МААМ-картинки

Использование произведений художественной литературы в логопедической работе дошкольника

Касимова Евгения
Использование произведений художественной литературы в логопедической работе дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Использование произведений художественной литературы в логопедической работе дошкольника

В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения, ОНР и других речевых нарушений.

Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Публикация «Использование произведений художественной литературы в логопедической работе дошкольника» размещена в разделах

Выявленные факты побуждают к применению таких форм работы, которые помогают ребенку:

во первых - успешно общаться со сверстниками и взрослыми при помощи языковых (фонетических, лексических,грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов);

во вторых - художественная литература (поэзия)-уникальное средство для развития фонематического слуха, развития у детей связных высказываний.

Художественные произведения служат детям образцом, благодаря которому

они будут создавать более логичные, связные и последовательные высказывания.

Чтение и заучивание стихов активно используется в моей работе для автоматизации и дифференциации звуков. Стихи несут огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд. Помогают передать

наши впечатления и особые ощущения. Занимательные игры со стихами, разучивание стихов (К. Чуковский, А Усачев, С Маршак и т. д.) по ролям не только развлечение, они служат для развития памяти.

В обучении детей с нарушениями речи необходимо использовать доступные образцы литературных произведений. При этом важную роль играют произведения фольклора (устное народное творчество) : как малые формы - пословицы, поговорки, потешки, загадки, так и более крупные - сказки.

Широко использую дидактические игры по сказкам, индивидуальные логопедические занятия, представленные в пособии, основываются на играх различной коррекционной направленности. Объединяющими сюжетами занятий являются мотивы известных сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям, персонажам, что усиливает мотивацию ребенка к деятельности. Кроме того, сказка дает детям новые представления о взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Это особый ракурс, близкий и понятный детям.

Я придаю особое значение использованию в логопедической работе малых форм фольклора, которые, несмотря на небольшой объем (иногда - одно четверостишие, несут в себе важное для детей содержание.

Произведения народного творчества в работе с детьми, имеющими нарушения речи, следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи, т. е. в одном ряду с занятиями по ознакомлению с окружающим, с природой, бытовыми ситуациями, рассматриванием картин и т. д.

Практически на все лексические темы, по которым работаю можно подобрать литературное произведение.

Обязательно, перед тем как использовать произведение проводится предварительная работа. Воспитатели или логопед знакомят детей со сказкой, рассказом и т. д. сначала читают, вместе рассматривают иллюстрации, обсуждают сюжет, характеризуют героев.

Целесообразно использовать изображения героев произведений, которые можно выставлять на наборное полотно или на магнитной доске. Это трудоемкая работа, но она дает хороший результат.

Цели:

1. Формирование выработки интереса к коррекционным занятиям.

2. Повышение эффективности коррекции речевых нарушений.

3. Расширенное ознакомление детей с произведениями художественной литературы.

Использование такого вида работы, как совмещение развлечения и коррекционной деятельности.

Развитие памяти, внимания и мышления.

Развитие связной речи.

Для активизации коррекционно-развивающего обучения и воспитания я использую следующие виды работ :

знакомство с предметами и явлениями окружающего мира, с художественной литературой, с образными средствами языка;(лексические темы)

посещение детской библиотеки;

сюжетно-ролевые игры, игры-драмматизации;(кафе)

пересказ от лица литературного героя;

рассказы из личного опыта;

пересказ произведений художественной литературы по опорным схемам (мнемотаблицы)

словесно-режисерская игра (изображение персонажей или отдельных эпизодов) ;

составление сказок по аналогии;

придумывание продолжения незавершенных сказок, рассказов;

сочинение по заданному началу и названию;

обсуждение детских высказываний, анализ детских рассказов;

составление сказок по собственным рисункам с предложенным сюжетом;

выборочный пересказ фрагментов текста с изменением диалога персонажей;

Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое)

Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, кукольный театр, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы,

теневые, магнитные, стендовые).

Фонетические сказки и сказки по обучению грамоте

Главные герои – буквы и звуки. Сказочная страна-Фонетика. Сказочные города – Гласных и Согласных. Злые персонажи - Звукомор и Звуковред. Добрые – Фея Фонетика и Фея Грамота.

Использование произведений художественной литературы в коррекционной работе повышает заинтересованность дошкольников, способствует развитию логики изложения, правильному структурному оформлению и,как результат, улучшению качества речи.

Публикации по теме:

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Анкета для родителей «Использование художественной литературы в семье» в средней группе Дорогие родители! Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов анкеты для планирования работы в дальнейшем. 1. Какие у Вас дома есть книги.

Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьмиИспользование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольникаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование произведений художественной литературы в логопедической работе дошкольника
Опубликовано: 15 сентября 2022 в 11:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование произведений художественной литературы в логопедической работе дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Касимова Евгения (УИ 2962190) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД