Елена Иноземцева
Использование STEM-технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
STEM— это уникальный подход к образованию детей с разными образовательными потребностями (в том числе с Ограниченными Возможностями Здоровья.
Обучение ведётся не через пассивное слушание, заучивание и наблюдение, а через включенность детей в активный познавательно-исследовательский процесс, формирование сенсорного, познавательного, коммуникативного и исследовательского опыта.
Публикация «Использование STEM-технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
2 слайд
В настоящее время увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому для нас, педагогов несомненно важным является поиск универсальных средств, методов и приемов, которые бы отвечали современным требованиям коррекционно-развивающей работы.
Обучение детей с ОВЗ с использованием STEM- технологий требует особого педагогического и методического подхода к созданию вариативной модульной среды, к учету образовательных возможностей и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым обычно относятся
• трудности восприятия и переработки информации,
• трудности в коммуникативной и моторной сферах,
• особенности познания окружающего мира и формирования понятий.
При реализации STEM-технологий с детьми ОВЗмы спланировали образовательную деятельность таким образом, чтобы максимально задействовать сильные стороны каждого ребенка и тем самым обеспечить ему возможность реализовать себя, почувствовать себя успешным, раскрыть свои способности и таланты.
3 слайд
Учитывая особенности развития наших детей мы уделили особое внимание следующим центрам:
• Центр конструирования
• Центр занимательной математики
•
4 слайд
Центр Конструирования
Отличной системой для развития инженерного мышления детям с ОВЗ являются конструкторы. Среди них особенно выделяется конструктор ЛЕГО, ведь Лего конструктор - Один из самых востребованных в мире современных конструкторов.
5 слайд
Игры с ним представляют огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.
6 слайд
Также из дидактического материала STEM образования в центре конструирования мы используем:
• Набор счетных палочек Геостикс "Юниор" с заданиями
Набор из гибких палочек различной длины, соединяющихся между собой под разными углами, позволяет детям развивать творческий потенциал.
Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу (карточки в комплекте) или по собственному замыслу.
7 слайд
• Набор "Гайки и болтики с блоками" предназначен для развития мелкой моторики и речи ребенка, знакомит с цветами и геометрическими формами. С его помощью ребенок развивает навык сопоставления, учится считать, сортировать по определенному признаку, развивает усидчивость и терпение.
8 слайд
Центр Занимательная математика
В данном центре представлены дидактические пособия и игры из комплектов STEM – образования, которые отличаются яркостью, красочностью, удобством применения и обработки, снабжены карточками-алгоритмами и т. д. С их помощью нами производится комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.
Детям с ОВЗ легче выполнять задания в наглядном виде и STEM-технологии в полной мере удовлетворяет этот запрос.
Вот только несколько примеров пособий и игр, представленных в нашем центре:
9 слайд
• Радужные камешки — это интересный, пригодный для сенсорного развития многогранный материал. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление.
10 слайд
• Набор чашек и пинцетов для сортировки - идеальный инструмент для игр-сортировок, направленных на развитие мелкой моторики, изучение цветов, счета и т. д.
11 слайд
• Набор «Геоигра» - он предназначен для развития мелкой моторики, математических способностей и речи ребенка, знакомит с цветами и основными геометрическими фигурами. С его помощью ребенок учится считать, сортировать по определенному признаку, развивает усидчивость и терпение.
12 слайд
• Звенья фигурные с карточками - в ходе игры с данным пособием ребенок развивает моторику, повторяет основные цвета с основными геометрическими формами. С помощъю звеньев можно составлять цветовые и геометрические ряды и цепочки, в том числе и по образцу (в наборе есть 20 2-х сторонних карточек с заданиями). Еще можно тренировать пространственное
воображение, развивать мышление, логику.
Для детей ОВЗ при самостоятельной работе большим подспорьем и фактором мотивации являются разработанные карточки с готовыми алгоритмами.
Некоторые дети сначала выкладывали карточки- алгоритмы, но довольно быстро стали справляться без них, выстраивая алгоритмы сначала в уме.
С помощью этих игр у детей развиваются наблюдательность, внимание, мышление и мелкая моторика.
13 слайд
Заключение
В заключении можно сделать вывод, что использование STEM-технологий отлично подходит для социальной адаптации детей с особенными образовательными потребностями своей наглядностью и практико-ориентированностью. Помогает успешно решать коррекционно-развивающие задачи.
STEM-технологии наряду с коррекционно-развивающими мероприятиями имеют огромный ресурс для развития и обучения, удовлетворения индивидуальных потребностей детей с ОВЗ.
Таким образом, использование Stem-технологий в организованной образовательной деятельности обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях.