Лучший педагог года

Использование развивающих технологий Дьенеша и Кюизенера в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников

Лилия Бубнова
Использование развивающих технологий Дьенеша и Кюизенера в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников

Использование развивающих технологий Дьенеша и Кюизенера в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников

Слайд №1

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В этом возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь, это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Публикация «Использование развивающих технологий Дьенеша и Кюизенера в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах

Школьное обучение в свою очередь к памяти ребенка предъявляет особенно большие требования. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

Слайд №2 На протяжении многих веков педагоги с успехом использовали уникальнейший инструмент - детскую игру - в целях образования детей. Игра для ребёнка не только средство познания жизни, но и сама жизнь.

«Я с тобой не играю», - говорит пятилетний ребёнок. Это означает, что он обижен, что ему не нравится, что ему не интересно, что он не хочет общаться. Врачи, психологи, педагоги могут сделать выводы о состоянии здоровья ребёнка, о его развитии, его готовности к школе, наблюдая за его игрой. В игре ребёнок применяет свой интеллектуальный опыт, тренирует волю, расширяет познавательные интересы.

Сюжетно-дидактическая игра, с одной стороны, дает ребенку степень свободы в развитии сюжета, делая процесс игры более увлекательным, а образовательный результат планируется педагогом.

Логические блоки Дьенеша Слайд №3

Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш настолько влюблен в свою науку, что задается вопросом, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Слайд №4

Многие годы Золтан посвящает исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выясняет – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки. Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки».

Слайд №5 Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Этот материал успешно используется во многих странах мира.

В современной практике детского сада этот материал завоёвывает всё большее признание у педагогов. Игры с этим материалом эффективны для развития логического мышления у детей, интересны детям, а так же содействуют развитию творческих способностей.

Большой опыт применения в российской педагогике логических блоков и игр к ним отражен в психолого-педагогической литературе… Слайд №6

Материал «Логические блоки Дьенеша» и игры к нему содействуют решению задач Федерального Государственного стандарта для дошкольников: Слайд №7

Одной из них является приобщение детей к жизни в быстро меняющемся мире, которое в условиях детского сада должно быть направлено на формирование умения учиться, как основы системы прочных знаний и воспитание личностных качеств, необходимых каждому человеку для успешной самореализации в жизни.

и уже успешно используется в программах "Детство", "Развитие", "Радуга", "Истоки" и других.

Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности объединят ребенка и взрослого.

Слайд № 8,

Удивительное свойство «Логических блоков Дьенеша» - их можно использовать в качестве предметов заместителей, что позволяет в играх заменять ими любые предметы (цветы, камни, постройки и т. д.). Слайд № 9, 10, 11

А наличие знаков символов к ним развивает у детей способности оперировать с символами, и самостоятельно придумывать игры. Слайд № 12

Слайд № 13 В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Слайд № 14 Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см., на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.

В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "рассказывают" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного, к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

В ходе занятий с блоками Дьенеша ребенок учится выявлять и абстрагировать свойства предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям. У игр и упражнений есть три варианта сложности. Так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые, на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме, третий вариант – 3 свойства.

Слайд № 15 - К набору с блоками прилагается восьмистраничная инструкция, которая знакомит с методикой Дьенеша и играми достаточно подробно. Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия. Условно можно разделить «игры Дьенеша» по возрастам.

Слайд №16 - Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал – игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.

Слайд №17 - В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки, и в конце – полный комплект фигур (48 штук). Это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

Начиная работать с блоками Дьенеша педагогу необходимо познакомить детей с самими блоками. Сначала можно выложить перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться: потрогать, перебрать, подержать в руках.

Чуть позже можно предложить следующие задания: «Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажи, например, желтую фигуру)», «Покажи все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.)», «Дай мишке все синие фигуры, зайчику – желтые, а мышке – красные», «Распредели фигуры по размеру, форме, толщине».

Затем предлагаются игры, в зависимости от возраста детей:

Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: красный, желтый, красный, желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине).

Слайд № 18 - Составь плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня и многое другое…

Слайд № 19 - Систематизированный учебный курс для детей 4-5 лет изложен в книгах «Играем с логическими блоками Дьенеша».

В авторской работе описаны 24 занятия. Каждое содержит 3 - 4 объединенных одним игровым сюжетом задания с блоками и карточками. Все задания с логическими блоками, описанные в работе, можно разбить на четыре постепенно усложняющиеся группы.

1. Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.

2. Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.

3. Задания для развития действий классификации и обобщения.

4. Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.

В течение года занятия постепенно усложняются.

Усложнение идет по трем направлениям: - от умения оперировать одним свойством дети постепенно переходят к умению оперировать двумя свойствами;

- от умения работать с карточками, подтверждающими наличие свойств у блоков, дети постепенно переходят к умению работать с карточками, которые указывают на отрицание какого-либо свойства;

- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп. Данный курс рассчитан на работу с детьми 4-5 лет.

Слайд № 22 - Методика Кюизенера: волшебные пало

чки[/b]

Математика имеет задачей не обучение исчислению, но обучение приемам человеческой мысли при исчислении. Л. Н. Толстой

Слайд № 23 Дидактические игры не только способствуют уточнению и закреплению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. Мышление ребенка связано с абстрактными понятиями, возникающими в результате практической деятельности. Игра, как свойственная ребенку деятельность, позволяет упражняться в решении умственных задач без особого напряжения. Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных средств и пособий, одним из которых являются цветные палочки Кюизенера.

Слайд № 24- Д. Кюизенер – бельгийский математик, разработавший уникальную методику обучения детей математике с помощью цветных палочек.

Слайд № 25 - Цветные палочки представляют собой 10 различных по цвету и величине параллелепипедов, выполненных из дерева или пластика.

Существуют разные варианты и модификации наборов палочек. Они могут отличаться цветовой гаммой, но в каждом из наборов существует одно и то же правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и то же число. В Санкт-Петербурге ООО «Корвет» выпускает комплект палочек выполненных из пластмассы и содержит 116 палочек 10-ти цветов.

Слайд № 26 - Близкие по цветам палочки объединяются в семейства или классы. Например, красная палочка обозначает число 4, бордовая 8, розовая 2 – все эти палочки можно отнести к семейству чисел кратных 2; семейство синих палочек кратно 3, жёлтых – 5, чёрных – 7. Белая палочка имеет форму куба со стороной 1см. Она укладывается по длине каждой палочки целое число раз и является условной меркой для определения состава числа из единиц.

Работать с комплектом палочек можно как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, в зависимости от поставленных задач. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать самодельные плоскостные наборы цветных полосок выполненных из картона в масштабе 2:1. Если на цветных полосках закрепить магнитную ленту или липучку, то их можно использовать как демонстрационный материал.

Цветные палочки Кюизенера изначально были рекомендованы как средство для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, но в процессе работы с палочками выявился более широкий диапазон их применения в различных видах деятельности.

Рассмотрим варианты применения технологии «Цветные палочки Кюизенера» в рамках реализации программных задач в образовательной области «Познание».

1. Сенсорное развитие.

В процессе работы с цветными палочками у детей развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.

Слайд № 27 Примерные задания:

- Назови, какого цвета самая длинная (короткая) палочка.

- Какой формы белая (голубая, оранжевая) палочка.

- Выложи все красные палочки слева от себя, а голубые – справа.

- Какого цвета палочки длиннее (короче) фиолетовой.

- Выложи все палочки в ряд в порядке убывания. Какого цвета палочка стоит между…

2. Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.

Слайд № 28 При конструировании из палочек у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира.

Слайд № 29 Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.

Примерные задания:

-Выложи из любых палочек мебель для куколки.

-Выложи разные машины, самостоятельно подбирая палочки.

-Выложи коврик для собачки из любых палочек. Слайд № 30

-Выложи из палочек любых животных.

Слайд № 31 3. Формирование элементарных математических представлений.

Использование цветных палочек Кюизенера позволяет развивать у дошкольников представления о числе на основе счёта и измерения; формировать осознание соотношений «больше - меньше», «больше - меньше на…»; формировать умение делить целое на части; Слайд № 32 находить состав числа из единиц и двух меньших чисел; упражнять в порядковом и количественном счёте; измерять объект условной меркой.

Развивается умение различать и называть геометрические фигуры; происходит ознакомление с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу и т. д.)

Примерные задания:

- Белая палочка обозначает число 1. Положите под розовой палочкой столько белых, чтобы их края уравнялись. Сколько белых палочек уместилось под розовой, такое число и будет обозначать розовая палочка. Самостоятельно определите числовое значение жёлтой палочки (голубой, красной и т. д.).

-Разложите карточки с цифрами по порядку. Положите к каждой цифре палочку соответствующую данному числовому значению.

-Я назову число, а вы покажите соответствующую палочку (и наоборот).

-Разложите палочки в порядке убывания (от самой длинной к самой короткой).

-Сосчитайте сколько всего палочек. Назовите, которая по счёту красная палочка (синяя, оранжевая и т. д.).

-Выложите из палочек треугольник, ромб, квадрат, многоугольник и т. д.

-Разложите палочки на листе так: в левый верхний угол положите синюю палочку, в верхний правый угол - красную, в левый нижний угол – розовую, в правый нижний - фиолетовую. Белую палочку положите на середину листа.

4. Предметный мир. Слайд № 33

Используя палочки Кюизенера как мозаику или конструктор, дети могут создавать конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений.

5. Развитие речи.

Палочки Кюизенера позволяют упражнять детей:

- в использовании сравнительных прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий;

- в построении предложно-падежных конструкций;

- в употреблении порядковых и количественных числительных;

- в запоминании и назывании основных цветов и их оттенков.

На приведённых примерах мы убеждаемся, что дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать программные задачи.

Слайд № 34

Как работать с материалом?

Этапы обучения в ДОУ

На первом этапе (работа с детьми 2-4 лет) палочки используются просто, как игровой материал. Дети играют с ними как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма.

На этом этапе рекомендуется использование игровых альбомов разработанных в ООО «Корвет»:

На втором этапе (работа с детьми 4-7 лет) палочки выступают как пособие для маленьких математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий, количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте, арифметических действий. Упражнения в плоскостном и объёмном моделировании. Исследовательская деятельность при знакомстве с палочками. Выкладывание из палочек объектов, сюжетных картин. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей, самостоятельности. Моделирование, ориентировка на плоскости, кодирование и декодирование (цвет, число).

Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Отчет по инновационному проекту «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников средствами игровых технологий» Отчёт о реализации инновационного проекта по теме:«Интеллектуально – творческое развитие детей средствами игровых технологий и музейной.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование развивающих технологий Дьенеша и Кюизенера в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников
Опубликовано: 16 февраля 2020 в 11:20
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД