Приложение МААМ

Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края

оксана волкова
Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад

Тема: «Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края"

Подготовила: Волкова О. Ю

Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы.

Публикация «Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края» размещена в разделах

Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное отношение к природе и окружающему миру, а так же формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая и исследовательская деятельность в природных условиях. В этом возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира. Экологическое воспитание начинается именно со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Интерес к природе пробуждает у детей желание наблюдать, трудиться, играть, проявлять художественное творчество. При этом формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

Экологические знания становятся основой экологического воспитания.

Воспитатели и родители – главные помощники в ознакомлении и общении малышей с этим миром!

В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда.

В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок стремился познавать окружающий его мир, умел устанавливать взаимосвязи и что самое главное, мог применить полученные знания в своей практической деятельности. Проектный метод объединил в себе все методы ознакомления с природой : и наглядный, и словесный, и практический.

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. В процессе детского исследования происходит получение ребенком конкретных познавательных навыков : обучение наблюдению, рассуждению, планированию работы, прогнозированию результатов, сравнению, анализу, обобщению, развитию познавательных способностей. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Тип проекта :

• Групповой

• Долгосрочный

Познавательно-творческий

Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Задачи проектной деятельности, которые ставятся перед детьми при изучении природы родного края :

– Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы;

– Осваивание ближайшего окружения;

– Расширение и систематизация элементарных географических экологических представлений;

– Формирование навыков постановки элементарных опытов;

– Формирование умения делать выводы на основе полученных результатов;

– Развитие эстетических ценностей природы;

– Умение выражать в творчестве полученные впечатления;

– Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.

Проект включает три основных этапа:

1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, выбор оборудования и материалов;

2-й – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й – заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

Предполагаемые результаты проектной деятельности дошкольников в ознакомлении с природой родного края :

– проявление ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы;

– бережное отношение к природе;

– стремление к правильному поведению по отношению к миру природы;

– овладение навыками экологически безопасного поведения в природе;

ознакомление с запрещающими и разрешающими экологическими знаками;

– формирование стремления к исследованию объектов природы;

– овладение навыками по обобщению полученных данных, установлению причинно-следственных связей;

– овладение навыками по правильному ухаживанию за растениями в уголке природы;

– опыт в проведении наблюдения за объектами живой и неживой природы;

– навыки в проведении простейших и сложных опытов, исследований объектов природы.

К экологическому проекту всегда привлекаются родители. Так как экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании детей.

Заключение

Для развития мышления ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, ознакомление с природой родного края, в том числе и в процессе проектной деятельности.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев. : Радянска школа, 1973

Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. Сборник статей и фрагментов из работ. М. : Молодая гвардия, 1986

Воронкевич О. В. Добро пожаловать в экологию! – СПб. :«Детство-пресс»; 2002.

Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг, М. : Просвещение, 1993.

Стрельцова, О. Б. Создание экологически развивающей среды / Стрельцова О. Б. // Творчество в детском саду – 2012 – № 2. – с. 12-15

Иванова, Н. Н. Проектный метод в процессе экологического воспитания дошкольников / Н. Н. Иванова // Социально-личностное развитие: преемственные связи в работе образовательных учреждений/под ред. Н. Ф. Губановой, Г. В. Ивановой. – Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. – Коломна: МГОСГИ, 2012. – С. 97-100.

Иванова, Н. Н. Проектный метод в процессе экологического воспитания дошкольников / Н. Н. Иванова // Социально-личностное развитие: преемственные связи в работе образовательных учреждений/под ред. Н. Ф. Губановой, Г. В. Ивановой. – Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. – Коломна: МГОСГИ, 2012. – С. 97-100.

Иванова, Н. Н. Опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство подготовки к школе // Преемственность дошкольного и начального образования /под ред. Т. С. Комаровой, А. В. Найбауэр, О. А, Соломенниковой. – М. :РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2011. – с. 132-140

Публикации по теме:

«Осенние фантазии». (П. Д. О. по изобразительной деятельности Торрес Лабрада Елена Владимировна)«Осенние фантазии». (П. Д. О. по изобразительной деятельности Торрес Лабрада Елена Владимировна) Красота – это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому – что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней.

Проект «Природа России»Проект «Природа России» Проект для детей 4-5 лет на тему «Природа России». Актуальность. А. Сухомлинский писал: «человек стал человеком только тогда, когда увидел.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 15:03
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края» (включая файлы) размещена пользователем оксана волкова (УИ 163029) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД