Папки-передвижки

Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками (3 фото)

Светлана Щепихина
Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками

Щепихина Светлана Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя школа Мезенского района», структурное подразделение детский сад № 2 «Журавушка»

Музыкальный руководитель

«Здоровье ребёнка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст. Его берегите, как сердце, как глаз». Д. Джабаев.

Публикация «Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками» размещена в разделах

Мы с вами знаем, что дети, живущие в современном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки. Виной тому постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования наиболее эффективных педагогических технологий в развитии дошкольников. Педагоги -профессионалы считают важным в работе с детьми дошкольного возраста использовать упражнения на релаксацию. Релаксация — специальный метод, появившийся за рубежом в 30–40-х гг. ХХ века. Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц. Эдмунд Якобсон, американский врач, является разработчиком метода релаксации под названием «Прогрессивная мышечная релаксация.

Якобсон опробовал техники релаксации на себе. После двадцати лет исследований он опубликовал свои результаты в книге «Прогрессивная релаксация». Его главная работа «Вы должны расслабиться» адресованная широкой публике, вышла в свет в 1934 году.

По словам Якобсона, его метод помогал справляться с разными заболеваниями, например, с бессонницей, заиканием, депрессией.

Метод релаксации полезен не только взрослым, но и детям. Актуальность использования релаксационных упражнений на практике состоит, на мой взгляд, в том, что применение данного метода позволяет добиться следующих результатов:

- создания в музыкальной деятельности с детьми атмосферы радостного общения и гармоничного самоощущения;

- активности и раскрепощённости детей,

- возникновения интереса у детей.

- усвоения детьми элементарных музыкальных знаний, развития музыкально-творческих способностей, познания себя и окружающего мира в процессе игрового, радостного общения с музыкой.

В результате применения релаксации, дети становятся более уравновешенными и спокойными. Упражнения на релаксацию позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление. Исследователи в этой области считают, что релаксационные упражнения полезны всем, но особенно — часто болеющим детям, возбудимым, тревожным. Они благотворно действуют на детский организм. Дети учатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота. С использованием релаксационных упражнений на занятиях создаётся положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость, снимается усталость. С их помощью у детей развивается пластика, координация. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Метод мышечной релаксации основан на следующем принципе: после сильного напряжения мышц наступает их сильное расслабление. То есть, чтобы расслабить какую-то мышцу, нужно ее предварительно сильно напрячь. Напрягая попеременно разные группы мышц можно добиться максимального расслабления всего тела. Этот вид мышечной релаксации самый доступный. Я применяю его в игровой форме в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Перед проведением релаксации поясняю детям, для чего нужно расслабляться, какую позу или исходное положение нужно принять, а в ходе упражнений контролирую степень расслабления детей. Во время выполнения упражнений на релаксацию учу детей распознавать ощущение напряжения и расслабления, которое вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Обучение релаксации через рассказ — метод особенно приятный, как для ребенка, так и для самого рассказчика. Некоторые дети любят активную фантастику с массой всевозможных приключений. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая взрослым, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Детям очень нравятся такие игры - превращения, они хорошо расслабляются, что заметно по их внешнему виду: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание.

В упражнении «Сосулька» (см. фото 2) детям предлагается представить, что они — сосульки. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Затем предлагаю представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая ими сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Чем больше дети вживаются в образ, тем больше пользы они из этого извлекут. Помогает детям расслабиться воображение.

В упражнении на релаксацию «Куклы- марионетки» (см. фото 1, 3

Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками

детям предлагаю поднять руки, выпрямить пальцы, вообразить себя куклами- марионетками. Представляю себя кукловодом с воображаемыми ножницами. Говорю, что «отрезаю» нити, идущие от пальцев, дети опускают пальчики, отрезаю воображаемые нити, идущие от локтей рук, детки опускают плавно руки, отрезаю нити, идущие от головы - дети опускают голову, отрезаю нити, идущие от спины- дети наклоняются вперёд, отрезаю нити, идущие от коленей- дети плавно ложатся на ковёр животиками вниз, расслабляются. (Проводится упражнение с педагогами).

Применяю упражнения на релаксацию со старшими дошкольниками в НООД, досуговой деятельности, также нередки случаи использования релаксации во время подготовки ко сну. Взрослый человек, прослушивая свою любимую песню или музыку, мысленно начинает успокаиваться Для детей применение звуковой релаксации также возможно, но, учитывая специфику и нестабильность детской нервной системы, необходима спокойная и мелодичная музыка. Наиболее подходящим вариантом для прослушивания могут служить мелодии, в основе которых присутствуют природные звуки, например:

– шум дождя;

– шелест листвы или травы;

– звук прибоя;

– пение птиц;

– звуки леса

Если дети напряжены, никак не могут успокоиться, включаю записи шумов природы на фоне спокойной музыки. Дети подготовительной группы очень любят слушать пение птиц, звуки моря, успокаиваются и с удовольствием засыпают. Материал для релаксации скачиваю в основном с педагогических образовательных сайтов.

В результате анализа своего опыта работы по использованию релаксационных упражнений с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу: данный метод помогает мне, как музыкальному педагогу ДОУ в работе с детьми на современном этапе. Применение релаксации позволяет детям восстановить силы, снять внутреннее мышечное напряжение, что способствует созданию доброжелательных отношений на занятии. Использование релаксационных упражнений активизирует память, воображение, внимание у детей, помогает научиться владеть мышцами своего тела, а в дальнейшем – самостоятельно контролировать своё состояние, применять в жизни полученные навыки релаксации.

При опросе детей подготовительной группы, применяют ли они дома знакомые упражнения, большинство дали положительный ответ. Оказалось, что детишки с удовольствием выполняют релаксационные упражнения не только индивидуально, но и с группой друзей, что меня очень порадовало, потому что умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – это еще один шаг к развитию у них уверенности в себе.

Литература:

1. Казакова Г. Н. Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста // Молодой учёный. — 2016. — №24.

2. Гринберг Дж. С. Управление стрессом. – СПб. : Питер, 2002.( https://www.studfiles.ru/preview/1763855/)

3. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб. : Питер, 2006. (sdo.mgaps.ru›books/KP5/M6/file/3.pdf)

www.maam.ru

https://ru.wikipedia.org/wiki/Якобсон,_Эдмунд

https://yoga.jofo.me/681636.html

https://love-mother.ru/relaksaciya-dlya-detej.html

Фото №1 Здоровье не купишь никто не продаст Фото №2 Его берегите как сердце как глаз
Публикации по теме:

Использование адаптированных музыкальных инструментов в корекционной работе с дошкольниками с ТНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Россияночка» города Смоленска Методическая разработка.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с дошкольниками (фотоотчет)Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с дошкольниками (фотоотчет) Игровой набор «Дары Фрёбеля» включает в себя четырнадцать видов образовательных материалов, разработанных Фрёбелем и его последователями.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической.

Использование интерактивного пола в работе с младшими дошкольниками.Использование интерактивного пола в работе с младшими дошкольниками. Райкова Кристина Сергеевна воспитатель МАОУ школы №31 дошкольно о отделения. Использование интерактивного пола в работе с младшем дошкольниками.

Использование нестандартного оборудования в работе с дошкольниками.Использование нестандартного оборудования в работе с дошкольниками. Использования нестандартного оборудования в работе с дошкольниками. Нестандартное физкультурное оборудование в работе с дошкольниками.

Использование природного материала в работе с дошкольниками. Занятие по лепке «Братья ёжики» ЗАНЯТИЕ Задачи: развивать в детях бережное и ответственное отношение к живой природе и её обитателям; развивать через эмоциональную сферу.

Использование социо-игровой технологии в работе с дошкольниками В условиях обновления содержания образования педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных.

Консультация для педагогов «Использование конструктора «Лего» в работе с дошкольниками» Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит.

Консультация для родителей «Использование игр и игровых упражнений в работе по формированию связной речи» ЦЕЛЬ: Ознакомление родителей с формами и средствами развития связной речи МАТЕРИАЛ: - методическая литература для оформления выставки-презентации;.

Отчёт по самообразованию «Использование фототехники при работе с дошкольниками» «Использование фототехники при работе с дошкольниками» Хочу сразу отметить, что тема очень интересная и объемная: ограничений нет - можно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками
Опубликовано: 30 марта 2017 в 18:19
+53Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Щепихина (УИ 80049) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД