия? Использование данной технологии способствует:

- активизации иннервации мышц тонкой моторики;

- развитию моторных центров коры головного мозга;

- развитию тактильной чувствительности; - развитию речи (уточнение и активизация словарного запаса,

совершенствование лексико - грамматического строя и связной речи; автоматизация поставленных звуков);

- развитию высших психических функций;

- развитию конструктивных способностей, воображению;

- закреплению и расширению сенсорных, пространственных представлений;

- благоприятно влияет на эмоциональную и интеллектуальную сферу детей.

Таким образом, она позволяет решать ряд задач коррекционно - развивающего обучения.

8 слайд. Обычно игры со льдом нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому, перед использованием данной технологии, целесообразно провести подготовительный этап: проконсультировать родителей, рассказать им о сущности процедуры, с целью правилах её проведения, ожидаемом эффекте, провести практическое мероприятие, анкетирование, приобрести оборудование.

9 слайд. - 10 слайд. При использовании «криотерапии» необходимо знать и помнить

о противопоказаниях:

Нельзя проводить криотерапию с детьми :

– эписиндромом (симптоматическая эпилепсия) – это следствие какого-либо заболевания, клинически схожее с эпилепсией. Приступы прекращаются, как только вылечивается первопричина, симптомом которой они и служили. Черепно-мозговые травмы. Опухоли или иные поражения головного мозга. Различные родовые травмы, в том числе и гипоксия (недостаток кислорода). Обморочные состояния. Различные болезни, такие как склероз гиппокампа (гибель нейронов) или коллапс (острая сердечно-сосудистая недостаточность).

– миопатией (наследственное заболевание) дистрофия мышц. Это дегенеративное заболевание нервной системы, которая возникает как в результате наследственного фактора, так и вследствие провоцирующих заболеваний или травм (нарастающая мышечная слабость, симметричная атрофия мышц, позже – деформация костей и суставов).

– очень гибким детям – дисплазия соединительных тканей, которую по первым симптомам очень легко спутать с простой природной гибкостью.

Осторожно применять криотерапию с :

– длительно и часто болеющими детьми;

– гипервозбудимыми детьми;

- при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода,

- если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела,

- при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).

- с детьми, имеющими в данное время медотвод.

11 слайд. Использование и проведение приёмов данной технологии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.

Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

В классическом своём исполнении «криотерапия» предполагает простые манипуляции с ледяными кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 7 до 60 секунд. Но, для того, чтобы работая со льдом, осуществлялась обучающаяся функция, педагоги разрабатывают различные игры, в которых учитывают основные задачи обучения детей с ОВЗ.

Криотерапия проводится в три этапа. 1 этап – чередование теплых и холодных процедур.

1 категория игр. Лёдяные шарики высыпают в общий бассейн. Дети стоят вокруг стола, погружают туда пальцы и перебирают руками лёд (начинают с 7 –15 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (в тазу с тёплой водой или держа пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

Предполагаемые игры:

«Перебирание льда руками», «Достань игрушку», «Запусти кораблик»,

«Нарисуй льдом»,

12 слайд. 2 категория игр

Предполагаемые игры:

«Слепи снеговика», «Выложи по цвету разноцветные кубики изо льда», «Собери фрукты»,

«Найди и назови букву».

Время взаимодействия со льдом увеличивается (15 - 30 секунд).

13 слайд. 3 категория игр

«Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных разноцветных ледяных кубиков.

«Украсим тортик»,

«Клад изо льда».

Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-35 секунд.

14 слайд. 4 категория игр «Выкладывание замков из ледяных кубиков»,

«Искалочка»,

«Аквариум»,

«Ёлочные игрушки изо льда».

Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 35 до 60 секунд.

15 слайд. 2 этап «Растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой».

После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т. к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную и речевую деятельность дошкольника.

После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

16 слайд. 3 этап «Развитие тактильной чувствительности» После трехразового криоконтраста включает растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

А также, представляю вашему вниманию игры, решающие ряд задач коррекционно - развивающего обучения. Все действия в данных играх сопровождаются собственной речью детей.

Игры на закрепление и расширение сенсорных представлений:

«Выполни по образцу», «Разложи по цвету», «Цветной эксперимент, «Найди домик», «Ледяная стройка», «Ледяное ожерелье», «Пиратский клад».

Также, эти игры учат ориентироваться на образец, действовать по словесной инструкции, сопровождать действия собственной речью.

Игры на пространственные представления:

«Бассейн», «Расположи верно», «Ледяной холст».

Игры на закрепления знаний по лексическим темам:

«Раскрась цветными льдинками предметную картинку по теме», «Выложи картинку из льдинок по контуру».

Игры на развитие высших психических функций:

«Продолжи ряд», «Исправь ошибку», «Выполни по образцу».

Игры на развитие воображения:

«Рисование цветными льдинками», «Пальчиковое рисование на ледяном холсте»,

Игры на развитие конструктивных способностей:

«Выполни постройку из ледяных кубиков».

Играя со льдом, дети также учатся выполнять многоступенчатые инструкции, развивается произвольная регуляция, возрастает познавательная активность и интерес к занятиям, на которых материал усваивается лучше и быстрее, а также происходит оздоровление всего организма.

Рекомендуется организовывать занятия с использованием криотерапии по следующей схеме : одна, две процедуры в неделю в течение месяца, наиболее эффективно сочетание с контрастотерапией.

18 слайд. А также, хочу представить вашему вниманию ещё одну современную нетрадиционную технологию коррекционной педагогики – это

Контрастотерапия - использование контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев.

Для использования контрастотерапии необходимы две ванночки с водой такой формы, чтобы в них кисть ребенка могла погрузиться полностью.

Оптимальное сочетание температур 45°С (горячая вода) и 16-18°С (холодная вода). Перерыв между сеансами криотерапии и контрастотерапии - не менее 2,5 - 3 месяцев. Данную технику эффективно использовать с детьми во второй половине дня, не более 3-5 минут, в зависимости от возраста детей, не чаще 2-3 раз в неделю.

19 слайд. Работа по внедрению данных здоровьесберегающих технологий состоит из 3 этапов в течение одного года.

1 этап - подготовительный:

- приобретение и изготовление оборудования;

- работа с родителями;

- составление перспективного плана работы.

2 этап – основной:

- организация работы по перспективному планированию.

3 этап – заключительный:

- проведение диагностического обследования;

- анкетирование родителей.

20 слайд. Вывод:

Всё это способствует:

- совершенствованию более тонких движений кистей рук, развитию тактильной чувствительности;

- формированию графо – моторнфх функций, успешному овладению навыков письма;

- улучшению артикуляционной моторики, произносительных навыков детей;

- повышение речевой активности (улучшению лексико – грамматического строя и связной речи); и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

А также:

- закреплению и расширению сенсорных, пространственных представлений;

- развитию моторных центров коры головного мозга;

- развитию речи (уточнение и активизация словарного запаса,

совершенствование лексико - грамматического строя и связной речи; автоматизация поставленных звуков);

- развитию высших психических функций;

- развитию конструктивных способностей, воображению;

- благоприятному влиянию на эмоциональную и интеллектуальную сферу детей;

- снижению заболеваемости.

Публикации по теме:

Использование инновационных приемов в работе с дошкольниками на музыкальных занятиях «Использование инновационных приемов в работе с дошкольниками на музыкальных занятиях» Компьютеризация, постепенно проникающая практически.

Использование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиИспользование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Здорнова Ольга Валерьевна Спицына Маргарита Юрьевна Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической.

Аква и крио терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи Акватерапия в коррекционной работе Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и педагогам и родителям. Работая с детьми.

Использование нетрадиционных приемов массажа в работе с детьми с ОВЗ (ТНР) «Эффект массажа – естественная восстанавливающая сила организма, сила жизни» Гиппократ На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят.

Использование приемов саморегуляции в коррекционной работе с детьми «Сенсорная интеграция в диалоге» Яковлева Анжелика Алексеевна учитель-логопед МАДОУ д/с№298 города НовосибирскаИспользование приемов саморегуляции в коррекционной работе.

Консультация для родителей «Использование оборудования логопедического кабинета в работе с детьми с нарушениями речи» Консультация для родителей «Использование оборудования логопедического кабинета в работе с детьми с нарушениями речи» Цель: Знакомство.

Консультация «Словесные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи» Опыт показывает, что рассказы детей с ТНР бедны выразительными средствами, в них часто отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Косультация-практикум для педагогов «Использование нетрадиционных приемов ИЗО деятельности в работе с детьми» Консультация-практикум для педагогов на тему: «Использование нетрадиционных приемов ИЗО деятельности в работе с детьми по реализации в ДОУ.

Фотоотчет «Крупотерапия в работе с детьми с нарушениями речи»Фотоотчет «Крупотерапия в работе с детьми с нарушениями речи» Детский возраст - это уникальная возможность положить начало формирования всесторонне развитой личности. Чтобы ребенок мог принимать и усваивать.

Консультация-практикум для педагогов «Использование нетрадиционных приемов ИЗО деятельности в работе с детьми» Консультацию подготовил: воспитатель Рыбалка Н. В. Консультация-практикум для педагогов на тему: «Использование нетрадиционных приемов ИЗО.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов криотерапии работе с детьми с нарушениями речи
Опубликовано: 29 сентября 2018 в 16:35
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД