Лучший педагог года

Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи

Леонид Гусев
Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи

Леонид Евгеньевич ГУСЕВ

магистр управления, инструктор по физической культуре первой квалификационной категории ДО «Калейдоскоп» МБОУ СОШ № 29 г. Химки, Московская область, Российская Федерация

leonidegu@mail.ru

Тамара Валерьевна Инжеватова

учитель-логопед высшей квалификационной категории ДО «Калейдоскоп» МБОУ СОШ № 29 г. Химки, Московская область, Российская Федерация

Injevatova2010@yandex.ru

Публикация «Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи» размещена в разделах

В статье рассмотрен опыт использования проектного метода как инструмента выстраивания взаимодействия инструктора по физической культуре с учителем-логопедом, воспитателями и родителями воспитанников в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Охарактеризованы особенности влияния двигательной активности на развитие личности ребёнка.

Ключевые слова: проект, интеграция, физическая культура, коррекция речи, вариативность, личностное развитие

Постановка проблемы. Проблема коррекции речевых нарушений детей остаётся актуальной как «социальная болезнь». Сложившаяся в дошкольном образовательном учреждении практика работы с детьми, имеющими нарушения речи, порождает многочисленные проблемы взаимодействия педагогов в решении задач коррекционно-оздоровительной направленности. Проектный метод помогает избежать данные проблемы.

Анализ литературы. В настоящее время в педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал по проблемам организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях, раскрывается содержание деятельности педагогов – инструкторов по физической культуре, учителей-логопедов, воспитателей, работающих с детьми, имеющими нарушения речи.

Цель статьи – осветить опыт использования педагогами дошкольного отделения «Калейдоскоп» МБОУ СОШ № 29 г. Химки проектного метода как инструмента взаимодействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Изложение основного материала.

Нарушение речи – это многомерное явление, влекущее за собой отставание в развитии по многим показателям. Речевым нарушениям сопутствуют нарушения моторного развития, недостаточные физическая подготовленность и развитие функциональных систем, недоразвитие психических функций, поведенческие отклонения.

В дошкольном образовании реализуется пять направлений, обеспечивающих социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Физическое воспитание является важным компонентом образовательного процесса в дошкольном учреждении. Однако оно, в основном, ориентировано на детей, не имеющих отклонений в развитии речи, что серьезно затрудняет работу специалиста по физическому воспитанию, работающему с детьми логопедических групп. Каждый воспитатель и узкий специалист индивидуально подбирает методики и технологии, сочетание которых, как правило, происходит стихийно. Перед педагогами встаёт целый ряд проблем взаимодействия в решении задач коррекционно-оздоровительной направленности.

Инструментом выстраивания такого взаимодействия авторы статьи выбрали метод проектов, позволяющий организовать совместную деятельность воспитанников, педагогов и родителей, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и направленную на достижение общего результата.

В практике обучения метод проектов начал использоваться значительно раньше выхода в свет (1918 г.) известной статьи американского педагога Уильяма Херда Килпатрика «Метод проектов», в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России известен ещё с 1905 года. После революции применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 году метод проектов был осуждён как чуждый советской школе и не использовался до конца 80-х годов XX столетия. Метод проектов в последние годы получил широкое распространение в системе отечественного образования, однако в работе с дошкольниками он применяется не часто. [6]

В настоящее время не существует однозначного толкования сущностных характеристик проекта. Авторами статьи был разработан физкультурно-оздоровительный проект «Здоровье и развитие – в движении», который понимается как форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени.

Вид проекта – практико-ориентированный, групповой (по степени участия, долгосрочный (по срокам реализации).

Гипотеза проекта. Движение – основное проявление жизни и в то же время средство гармонического развития личности. Применение физических упражнений, направленных на интеграцию образовательных, оздоровительных и коррекционных задач, способствует повышению эффективности физического воспитания детей с нарушениями речи.

Цель проекта. Личностное развитие детей с нарушениями речи посредством использования проектного метода для организации взаимодействия педагогов в совместной коррекционно-развивающей работе.

Задачи проекта.

1. Изучить особенности организации физкультурно-оздоровительной и коррекционно-развивающей работы в рамках основной образовательной деятельности дошкольного учреждения и определить порядок действий по интеграции образовательных областей в целях оздоровления дошкольников и формирования в семье культуры здорового образа жизни.

2. Разработать технологию взаимной интеграции коррекционно-развивающей и физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

3. Экспериментально оценить эффективность проектного метода.

Объект исследования – физическое воспитание детей с нарушениями речи в дошкольных учреждениях.

Была сформирована команда проекта, в которую вошли авторы проекта, воспитатели, специалисты. Участниками проекта стали воспитанники, родители (законные представители) воспитанников, педагоги ДО «Калейдоскоп» МБОУ СОШ № 29 г. Химки, Московская область

Формы и методы работы над проектом.

1. Взаимная интеграция методик и программ коррекционно-логопедической и физкультурно-оздоровительной работы.

2. Вариативность основной образовательной деятельности.

3. Вовлечение воспитанников логопедических групп в физкультурно-спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия учреждения, микрорайона, муниципального района, в том числе совместно с родителями (законными представителями) воспитанников.

4. Консультации (тренинги) для родителей (законных представителей) воспитанников.

5. Мониторинг, тестирование и сопоставление результатов.

Продукт проекта.

1. Активизация деятельности дошкольного образовательного учреждения по продвижению здорового образа жизни, развитию физической культуры и спорта.

2. Технологии взаимной интеграции коррекционно-развивающей и физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения речи, в дошкольном образовательном учреждении.

3. Сравнительно-сопоставительный анализ развития детей с нарушениями речи при использовании интегрированной технологии.

Краткое содержание проделанной работы.

1. Взаимная интеграция методик и программ коррекционно-логопедической и физкультурно-оздоровительной работы.

Деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре будет эффективна только в тесной взаимосвязи, что поможет и сохранить и «приумножить» здоровье детей с тяжёлыми нарушениями речи. [5, с. 10]

Интеграция познавательной, коммуникативной и физической деятельности детей реализуется на занятиях в спортивном зале инструктором по физической культуре с участием учителя-логопеда и воспитателя, на свежем воздухе во время часа физической активности воспитателем и инструктором по физической культуре, а также двигательно-речевыми упражнениями на логопедических занятиях. Именно в такой углубленной работе каждый педагог импровизирует, варьирует содержание, формы и методы взаимодействия с детьми. Таким образом, рационально сочетаются статические и динамические нагрузки, что особенно важно для детей с нарушениями речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление пройденного материала. В системе такого взаимодействия формируется информационное поле, позволяющее разным специалистам осуществлять оздоровительно-коррекционную направленность образовательного процесса в соответствии с особенностями контингента детей.

Задачи коррекционной направленности реализуются средствами физического воспитания, направленными на коррекцию вторичных отклонений, характерных для детей с речевой патологией (нарушение мелкой моторики, дыхательной функции, ориентировки в пространстве, темпа и ритма, внимания, эмоционально-волевой сферы) и осуществляется в процессе выполнения физических упражнений, где предпочтение отдаётся тем видам упражнений, которые имеют больший диапазон влияния различной направленности на речевую функцию.

Применяются игры и упражнения:

- способствующие развитию ориентировки в пространстве, координации движений;

- направленные на развитие и коррекцию функций дыхательного аппарата, мелкой моторики рук без предметов и с предметами;

- на развитие тактильных ощущений.

Задачи физического развития реализуются в процессе:

- формирования и развития основных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, физические упражнения, подвижные игры);

- развития двигательных способностей (быстрота, ловкость, координация и точности движений, выносливость).

2. Вариативность основной образовательной деятельности.

Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов, средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования. [2, с. 49] Педагоги, ориентированные на разнообразие форм, содержания и методов педагогического процесса, могут в полной мере реализовать свои возможности в развитии гармоничной личности ребёнка.

Также активно используются тематические занятия на уроках физической культуры и форма «домашних заданий» по закреплению двигательных навыков и упражнений с использованием лексических тем.

3. Вовлечение воспитанников логопедических групп в спортивные мероприятия учреждения, микрорайона, муниципального района.

4. Вовлечение воспитанников логопедических групп и их родителей (законных представителей) в проектную и исследовательскую деятельность.

В период реализации проекта «Здоровье и развитие – в движении» воспитанники логопедических групп и их родители приняли активное участие в реализации двух краткосрочных проектов – информационно-творческого проекта «Дети войны…» и исследовательского проекта «Первый космонавт», каждый из которых предусматривал, в том числе и раздел «Двигательная активность».

Проект «Дети войны» был награждён Дипломом II степени Всероссийского интернет-конкурса для педагогов и обучающихся (воспитанников, посвящённого 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне (организатор – Профессиональное сообщество педагогов-новаторов «Педагогический триумф»).

4. Консультации (тренинги) для родителей (законных представителей) воспитанников.

Отношения родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов учреждения строятся на основе сотрудничества и уважения к личности ребёнка. Для родителей детей с нарушениями речи совместные консультации (тренинги) инструктора по физической культуре и учителя-логопеда являются одной из форм дифференцированной работы с семьей, позволяющей педагогам дать квалифицированный совет родителям по воспитанию и развитию ребёнка, а также отработать на практике некоторые навыки.

Тематика встреч и тренингов охватывает вопросы роли движения как средства укрепления здоровья и развития интеллекта, семейного досуга как одного из наиболее эффективных средств развития, примера родителей как главного мотиватора для ребёнка.

5. Мониторинг, тестирование и сопоставление результатов.

За результатами проекта организован непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров – мониторинг. Он включает в себя педагогические наблюдения и оценку состояния, тестирование основных физических качеств и сопоставление результатов.

Результаты проекта показывают преимущества использования проектного метода для организации взаимодействия педагогов при физкультурно-оздоровительной и коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи, способствующие не только улучшению показателей их физической подготовленности, но также повышению эффективности коррекционно-развивающей работы в дошкольном учреждении.

Рекомендации по использованию результатов проекта. Разработанная технология взаимной интеграции коррекционно-развивающей и физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения речи, может использоваться в дошкольных учреждениях, в том числе компенсирующего и комбинированного вида, а также в речевых центрах и в начальных классах коррекционных школ. Материалы исследования могут быть использованы специалистами по физической культуре, учителями-логопедами, психологами, музыкальными руководителями и воспитателями дошкольного образовательного учреждения для личностного развития детей.

Литература:

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Асмолов А. Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства в России // Новое время и новая дидиактика / А. Г. Асмолов. – М., 2001

3. Ткачук Н. Ю. Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении / Н. Ю. Ткачук. – Текст: непосредственный // Образование и воспитание. – 2017. – № 2 (12). – С. 14-18. – URL : https://moluch.ru/th/4/archive/56/2225/

4. Смелая О. В. Интеграция непосредственной коррекционно-развивающей деятельности логопеда и инструктора по физической культуре / О. В. Смелая. – Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – Москва: Буки-Веди, 2015. – С. 193-197. – URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/6438/

5. Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. Е. Громова – М. : Линка-Пресс, 2008 – 65с.

6. Метод проектов – не новость в мировой педагогике

https://sites.google.com/site/vzasitumetodaproektov/home/metod-proektov

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зренияИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи
Опубликовано: 12 апреля 2021 в 09:55
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД