Папки-передвижки

Использование приёмов наглядного моделирования на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста

Ксения Федина
Использование приёмов наглядного моделирования на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование приёмов наглядного моделирования на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста.

Усвоение музыкального материала детьми сложный и трудоёмкий процесс. Не достаточно просто услышать музыку – важно понять ее и запомнить. Так как наглядный материал осваивается детьми лучше вербального, то без использования приёмов наглядного моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень усложняется. Именно поэтому в своей работе я использую наглядные средства обучения в виде моделей, карточек и схем. Они вызывают у ребят интерес к освоению музыкальной деятельности, способствуют воспитанию осознанного отношения к музыке и обогащают творческую деятельность детей.

Публикация «Использование приёмов наглядного моделирования на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Имея небольшой опыт работы в ДОУ, я внедряю приёмы наглядного моделирования постепенно, и пока они присутствуют не во всех разделах музыкально-образовательной деятельности.

Прежде всего, данные приёмы помогают в обучении детей игре на ДМИ во время групповых занятий.

Первым этапом обучения стало знакомство ребят с различными музыкальными инструментами. В этом нам помогли карточки с изображением музыкальных инструментов. Ребята смотрели на изображения инструментов, сравнивали их с реальными инструментами и запоминали названия. Далее для запоминания звучания инструментов мы проводили музыкально-дидактическую игру «Отгадай, кто поет?» : задачей детей было отгадать, какой инструмент играет за ширмой и выбрать правильную карточку. Следующей задачей в обучении игре на ДМИ стало развитие умения играть в коллективе. Сложность состояла в том, чтобы дети играли организованно, чередуя группы инструментов, и слышали музыку и друг друга. На этом этапе были использованы те же карточки с изображением ДМИ. Ребята выбирали себе ДМИ и смотрели на карточку. Играли те дети, чьи инструменты были показаны на карточке. Если никакой карточки показано не было, то дети молчали. Спустя время ребята с уверенностью справлялись с этой задачей. Им стало легче не только слышать музыкальное сопровождение их оркестра и друг друга, но и подстраиваться под его метроритм, характер и динамику.

В этом году трудным шагом для нас было обучение игре на ДМИ определенными ритмическими рисунками. Именно поэтому с этого учебного года я стала использовать приёмы наглядного моделирования в развитии метроритмического слуха детей.

Развитие чувства метроритма является сложной задачей, так как детям дошкольного возраста довольно трудно понять ритмическую организацию звуков в музыке. Для тренировки метроритмического слуха на музыкальных занятиях мы с ребятами используем карточки с графическим изображением длительностей. В основном мы стараемся запомнить звучание четвертных и восьмых звуков. Четверти и восьмые изображены самым доступным способом: четверть - большим предметом, восьмые (всегда показаны в паре) – тем же предметом, но размером поменьше. С помощью карточек я составляю различные ритмические рисунки, которые мы прохлопываем и прорабатываем на ДМИ. Также на музыкальных занятиях мы проводим ритмическую игру «Кубик». Ребята образуют круг и передают из рук в руки кубик с наглядным изображением ритмических рисунков в виде разных предметов. По окончании музыки ребёнок, у которого остался кубик, бросает его в центр круга. Далее дети прохлопывают ритм, представленный на выпавшей стороне кубика, следующим образом: большой предмет – длинный хлопок, маленький – короткий хлопок. Такие упражнения с приёмами наглядного моделирования помогают ребятам легче усвоить ритмическую организацию звуков в музыке, а впоследствии дети самостоятельно будут составлять различные ритмоформулы и применять их в музыкально-творческой деятельности.

Приёмы наглядного моделирования помогают нам и в разучивании песенок, попевок, а также в подготовке к пению. В качестве подготовки к вокальной деятельности я использую артикуляционную и дыхательную гимнастику, и распевки для подготовки артикуляционного аппарата и голосовых связок детей.

При проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики я показываю карточки с различными изображениями, отражающими названия упражнений («Улыбочка», «Заборчик», «Шарик», «Самовар» и др., а ребята, смотря на карточки, мгновенно выполняют упражнения. По такому же принципу дети узнают, какую распевку мы будем исполнять на занятии, и выполняют упражнения на развитие звуковысотного слуха (например «Лесенка»). Перед упражнением «Лесенка» мы проводим распевку с одноимённым названием. Дети смотрят на карточки с изображением девочки, идущей вверх и вниз по лесенке, и поют распевку с текстом: «Вот идём мы вверх. Вот идём мы вниз». При этом мелодия движется в соответствии с текстом. После этого я пою ребятам мелодию распевки в разных направлениях и с разным количеством звуков на слова «Топ-топ-топ». Задача детей понять, в каком направлении движется мелодия.

При разучивании песен методы наглядно-образного моделирования используются мной для облегчения запоминания текстов детьми. Каждому куплету песни и припеву соответствует определённая карточка с изображением (образы и действия, описываемые в тексте песни, благодаря которым у детей формируется образная ассоциация. Это способствует более лёгкому и долговременному запоминанию текста, и, что очень важно, остаётся время на проработку интонации, динамики и характера песни.

Ещё одним видом деятельности на музыкальных занятиях, где нам помогают приёмы наглядного моделирования, является слушание музыки. Здесь данные приёмы использую в виде карточек для определения общего настроения и характера произведения. В качестве примера хочу привести карточки с самыми простыми эмоциями: весело, грустно, сердито. Это позволяет ребятам лучше понимать характер музыкального произведения и закреплять наглядными образами эмоции, которые они испытывают во время прослушивания. С детьми старших и подготовительных групп мы используем более сложные характеристики эмоций, также подкрепляя их наглядными изображениями.

В качестве заключения хочется отметить, что приёмы наглядного моделирования существенно облегчают работу над усвоением музыкального материала : дети легче запоминают тексты песен; упражнения на проработку различных видов слуха становятся более интересными, а также расширяются возможности для творчества ребят. Музыкальные занятия становятся разнообразными, а обучение музыке – доступным и продуктивным.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС». Программные задачи: • закрепить представление детей о характерных особенностях времени года; • формировать.

Конспект НОД по речевому развитию с применением технологии наглядного моделирования и ИКТ «Волшебная страна» Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе с применением технологии наглядного.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом».Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Цель: познакомить детей с моделью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёмов наглядного моделирования на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 29 мая 2020 в 06:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приёмов наглядного моделирования на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Федина (УИ 1831465) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД