Папки-передвижки

Использование русского народного творчества в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Римма Ертикеева
Использование русского народного творчества в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Использование русского народного творчества в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

В гости к сказке.

Встрече ребёнка со сказкой должна предшествовать подготовительная работа, суть которой – постепенное формирование у него образного, художественного восприятия сюжетов, более глубоких по объёму и более глубоких по содержанию. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда перед ребёнком постепенно открывается притягательная сила народного слова, закладывается любовь к народному искусству, а также первые привязанности к родному дому, краю, Родине.

Публикация «Использование русского народного творчества в работе с детьми младшего дошкольного возраста,» размещена в разделах

Воспитатель должен чувствовать каждого ребёнка, ведя занятие. Активизировать роль каждого, пытаясь раскрыть их индивидуальность. Для ознакомления детей с народным фольклором, с предметами русского быта, с красотой природы, с создания в воображении детей картины благодатного лета, я выбрала сказку «Маша и медведь», в которую внесла элементы фольклора и новые образы.

В этой сказке мною была разработаны комплексные занятия на основе требований общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией М. Л. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарвоой, отражающие интеграцию всех образовательных областей.

Интеграция образовательных областей:

1. Речевое развитие

2. Художественно-эстетическое развитие

3. Физическое развитие

Виды детской деятельности:

1. Игровая

2. Коммуникативная

3. Познавательно-исследовательская

4. Изобразительная

5. Музыкальная

Планируемые результаты:

С интересом слушают сказку, отвечают на вопросы по содержанию, проявляют эмоциональную отзывчивость на фольклорные произведения, колыбельные песни.

Цель:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь». Помочь детям понять смысл сказки, воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, создать доброе настроение, используя словосочетания : «Медведюшко-батюшко, коровушка-матушка, бурёнушка, характерные для ласкового колорита народной поэзии, закрепляющие и расширяющие знания детей о диких и домашних животных. Знакомить детей с предметами народного быта : печка, чугунки, кувшины, ухват, прялка, колыбелька».

С посудой: чашки, ложки, самовар.

Материал и оборудование:

Фигурки бабушки, дедушки, Маши, медведя, собаки, кошки, зайца, волка, лисы, коровы, поросенка, козы. Макеты избушек, колодца, деревьев, забора.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Садитесь ребята рядком, поговорим ладком, слушайте меня внимательно. А расскажу я вам сказку про девочку Машеньку и медведя.

2. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь». (Воспитатель читает сказку с показами иллюстрации)

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес — по грибы да ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

-Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.

Пошла Машенька с корзиночкой красненькой, с подружками в лес погулять, грибки да ягодки пособирать. Собирают грибки да ягодки и песенки распевают:

Приходи летечко,

Принеси грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Солнышко красное,

Погоду ясную.

Кустик за кустик, деревце за деревце и отстала Маша от подружек. Заплакала Машенька не знает куда идти. Кругом лес, деревья стоят высокие, ничего не видать. Шла, шла Маша по лесу, видит, на опушке стоит избушка. Кто же в этой избушке живёт?

Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь — дверь и открылась. Вошла Машенька в избушку и видит: стоит печка, кровать большая, стол, стулья, лавочка возле стены. Устала Маша, прилегла на кровать и не заметила, как уснула. А в этой избушке жил медведь. Он как раз из леса возвращался. Заходит в дом, видит, девочка спит. Такая хорошенькая, пригоженькая, щечки-словно яблочки наливные. Понравилась она Мишке.

— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Тут и Маша проснулась, испугалась и говорит медведю: «Отпусти ты меня домой к дедушке и бабушке». А медведь ей отвечает: «Нет, нет не отпущу. Мне хозяюшка в доме нужна-полы мыть, пироги печь, щи варить да стирать. А хорошо будешь трудиться, я тебя не обижу».

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке. Варила кашу, пол подметала веником. Веник-то по полу скок-скок и сел в уголок. А самовар-то самовар, как толстячок подбоченивши бочок, шипит и кипит, всем пить чай велит. А какую кашу вкусную Маша в чугунке варила, Мишка ел и похваливал: «Хороша кашка, да мала чашка».

Медведь на целый день уйдет в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

— А если уйдешь, — говорит, — все равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого…

Думала она, думала и придумала.

Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

— Медведь, медведь, отпусти меня на денек в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

— Нет, — говорит медведь, — ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.

А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

— Ладно, — отвечает медведь, — давай короб!

Машенька говорит:

— Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик!

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню.

Шёл по ельничкам, по березничкам, устал, отдохнуть местечко нашё л и говорит: «Сяду на пенек, съем пирожок».

А Машенька из короба:

— Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

— Ишь какая глазастая, — говорит медведь, — все видит! А солнышко-колоколнышко припекает, Мишке жарко, устал он и говорит:

— Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

— Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Удивился медведь:

— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Встал и пошел скорее. Видит, деревня стоит весела, петушками населена, певунками красными, да разгребенястыми. Дошёл Мишка до деревни, а вот и дом дедушки с бабушкой. Только он к дому подошёл, собаки его учуяли, залаяли. Мишка испугался, поставил короб возле избы и убежал в лес. Вышли дедушка и бабушка, смотрят короб стоит, а в коробе их внучка Машенька сидит. Стали они её обнимать, целовать, умницей называть.

А скоро и папа с мамой Машины приехали из города, да ещё и братика Иванушку из города привезли. Хорошего, пригожего, словно оладушек в меду. Машу стали хвалить, приговаривать:

«Ах, ты наша умница, разумница,

Сладкая конфеточка, серебряная веточка,

Девочка-припевочка, золотая белочка».

Иванушка к Маше подбежал, и сестричку свою крепко поцеловал. И стали они жить-поживать, добра наживать, в ладу, а не в ссоре.

«Когда семья в куче-не страшны тучи».

Стала Машенька за братцем приглядывать, когда мама с папой в город уезжали. Играла с ним, сказки рассказывала, песенки пела, спать укладывала. Положит его в люлечку, колыбельную споё т:

«Баю-баю, баюшок

Спи Иванушка браток,

Сладкий сон к себе мани,

Спи, пригоженький, усни».

А пока Ванюшка спит, она и полы подметёт и коровушку накормит, да ещё и песенку споё т:

«Уж как я ль свою коровушку люблю,

Сытно пойло я коровушке налью,

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Кушай вволюшку Бурёнушка моя».

Проснётся Ванюша, Машенька возьмёт его с собой в чисто полюшко погулять, Бурё нушку поманит:

«Ты Бурёнушка ступай,

В чисто поле погуляй.

А вернёшься вечерком,

Нас напоишь молочком».

Гуляют они с Ванюшей и Бурёнушкой, на деревья любуются, цветочки собирают, жучков и бабочек разглядывают, пение птичек слушают. Побегают, поиграют, а когда проголодаются, домой идут. А дома бабушка с дедушкой их ждут, встречать выходят. А вместе с ними и собачка Жучка бежит, веселым лаем заливается, хвостиком виляет.

И обед на столе готов: щи да каша, кормилица наша.

Каша из гречки,

Где варилась?

-В печке.

Сварилась, упрела

Чтоб Ванюша с Машенькой ели.

Кашу хвалили, на всех разделили…

Досталось по ложке

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Собакам и кошке.

И дети доели последние крошки.

А вечером и мама с папой вернулись.

Вот и вся семья в сборе,

Не знать бы им горя.

Живут они дружно,

Вот так и нужно.

Рефлексия: Какую мы сказку с вами прочитали?

Понравилась вам сказка? Какие песни пела Машенька?

Как звали братика Машеньки?

«Кто в лесу живет?» (по сказке «Маша и медведь»)

Цель: дать детям первоначальное представление о лесе и его обитателях: медведе, зайце и лисице. Познакомить детей с предметами русского народного быта : печкой, чугунком, самоваром. Учить использованию

опредмеченного названия цвета. Закрепить умение правильно держать кисть, набирать краску, совершенствовать умение ритмично наносить мазки, передавая следы зверей.

Материал: игрушки медведь, заяц, лиса, деревья из фанеры или картона, ковролин зелёного цвета, имитирующий травку, мольберт, гуашь, кисточки, баночки с водой, кружки красного и зелёного цвета.

Интеграция образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Речевое развитие.

Познавательное развитие.

Виды деятельности:

Игровая, коммуникативная, музыкальная, изо.

Содержание НОД:

В группу влетает сорока-белобока. Она здоровается с детьми. Воспитатель к ней обращается:

-Сорока, Сорока, где была?

Сорока: -Далёко.

Воспитатель: -Где ты летала? Что ты видала?

Сорока: -А летала я в лес, где полно чудес, много я видала, много я узнала.

Воспитатель: -А что ты видела в лесу? Расскажи ребятам.

Воспитатель подводит детей к ковролину, где изображён лес. Объясняет детям, что в лесу растё т много деревьев: ёлки, берёзы, сосны.

В лесу живут зайчики, они умею бегать, прыгать (показывает игрушку зайца, как он прыгает)

Воспитатель читает:

«Зайка серый, куда бегал?

-В лес дремучий.

-Что там делала?

-Лыко драл.

-Что из лыка плёл?

-Лапоточки.

-Для кого плёл лапоточки?

-Для сына и для дочки.»

Проводится игра. (Дети выполняют соответствующие движения)

«Скачет зайка маленький, около завалинки.

Быстро скачет зайка

Ты его поймай-ка.»

Зайка убегает. Дети подходят к домику.

Воспитатель: -Ребята, а вот стоит избушка, а кто же там живёт? Давайте посмотрим. Здесь Мишка живёт. Зайдём к нему в гости.

Здравствуй, Миша! (Дети здороваются)

Воспитатель: -Ой, как хорошо у него в избушке. Здесь и печка есть. Смотрите какая, с трубой. А возле печки дрова лежат. Миша в лес ходит, грибы да ягоды собирает, а придёт из леса, печку затопит, пирогов себе напечет. А на столе у него самовар стоит, словно жар горит, кран открывается, чай наливается.

А чугун-то, чугун, не пустой стоит, в нём суп кипит, а в кувшине молоко стоит. Наш Миша обедать собрался.

«А сначала Мишенька, выходи-ка, выходи.

С нами Мишенька, попляши, попляши.

Лапой, лапой Мишенька, помаши.

А мы вокруг Мишеньки хороводом пойдём.

Песенку весёлую запоём, запоём.

Будем в ладушки ударять, ударять.

Будет Мишенька нам плясать. (Дети хлопают в ладоши).

(Дети водят хоровод вокруг игрушки Мишки).

Воспитатель: -А пока Мишенька обедает, пойдём в лес грибочки пособираем (Дети подходят к фланелеграфу, воспитатель выкладывает ёлочки потом грибочки. Ёлочки-кружки зелёного цвета, грибочки-красного).

«Ёлочки нарядные, встали все в рядок,

И за каждой ёлочкой красненький грибок».

Дети самостоятельно выкладывают ёлочки и грибочки.

Воспитатель: -Пособирали грибочки? Пойдёмте ещё погуляем. Может быть ещё кого-нибудь встретим.

-А кто это там крадётся?

«Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса

Кто это?.»

Дети: -Лиса.

Воспитатель: -Много зверей живёт в лису и каждый зверь оставляет свои следы. (Обращает внимание детей на картину леса со следами зверей).

Вот прошёл медведь. У него крупные следы.

Вот лиса крадется. У неё следы поменьше.

Пробежал зайчик. У зайчика маленькие следы. А какие звери ходят по вашему лесу?

Дети изображают на листах с аппликацией ёлочек следы зверей.

Рефлексия:

Какие звери живут в лесу?

Как они ходят по лесу?

Какие следы у медведя, лисички и зайчика?

Публикации по теме:

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возрастаИспользование развивающих игр В. В. Воскобовича в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста Подготовил: воспитатель 1 квалификационной категории Абдулганеева Татьяна Владимировна Одним из главных событий в сфере образования стало.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста В современных социально – экономических и экологических условиях приоритетным направлением деятельности детского сада является организация.

Использование речевых игр в тематической работе с детьми младшего дошкольного возраста Тематика работы с детьми Название игры Описание игры Овощи Что лишнее? На столе разложены картинки: яблоко, свекла, морковь, капуста,.

Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Выступление. Развитие речи детей от 3 до 4 лет в детском саду имеет особое значение. Важнейшим источником развития выразительности детской.

Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Тип проекта. • По доминирующей в проекте.

Формирование лексики у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества Конева Наталья Владимировна воспитатель МБДОУ Д/С №52 г. Белгород, Белгородская область ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО.

Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста Опыт педагога по теме: «Развитие речи детей». Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие.

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста при формировании к-г навыков Программное содержание: - в доступной форме, через использование УНТ, учить детей проявлять уважение к своему здоровью; учить видеть недостатки.

Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи.

Воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русского народного творчества В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование русского народного творчества в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 16:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД