Марина Петрушечкина
Использование современных образовательных технологий в период адаптации в ДОУ детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование современных образовательных технологий в период адаптации в ДОУ детей раннего возраста
(Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут, я работаю, позвольте представить Вашему вниманию опыт работы по теме «Использование современных образовательных технологий в период адаптации в ДОУ детей раннего возраста».
(Слайд 2)
Публикация «Использование современных образовательных технологий в период адаптации в ДОУ детей раннего возраста» размещена в разделах
Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: помещение, распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг.
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
(Слайд 3)
На слайде представлены ключевые аспекты и поведенческие особенности детей раннего дошкольного возраста, проявляющиеся в период адаптации. Чаще всего в своей практике мы сталкиваемся с имениями эмоционального состояния: напряженность, беспокойство или заторможенность; нарушениями сна и аппетита; потерей уже сложившихся положительных привычек и навыков; снижением интереса к предметному миру, игрушкам, ко всему окружающему; падением уровня речевой активности, сокращением словарного запаса – новые слова усваиваются с трудом.
(Слайд 4) Процесс адаптации детей раннего возраста включает в себя следующие фазы:
1) Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
2) Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев).
3) Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Именно поэтому работа по поиску и использованию современных и наиболее эффективных образовательных технологий в период адаптации в ДОУ детей раннего возраста является чрезвычайно важной и актуальной.
(Слайд 5) В нашей практике для облегчения процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ используются следующие технологии : здоровьесберегающие, игровые технологии, хэппенинг. Остановимся более подробно на каждой из них.
(Слайд 6) Здоровьесберегающие технологии включают в себя целый комплекс технологий, в частности пальчиковую гимнастику. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Данное направление выбрано нами неслучайно, так как в адаптационной и коррекционно-развивающей работе с детьми раннего дошкольного возраста очень важно уделять большое внимание развитию мелкой моторики, и, как следствие, речевому развитию. В своем опыте работы мы попытались показать, как необходима для адаптации ребенка пальчиковая гимнастика. На основании наших наблюдений во время проведения пальчиковой гимнастики можно сделать вывод: пальчиковая гимнастика нравится детям нравятся, дети занимаются с желанием, они стали более внимательными, с удовольствием начинают выразительно повторять слова потешек. У детей начала улучшаться речь, процесс адаптации протекает более эффективно.
(Слайд 7) Утренняя гимнастика как технология адаптации детей раннего возраста в ДОУ выводит организм из пассивного состояния и подготавливает к предстоящей активной деятельности. Физические упражнения настраивают центральную нервную систему на рабочий ритм, совершенствуют координацию движений, увеличивают скорость крово- и лимфообращение, улучшают кровоснабжение тканей. Более глубоким становится дыхание, увеличивается поступление к мозгу, мышцам и внутренним органам кислорода, что, в свою очередь, способствует повышению уровня окислительных процессов в тканях. Улучшается моторная и секреторная деятельность желудка и кишечника. Улучшается осанка, увеличивается мышечная сила, повышается сопротивляемость организма различным заболеваниям.
(Слайд 8) Период, когда ребенок начинает ходить в детский сад – очень непростой, и в это время важно помочь ребенку его пережить. Для того, чтобы снизить стрессовую ситуацию, организуется специальный режим дня, который совпадает с биоритмами и потребностями малыша. Сон, гимнастика, прогулки, прием пищи, занятия и игры проводятся в определенные часы. Несоблюдение режима дня, в частности, режима сна, приводит к проблемам в поведении детей. Недостаток сна делает их капризными, плаксивыми. Кроме того, нарушение режима приводит к отклонениям обменных процессов в организме и снижению иммунитета. Поэтому мы особое внимание уделяем гимнастике после сна, придаем ей оздоровительную направленность. Основная цель – поднять мышечный тонус детей, облегчить переход от сна к бодрствованию. После гимнастики исчезает чувство сонливости, повышается умственная и физическая работоспособность.
(Слайд 9) Игровой самомассаж» является основой не только закаливания и оздоровления детского организма, а также эмоциональной стабильности в период адаптации. Использование упражнении самомассажа в игровой форме с музыкальным сопровождением способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой и конечно способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивают навык собственного оздоровления.
(Слайды 10-12) В период адаптации воспитанников раннего возраста нами используются игры, которые могут быть условно разделены на 2 группы.
1. Коммуникативные игры, направленные на формирование эмоционального контакта педагога с детьми и детей между собой. Это игры - забавы, хороводы, подвижные игры.
2. Игры на освоение окружающей среды, направленные на освоение детьми пространства групповой комнаты (детского сада, знакомство с персоналом детского сада, другими воспитанниками). Это были игры-путешествия, игры с предметами, подвижные игры.
На слайдах представлен ход игр, которые наиболее часто используются в нашей педагогической практике.
(Слайд 14) Анализируя свою педагогическую деятельность и работу других воспитателей, можно сказать, что изобразительное творчество детям раннего дошкольного возраста нравится больше всего. Такие занятия доставляют радость и чувство успешности. Изобразительное искусство приносит ребенку положительные эмоции, которые благоприятно влияют на его психологическое здоровье. В результате изучения разных методик по изобразительной деятельности, меня заинтересовал такой метод нетрадиционных техник рисования как «хэппенинг» (в переводе с английского «случай»). Суть данного метода заключается в том, что взрослый предоставляет ребенку полную свободу действий. Малыш рисует, что хочет и как хочет. А педагог в свою очередь помогает ребенку освоить различные техники рисования.
(Слайд 15) В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как:
- рисование пальчиками,
- рисование кулачком,
- рисование полураскрытым кулачком.
- рисование ладошками.
(Слайд 16) Изучив теоретически данную технику рисования, мы решили внедрить ее в систему педагогической работы в период адаптации детей раннего возраста, через инновационную технику рисования хэппенинг. Наши занятия были направлены на развитие интереса у детей к различным изобразительным техникам и материалам, формирование умений отобразить в пятнах, линиях и мазках задуманный образ. Малыши могут и хотят сосредоточиться только на том, что им интересно. Самое главное, что, создавая изображение, дети приобретают различные знания о том, что их окружает, овладевают в процессе работы новыми навыками изобразительного искусства. Всё необычное привлекает внимание ребенка, заставляет его удивляться. Использования инновационной техники Хэппенинг позволяет педагогу создать для каждого ребенка успешную ситуацию в этой деятельности, несмотря на небольшой практический опыт ребенка, руководитель старается поддержать положительный эмоциональный настрой и комфорт у воспитанников. Всё необычное привлекает внимание ребенка, заставляет его удивляться.
Использования инновационной техники Хеппенинг позволяет педагогу создать для каждого ребенка успешную ситуацию в этой деятельности, несмотря на небольшой практический опыт ребенка, руководитель старается поддержать положительный эмоциональный настрой и комфорт у воспитанников.
По итогам проведенного исследования мы можем прийти к выводу о том, что комплексное использование современных образовательных технологий, позволяет добиться эффективного результата в период адаптации в ДОУ детей раннего возраста.
(Слайд 17) Спасибо за внимание!