МААМ-картинки

Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Екатерина Кормилицина
Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1. Предисловие

Методическая разработка может использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателем. Интеллектуальная карта одна из современных образовательных методик, которая предлагает новую современную форму организации и проведения образовательной деятельности в рамках работы с детьми над проектами.

Публикация «Использование современной образовательной технологии „Интеллектуальная карта“ в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

При создании интеллектуальной карты вызывает у детей огромный интерес; развивается общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками; происходит становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

В данной методической разработке представлены :

алгоритм создания интеллектуальных карт при познавательно- исследовательской деятельности

- методические разработки занятий с детьми старшей или подготовительной к школе группы, по созданию интеллектуальных карт : «Космос», «Мир профессий», «Зеленое царство», «Семейные традиции»;

- мастер-класс для педагогов «Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с дошкольниками»

Мастер-класс для родителей «Создание интеллектуальной карты «Читаем вместе».

Планируемые результаты.

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать, и объяснять природные явления и поступки людей; склонен наблюдать и экспериментировать.

ребенок обладает элементарными представлениями из области живой природы, математике, естествознания;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

2. Введение

ФГОС дошкольного образования указывает педагогам на необходимость поиска современных образовательных технологий, и средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Быстрые темпы развития современного общества обязывают нас находиться в постоянном поиске современных идей и инноваций, для более качественной организации развития дошкольников. Каждый ребёнок от рождения по-своему уникален, задача же воспитателя — создать оптимальные условия для развития талантов и индивидуальных особенностей дошкольников, сделать окружающую среду ребёнка максимально насыщенной и разнообразной.

В связи с этим появляются новые методы, технологии развития способностей детей. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование интеллектуальных карт.

Интеллектуальные карты — это не только уникальный и простой метод запоминания информации, развития познавательных способностей дошкольников. Отличительным свойством технологии является то, что созданная карта отвечает всем требованиям для быстрого и объемного запоминания. Информация представляется для детей как целая картина которая воспринимается как целостный образ и параллельно карта воспринимается в словесной форме. Запоминаемость материала существенно увеличивается за счет зрительных образов и эмоционального восприятия.

Английский психолог Тони Бьюзен является основоположником метода использования интеллект-карт. Этот метод он рекомендовал использоваться в разных сферах деятельности, в том числе и в работе с детьми. В данной методической разработке представлен результат использования интеллектуальных карт в работе с детьми дошкольного возраста, с целью обобщения всех знаний по определенным темам.

Новизна данной методической разработки заключается в том, что использование данной карты позволяет выстраивать субъектно-субъектные отношения между воспитателем и детьми, выявить первичные представления ребенка и пополнить эти представления. Использовать данную карту можно во всех видах детской деятельности. Она является ярким элементом развивающей предметно-пространственной среды и относится к мобильной интерактивной работе, которая позволяет организовать успешное

взаимодействие детей, воспитателей, узких специалистов. Педагогов дополнительного образования и родителей. Карта является продуктом детской деятельности, что тоже важно. Карта помогает детям выстраивать последовательность отдельных элементов в рамках одной темы, запомнить, провести логические цепочки между событиями явлениями природы или предметами и людьми. Главное систематизировать знания. Воспитатель при обсуждении и создании карты легко определяет багаж знаний детей по выбранной теме. И если на первом этапе карта отражает только то, что дети знают, то на последнем этапе четко видно, что дети еще узнали, какой материал освоили в рамках выбранной темы. Создание карты легкий и достаточно динамичный процесс. Он не требует предварительной подготовки от детей, в работе используется не большое количество материала (иногда достаточно карандашей и листа бумаги). Интеллектуальные карты дети составляют и заполняют как сотрудничая с взрослым, с детьми своей группы так и самостоятельно, проявляют инициативу по заполнению карты (что, как и где нарисовать, творчески подходят к созданию карты выбираю как обозначат направления (рисунок, аппликация, коллаж и т. п.). В результате использования данной технологии формируется привычка соблюдать правила группы, умение работать в команде, договариваться. Первые занятия по созданию интеллектуальных карт знакомят детей с понятием «план», а также формируют у детей способность планировать свою деятельность при достижении поставленной цели.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Интеллектуальная карта — npимep легкой и эффективной технологии в образовательном процессе, которая требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат.

3.1 Цель и задачи методической разработки.

Цель:

Цель создания методической разработки внедрения в воспитательно образовательный процесс авторских игр, занятий, с элементами технологии

«интеллектуальные карты» в рамках проектной деятельности для формирования у детей старшего дошкольного возраста любознательности и развития познавательной активности.

Задачи:

- Развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

- Развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей,

- Формировать познавательные действия, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

Создать условия для овладения детьми технологией самостоятельного заполнения интеллект — карты.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между собой и окружающим миром.

Воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе.

3.2. Теоретические основы применения технологии «Интеллектуальная карта» в образовательном процессе ДОО

Автор данного метода Тони Бьюзен -британский психолог. Английское название «mind -maps», переводится как «карты ума», «карты памяти», или

«Мыслительные карты». В информационной среде дошкольного образования карты получили название «Интеллектуальные» это построение на бумаге алгоритма, схемы понятий связанных одной темой и распределение их на подтемы, которые в свою очередь наполняются своими направлениями и темами.

В данной разработке главным и ценным является процесс создания таких карт. Именно он

- интересен с точки зрения субьектных отношений,

с точки зрения необходимости создавать мобильные интеллектуальные работы в предметно-пространственной среде группы,

- является итоговым продуктом детской деятельности в рамках проектной деятельности.

Образовательная технология по созданию карт помогает пробудить в ребёнке способность и интерес к анализу к установлению причинно - следственных связей, изображению знаний об окружающем мире символами и знаками, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на несколько направлений.

Мотивацию для создания карт - планов дети придумали сами, вспомнив про любимых детских персонажей из мультфильма. Их герои близки и понятны дошкольникам. Ребята всегда с большим желанием откликаются на любую воображаемую ситуацию. Так есть предложение назвать интеллектуальную карту - «помогатором», из известного мультфильма про Фиксиков, которая помогает решать разные жизненные проблемы героев. Во время обсуждении с детьми темы недели «Осень в гости к нам пришла» для систематизации знаний и пополнения и обогащения предметно- пространственной среды продуктами детской деятельности, возникла необходимость создания «интеллектуальной карты» или как ее назвали дети

«помогатор». Так у карты появилось понятное детям название «Карта помогатор», которая представляет собой лист ватмана в центре картинка обозначающая тему карты. От нее в разные стороны расходятся стрелки дорожки обозначающие подтемы, которые наполняются информацией.

Взрослым важно рассуждать вместе с ребенком, увлекать его деятельностью по созданию карты, помогать выбрать направления интересные дошкольнику. Карта помогает мотивировать ребенка к организации познавательно — исследовательской деятельности: созданию фотографий, поиску картинок, собственному изображению различных предметов и явлений с помощью знаков и символов. Начинать использовать интеллектуальные карты можно в работе с детьми четырех лет и во всех видах деятельности. Например, в коммуникативной деятельности для составления рассказов, пересказов и для построения речевых высказываний в ситуации общения. В познавательно-исследовательской деятельности для систематизации знаний в области естествознания, математики, природы и формирования познавательной мотивации. В изобразительной деятельности - творческое изображение реальных предметов и явлений с помощью 3HАKOB И СИМВОЛОВ.

Большую роль играет интеллектуальная карта в проектной деятельности. Она позволяет детям самим открывать знания, учит формулировать вопросы, делать умозаключения и выводы.

Создание карты помогает наладить эффективное сотрудничество детского сада с семьей. У родителей появляется хорошая возможность стать активным участником в организации воспитательно-образовательного процесса.

Публикации по теме:

«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет Добрый день, коллеги и гости сайта. Представляю Вашему вниманию фотоотчет презентации своего опыта работы по теме: «Использование нетрадиционного.

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. " Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Социо-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возрастаСоцио-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста Для каждой современной дошкольной образовательной организации актуальным становится освоение и внедрение в практику инновационных педагогических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 февраля 2023 в 17:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Кормилицина (УИ 662250) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД