Екатерина Горчакова
Использование техники PAPERCRAFT в развитии технического творчества детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного развития информационных технологий в России востребованы специалисты с новым стилем инженерно-научного мышления. Поэтому в образовательную деятельность ДОО вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, направленные на развитие технического творчества.
Публикация «Использование техники PAPERCRAFT в развитии технического творчества детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Конструирование и моделирование из бумаги – это один из видов технического творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги, связанная с созданием пластических образов путем изменения плоскости листа с помощью разнообразных приемов (сгибания, скручивания, надрезания, обрывания и т. д.).
Чем отличается моделирование от конструирования?
*Моделирование – построение моделей, процесс познания действительных объектов, где модель – это изделие, являющееся трехмерным упрощенным изображением предмета в установленном масштабе.
*Конструирование – создание различных объектов. Мыслительная и практическая деятельность здесь направлена на то, чтобы сделать предмет, который несет в себе элемент новизны, не повторяет и не дублирует, в отличие от моделирования, действительные объекты.
Популярным видом моделирования в наше время является моделирование из бумаги. Его простейшие разновидности представлены различными видами оригами. Однако оригами – это все же больше символическое моделирование, близкое к условному искусству. А из бумаги можно создавать и полноценные модели довольно сложных объектов.
Бумажное моделирование делится на два направления — это 2D моделирование и 3D моделирование.
2D моделирование — это изготовление моделей в двухмерной плоскости. Обычно это вид моделируемого объекта сбоку, снабженный подставкой для придания модели устойчивости.
3D моделирование — это изготовление объемных моделей в трехмерной плоскости. Модели собираются из предварительно окрашенных, вырезанных и согнутых бумажных деталей.
Такое моделирование возможно в двух техниках.
Полигональное моделирование как техника заимствована из компьютерных игр, где все объемные фигуры состоят из правильных и неправильных многоугольников, называемых полигонами.
И техника PAPERCRAFT, где создаются модели, заготовками для которых служат выкройки (развертки, вырезаемые из картона или бумаги.
Обучение моделированию в этой технике предполагает соединение игры и труда в одно целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. На основе образовательной деятельности осуществляется создание оригинальных творческих работ на заранее подготовленной основе (развертке, что полностью отвечает принципу возрастосообразности в развитии и воспитании ребенка.
Моделирование из бумаги в технике PAPERCRAFT развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, что особенно актуально для детей с тяжелыми нарушениями речи. Во время работы развивается память, формируются умения намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, формируется культура труда и аккуратность. Увлекательная деятельность позволяют ребенку открыть в себе творческие способности, развить воображение, художественный вкус.
В процессе складывания и склеивания бумажных моделей дети знакомятся с различными геометрическими фигурами, учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ и т. д.
В процессе работы дошкольники создают модели предметов и объектов действительности, отображая характерные их признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так, образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме.
В нашем детском саду осваивание бумажного моделирования начиналось с выполнения работ в технике оригами и моделировании объемных открыток и подарков в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Затем идея моделирования из бумаги воплотилась в образовательном проекте «Превращения бумажного листа», где детям предлагались готовые цветные развертки на начальном этапе, а затем – монохромные развертки для самостоятельного оформления. Так воспитанники сначала учились сгибать заготовку в нужном направлении, склеивая поочередно нужные детали, таким образом были выполнены такие работы как совы, животные, роботы, а затем ребята уже самостоятельно раскрашивали заготовки в зависимости от смыслового значения будущей модели, так появились цветные карандашики для макета, игровые кубики с заданиями, разнообразные домики.
В результате дети использовали свои работы в среде группы, создании макетов, игровых атрибутов. Оформление этих изделий позволяет воспитанникам развивать свою творческую фантазию и закрепить творческие навыки.
Таким образом, моделирование из бумаги в технике PAPERCRAFT является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Моделируя, ребенок учится не только различать внешние качества и свойства предмета, образца, у него развиваются познавательные процессы и практические действия. Так ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, анализирует его состав, последовательность действий, а потом собирает их в модель.
Это первые шаги старших дошкольников в самостоятельном техническом творчестве по созданию моделей простейших объектов.