МААМ-картинки

Использование среды Монтессори в работе учителя-дефектолога

Инна Мусиенко
Использование среды Монтессори в работе учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы

Методика Монтессори достаточно благотворно влияет на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует улучшению результатов их обучения.

Как и в традиционной системе М. Монтессори, все пространство нашего кабинета разделено на определенные зоны:

- зона упражнений практической жизни (материалы, с помощью которых ребёнок овладевает теми навыками, которые нужны ему в повседневной жизни; приобретает важные практические умения: следить за собой, своими вещами, обучается навыкам самообслуживания: «Пересыпание крупы», «Переливание воды», шнуровки, рамки-застежки и др.);

Публикация «Использование среды Монтессори в работе учителя-дефектолога» размещена в разделах

- зона сенсорного воспитания (предназначена для развития и утончения восприятия; совершенствования работы всех видов анализаторов: слухового ( материалы: «Шумовые цилиндры», «Шумовые шары», музыкальные игрушки); зрительного (материалы для различения цвета, формы, величины:); обонятельного («Баночки с запахами», осязательного ( материалы: «Доски для ощупывания», «Шершавые таблички», «Набор с тканями», вкусового («Вкусовые баночки»). Для развития стереогностического чувства используются материалы : «Геометрические тела», «Основные тела» пособие Дары Фрёбля», «Волшебные мешочки», «Сухой бассейн»; барического чувства («Весовые таблички»).

- математическая зона (пособия предназначены для понимания школьником порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления и т. д. Материалы: «Красно-синие штанги», «Веретена», «Шершавые цифры», «Золотые бусины», «Числа и чипсы» и др.).

- зона русского языка (работая с данным материалом, ребенок знакомится с буквами, ведется работа по подготовке руки к письму, расширению словарного запаса и т. д. Материалы: металлические рамки - вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги; материал для знакомства с письменными буквами - шероховатые буквы, поднос с манкой для письма; материал для написания слов - большой подвижный алфавит; материал для чтения - серии из карточек, наименование предметов, списки слов, предложений, книжек и др.);

- зона космоса (материал для знакомства с окружающим миром, значением роли человека в нём).

В нашей школе обучаются дети различных нозологий: это дети с расстройством аутистического спектра, школьники с ДЦП, а также дети, имеющие тяжелые множественные нарушения развития и т. д. Для каждого ребенка с особыми образовательными потребностями работа с Монтессори-материалом является не только обучающей средой, но и средой для формирования жизненных компетенций, т. е. делают его более самостоятельным, ребенок учится быть включенным в деятельность, достигать определенной цели, а также способствует эмоциональному благополучию и социальной адаптации.

Подготовленная среда и предсказуемость ежедневной активности в Монтессори-кабинете обеспечивают стабильность детям с РАС.

Для детей с аутизмом чрезвычайно трудна целенаправленная деятельность. Они быстро пресыщаются, устают, отвлекаются даже от интересных и любимых занятий. Предупреждению этого способствует частая смена видов деятельности и учет желания и готовности ребенка взаимодействовать с педагогом. Содержательной стороной занятий является деятельность, которую любит ребенок, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения, то есть педагогу необходимо ориентироваться на интересы и пристрастия каждого ребенка.

Для развития познавательной деятельности ребенка с РАС существует трехуровневая система.

Выделяют 3 уровня, характеризующие различную степень развития познавательной деятельности.

I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к познанию, способностью к самообслуживанию и самоконтролю своих действий, к оценке своих результатов. Развивается умение ребенка находить нужный предмет, брать его в руки, передавать педагогу. Понимать элементарные инструкции, выполнять простейшие осознанные манипуляции с предметами, соотносительные действия.

II уровень. Все признаки овладения познавательной деятельности еще нестойки. Но вместе с тем ребенок уже может познавать, хотя и возможны всякие отклонения в поведении. На этом уровне решаются такие задачи как: формирование навыка действовать по образцу; развитие и умение пользоваться определенными терминами (цвет, форма, величина, учится использовать противоположности : как вверх-вниз; худой - тонкий; холодный - горячий и т. д.

III уровень — начало формирования познавательной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии. С освоением каждого уровня задачи усложняются познавательным содержанием; возрастающими требованиями к умственной деятельности ребенка; развитием его самостоятельности.

Задачами этого уровня является углубление знаний об эталонных системах и закрепление в продуктивной деятельности: конструирование, лепка, работа с мозаикой; изучение временных понятий; диких и домашних животных; развитие логического мышления через решение задач разного спектра.

В работе с детьми с ДЦП использование Монтессори-материалов помогает решать следующие задачи:

- Предоставить каждому ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможность развивать и совершенствовать моторику, особенно мелкую мускулатуру рук и пальцев. В упражнениях соединять движения руки с работой интеллекта.

- Упражнять детей в проявлении заботы о самом себе: одеваться, раздеваться, причесываться и расстегивать одежду, мыть руки, выполнять самостоятельные действия по самообслуживанию. Для развития необходимых умений и навыков используются Упражнения практической жизни (переливание воды, пересыпание и сортировка круп, мелких деталей, нанизывание, закручивание, шнурование предметов, работа с рамками-застежками). (Демонстрация материала). Такие упражнения происходят из повседневных домашних дел, в которые ребенок с удовольствием включается. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность выполняется им совершенно самостоятельно.

- Также очень важно упражнять ребенка в проявлении заботы об окружающей среде : уборка мусора, подметание, сервировка стола, уход за цветами.

- Предоставить возможность ребенку индивидуально развивать и совершенствовать сенсорные эталоны.

Обучение построено максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных и интеллектуальных возможностей школьников. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью педагога, постепенно роль взрослого уменьшается и, наконец, ребенок по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий.

Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней, школьной и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что важно для социальной адаптации ребенка и дает возможность подготовить его к овладению профессией в будущем.

Дети, имеющие тяжелые множественные нарушения развития (или дети со сложной структурой дефекта) отличаются значительными нарушениями познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия.

Закономерностью психического развития детей со сложной структурой дефекта является трудность их адаптации в социуме и взаимодействию со специальной средой.

Дети со сложной структурой дефекта способны к развитию, хотя их развитие осуществляется замедленно, на аномальной основе и имеет существенные отклонения и своеобразные черты. Ведущими развивающими факторами для таких детей являются специальное обучение и воспитание. Основной задачей такого обучения является подготовка детей к самостоятельной жизни, умение ориентироваться в окружающем, выработать умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность в повседневной жизни. Педагоги, работающие с детьми данной категории, используют Монтессори-материалы, способствующие развитию каких-либо навыков и умений, позволяющие ребенку сделать необходимые выводы, а точнее, маленькие открытия.

К материалам, позволяющим приобрести практические навыки, относятся не только специально разработанные и сделанные пособия, но и самые обычные предметы, которыми мы часто пользуемся в повседневной жизни. Например, …

Применение элементов методики М. Монтессори в обучении детей со сложной структурой дефекта положительно влияет на динамику развития.

Чрезвычайно значимым является содержательный компонент педагогики Монтессори : большое внимание уделяется сенсомотоному развитию ребенка, развитию у него речи, мышления, умению концентрировать внимание и сосредоточенно работать, умению контролировать себя, свою деятельность и поведение. Большое значение имеет и конечная цель: воспитание самостоятельного, независимого, социально адаптированного человека.

Публикации по теме:

Аналитический отчет о проделанной работе учителя-дефектолога Аналитический отчёт о проделанной коррекционной работе за 2017-2018 учебный год учителя – дефектолога Блинковой Наталии Сергеевны..

Годовой аналитический отчет о проделанной работе учителя-дефектолога за 2015–2016 учебный год В 2015-2016 учебном году группу для детей с ЗПР посещали 16 детей. I. Диагностическое направление. С 1 по 15 сентября 2015 года была проведена.

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ «Использование информационно - коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда ДОУ» Аннотация: В данной работе рассматривается.

Использование инновационных педагогических технологий в работе учителя-логопеда В любой педагогической системе «Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача.

Использование кругов Луллия в работе учителя-логопеда Муниципальное образовательное учреждение г. Мурманска № 34 Учитель-логопед Гриценко Светлана Эдуардовна Использование кругов Луллия в.

Использование мнемотаблицы в работе учителя-логопедаИспользование мнемотаблицы в работе учителя-логопеда Развитие устной связной речи – одна из основных задач обучения и развития дошкольника. Для достижения положительных результатов в данном.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Приемы песочной терапии в работе учителя — дефектолога с дошкольниками с ЗПР и РАСПриемы песочной терапии в работе учителя — дефектолога с дошкольниками с ЗПР и РАС В настоящее время педагогическая песочница стала частым атрибутом кабинетов психолога, логопеда и дефектолога в дошкольных образовательных.

Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата Социально-экономические изменения, которые происходят в нашей стране, объясняют необходимость поиска путей совершенствования подходов к.

Опыт работы «Использование краеведческого материала в работе учителя-логопеда» Муниципальный семинар педагогов ДОУ «История и современность Богородского края» Использование краеведческого материала на логопедических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование среды Монтессори в работе учителя-дефектолога
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 18:32
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование среды Монтессори в работе учителя-дефектолога» (включая файлы) размещена пользователем Инна Мусиенко (УИ 782114) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД