Татьяна Макарова
Использование современных «Кейс-технологий» для социально-коммуникативного развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребёнка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая рассматривается, как выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий.
Публикация «Использование современных „Кейс-технологий“ для социально-коммуникативного развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Связано это с увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультипликационных фильмов, с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить. В то время как общительность, умение контактировать с другими людьми — необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие нормального психологического развития личности.
Динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.
Работая с нашими воспитанниками, мы пришли к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач. Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, что позволит у них сформировать ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.
Педагоги МАДОУ «Детский сад № 56» решили попробовать внедрить в свою работу новую технологию развития воспитанников – кейс технология.
Кейс-технология - это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.
Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Кейс-технология направлена на :
- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.
- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т. д., прорабатывать различные проблемы, находить их решение.
- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.
- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.
- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.
Важной особенностью данной технологии является:
• умение дошкольников принять на себя роль;
• умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
• ролевое взаимодействие.
Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии
• Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
• Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
• Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
• Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.
• Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.
• Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.
• Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
• Навык положительного отношения к миру.
Виды кейсов :
• Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
• Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения детского сада).
• Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра, искажение информации и ошибки).
Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы. Педагог указывает на источники получения информации и, по возможности, вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, исправляя что-либо.
Таким образом, можно отметить, что применение кейс- технологии как инновационной социально-педагогической деятельности дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий.
На занятиях с использованием данной технологии у наших воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.
Ценность использования кейс- технологии мы видим в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия.