Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей ОНР

Наталья Балтыкова
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей ОНР

Для успешного усвоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Известно, что у детей с общим недоразвитием речисуществуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций,что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения

нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции

отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – это очень сложное дело.

Скачать конспект

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память,и зарпоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запроминания.

При развитии речи детей с ОНР, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я испотзую в работе по развитию речи детей приемы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффекттивное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехникув дошкольной педагогике называют по-разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов – блоками-квадратами, Т. В. Большева — коллажем, Л. Н. Эфименкова — схемой составления рассказа.

Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в логопедической группе широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.

Использовать приемы мнемотехники в своей работе следует начинать уже с младшей группы. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детейбыстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения.

Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением – расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры-упражнения на самостоятельную шифровку слов.

Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится работа над словом.Например: Дается слово – «мальчик» и его символическое обозначение. Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово, предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.

Освоив игру со словом,следует переходить к поэтапному кодированию сочетания слов: «большая машинка».

Когда ребенок будет называть сочетания слов по своим символам, переходим к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например, «Маленький мальчик стоит». Последовательно можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением,несложной загадкой: «Без окон, без дверей, полна горница людей. (Огурец)

И после переходить к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать то, что считаем нужным.Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.Например: лиса состоит из геометрических фигур (треугольника и круга).

Занятие состоит из нескольких этапов:

этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

этап. Перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

этап. Пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. прооисходит отработка метода запоминания.

Перед занятием проводится большая предварительная работа:

подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей

обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества

подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиодиска

выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

В ходе занятия нужно помогать вопросами: «А что ты знаешь об этом?» или «Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?» В занятия включаются различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т. д. Основная часть занятия является составление описательных рассказов. В этом могут помочь мнемотаблицы (из книги «Учимся по сказке Т. В. Большевой) и схемы-модели (из книги «Веселые встречи» Л. Е. Белоусовой, способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Если Т. В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Л. Е. Белоусова предлагает детям самим нарисовать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель Л. Е. Белоусовой можно использовать со старшей группы. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Ребята способны придумать свои собственные мнемотаблицы, пользуясь известными их символами кодирования информации.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблицможно достичь следующих результатов:

развить связную речь детей, как монологическую, так и диалогическую

расширить круг знаний об окружающем мире

активизировать словарный запас

помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

Подводя итог, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций. Следовательно, использование приемов мнемотехники в работе по развитию речи детейявляется наиболее актуальным поскольку:

наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т. к. использование символов, пиктограмм, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей

приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации

воспитанники, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Литература.

Белоусова Л. Е. «Веселые встречи», СПб., изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

Большева Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники», СПб., изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», СПб., 2009.

Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 1990 — №10.

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей ОНР
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 12:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 апреля. День чистоты

«Запомнить надо навсегда - залог здоровья чистота!» Этот замечательный лозунг в настоящее время звучит особенно актуально. Особенно важно именно сейчас постараться довести до сознания детей важность...

МААМ вошёл в список социально значимых ресурсов с бесплатным доступом

Международный образовательный портал МААМ вошёл в список социально значимых интернет-ресурсов, составленный Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. Согласно приказу Минкомсвязи, доступ к 391 сайту...

Сидим дома. Мастер-класс «Народный костюм»
огда появляется свободное время, ты все чаще начинаешь задумываться о том, что еще можно улучшить, переделать на работе. Со мной такое произошло после...
Мероприятие ко Дню защитника Отечества
Сценарий ко дню защитника отечества. 1) Слова ведущего : Дорогие мальчики , мужчины поздравляю с днем защитника отечества Хочу пожелать вам: силы мужества...
Фотоотчет «Для чего нужны нам руки»
Я воспитатель, моя профессия творческая. Могу прийти озорной девочкой, лисичкой, зайчиком, снегурочкой, весной, осенью. И мы, воспитатели, не отказываем в...