Елена Михеева
Использование театрализованной деятельности и сказкотерапии в работе с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность оказывает большое, разностороннее влияние на развитие личности ребенка. Это позволяет использовать её для решения многих проблемных ситуаций, которые возникают в детской среде. Причем использовать опосредованно от лица какого-либо персонажа. Во время проведения театрализованных игр ребенок начинает чувствовать себя более раскованно, свободно и непринужденно. Такой вид деятельности имеет большое значение, т. к. здесь важен не только результат, но и сам процесс, который доставляет детям радость и удовольствие. Атмосфера радости от совместной деятельности способствует не только эмоциональному раскрепощению ребенка, но и обогащению словаря, развитию эмоционально-волевой сферы, памяти, внимания, влияет на положительные качества личности ребенка. Помимо этого, в процессе работы над выразительностью роли, совершенствуется звуковая сторона речи, её интонационный строй. А диалог персонажей или отдельные реплики ставит ребенка перед необходимостью четко, ясно и понятно изъясняться. Инсценировки литературных произведений, сказок, басен, стихов или же песен готовят детей к развернутому, связному и последовательному изложению мысли, упорядочивают их речь. В процессе театрализованной деятельности идет знакомство ребенка с окружающим миром через образы, краски и звуки.
Публикация «Использование театрализованной деятельности и сказкотерапии в работе с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Поэтому так важно найти такие пути для раскрытия личности ребенка, его раскрепощения и развития. Это поможет не только преодолеть имеющиеся у детей нарушения речи, но и будет оказывать влияние на мышление, внимание, память ребенка, сделает его чутким к красоте, как в искусстве, так и в жизни. Именно организация совместной, творческой деятельности, поучительной и увлекательной, которая основана на игре и свободных проявлениях, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребенка.
Отдельно хочется упомянуть о роли сказок в жизни малыша. Ведь фантастический сказочный мир, который наполнен тайнами и волшебством, всегда привлекал детей. Ребенок с радостью погружается в такой воображаемый мир и начинает в нем активно действовать, творчески преобразуя его. Через сказки, дети получают знания об окружающей действительности, о взаимоотношениях людей, учатся находить выход их трудных ситуаций, верить в чудеса и силу добра, любви и справедливости.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в до-школьном возрасте? Во – первых, в этом возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно фантазировать и мечтать. При этом сказка является для детей не только вымыслом и фантазией. Это еще и особая реальность, которая помогает раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. Во – вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов дошкольнику предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что он так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет детям усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Каждый ребенок является уникальной личностью, обладающей своими особенностями восприятия мира, и поэтому цель сказкотерапии – помочь ему выявить и осознать свои проблемы, в нашем случае – речевые, и показать некоторые пути их решения.
Сказкотерапия дает возможность педагогу в опосредованной для до-школьника форме влиять на развитие речевых и психических функций (мышление, память, внимание, воображение). Также, при работе с детьми, идет постоянное воздействие на собственно речевое развитие, формирование лексико-грамматического строя речи, активно тренируется связная речь ребенка, умение слушать другого, рассказывать и пересказывать, умение вести монологи и диалоги.
При проведении итогового мероприятия сочетается сказкотерапия, игротерапия, арттерапия. При подготовке к спектаклю дети помимо разучивания ролей делают рисунки по сказке, а затем обсуждают их. Также эффективно использовать коллективное рисование всей группой на большом листе бумаги по заранее обсужденному сюжету. Активно используются на этом этапе различные игры, такие, как речевые, связанные с сюжетом сказки, а также игры, направленные на разрешение трудностей и проблем детей, сплочение группы и осознание групповой поддержки.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности : пением, движением под музыку, слушанием. Роль педагога заключается в том, чтобы помочь детям наиболее полно раскрыть свои артистические способности. В процессе работы над театральной постановкой в первую очередь развивается воображение и фантазия. Моя задача как педагога на этом этапе – направить ребенка и поддержать его стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, широко используя движения, позу, мимику, жест, речевую интонацию. А также задача состоит в создании особой атмосферы эмоционального принятия ребенка, где не только поддерживается все позитивное, доброе, что у него есть, но и признается право ребенка на любые чувства.