Лучший педагог года

Использование технологии арт терапии в социально реабилитационном центре

Людмила Шаповалова
Использование технологии арт терапии в социально реабилитационном центре

В нашем социально реабилитационном центре мы активно используем технологии арт – терапии, такие как драматерапия, сказкотерапия, изотерапия, куклотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, библиотерапия. Так же нами используются разнообразные игровые технологии. Игра педагога с детьми дошкольниками - основной вид деятельности, направленный на усвоение ими общественного опыта.

Публикация «Использование технологии арт терапии в социально реабилитационном центре» размещена в разделах

Важную роль в коррекционной работе с детьми играет арт-терапия. Она сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, и педагогами.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, средствами художественной деятельности. Терапия искусством направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем, строится на вере в творческую основу личности.

В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый ребенок, это не требует наличия у него способностей к творчеству. Терапия искусством помогает устанавливать отношения между людьми, ребенок не только выражает себя, но и больше узнает о своих сверстниках.

Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием. Происходит развитие творческиех возможностей. Во время занятий арт-терапией ребенок может открыть в себе неизвестные ранее таланты.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Классическая арт-терапия включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: рисование, лепка, живопись, графика и фотография. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также изотерапию, маскотерапию, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, сказкотерапию.

Творческие занятия с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Техники и приемы подбираются по принципу простоты и эффектности.

Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники, коррекционные занятия должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку. Привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат. Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.

Важное значение имеет получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Способов создания изображений много: рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, нанесение изображения пальцами и ладонями, губками и перышками, размазывание пластилина по картону и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, выплеснув свои эмоции в изодеятельности.

Смысл психологической арт-терапевтической работы в том, что дети получают возможность выразить себя, могут делать то, что в обычной жизни им запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции. Высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее расслабленнее. Демонстративность и негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

В процессе восприятия подлинного произведения искусства, рождаются эмоциональные откровения полные неожиданности, новизны, творческого самораскрытия. Одновременно с обогащением эмоционального опыта при общении с искусством происходит также и освоение социально приемлемых способов эмоционального реагирования. Произведения искусства помогают проявлению назревающих душевных чувств, поднимают их на новую высоту. Очень сложно, а в некоторых случаях и опасно моделировать ситуации, позволяющие детям проявить всю гамму чувств, необходимую для их эмоционального развития, и в этом случае умело подобранные произведения позволят решить эту задачу. Чувство страха, глубокой печали и даже горя дети могут испытать вместе с героями художественного произведения. Общение ребенка с искусством оптимально предоставляет модели для дифференциации эмоциональных состояний, создает возможность удовлетворения эмоциональных потребностей широкого диапазона, побуждает к сопереживанию, развивает эмпатичность личности.

Отсюда вытекает еще один прием коррекционной работы – музыкотерапия. Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде.

Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику. Можно выделить следующие формы использования музыкотерапии :

1) на занятии в качестве фона;

2) при засыпании;

3) для выплеска энергии.

Самостоятельные упражнения с музыкальными инструментами помогают ребенку выразить свои чувства.

Высокие результаты в коррекционной работе, согласно результатам многочисленных исследований, показал метод сказкотерапии.

Сказкотерапия была признана научным миром в качестве метода коррекции эмоциональных нарушений в начале 1990-х годов. С тех пор она начала стремительно развиваться и завоевывать все большее признание специалистов, равно как и получать все более широкое распространение на практике. В настоящее время ее используют психологи, педагоги и врачи, что говорит о просторе возможностей метода.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

У детей сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания.

С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Соприкосновение со сказочным миром снижает уровень тревожности и агрессивности, способствует развитию позитивной коммуникации; «несет» стабилизацию эмоционального состояния, социально-психологического климата в семье, группе.

Кроме того, специалисты по нейролингвистическому программированию утверждают, что метафора, используемая в сказке, обеспечивает взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга. Известен факт о том, что левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое – за эмоции, творчество, фантазию. Феномен сказки в данном случае заключается в том, что при ее прослушивании работают оба полушария: левое следит за развитием событий, а правое – дает возможность погружения во внутренний мир, развивая воображение. В результате интенсивного взаимодействия между полушариями образуется большое количество нейронных связей, которые существенно влияют на способность к обучению и развитию интеллекта ребенка, повышению его моральной и эмоциональной устойчивости.

Использование арт - терапевтических технологий позволяет помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

Литература.

1. Е. М. Рыбинский «Управление социальной защиты детства» 2004 Изд. Центр «Академия»

2. Л. В. Сафонова Психология социальной работы 2012г. Изд. Центр «Академия»

3. Фонд поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, новые подходы к решению проблем. Москва, 20010г.

4. Л. Я. Олиференко Т. и. Шульга Социально педагогическая поддержка детей группы риска Издаиельство центр «Академия» 2008г.

5. Л. В. Сафонова Психология социальной работы 2012г. Изд. Центр «Академия»

6. А. Г. Маклаков 6. В. С. Мухина Возрастная психология Москва 1999г.

7. Г. А. Урунтаева Дошкольная психология Издательство центр «Академия» 1996г.

Публикации по теме:

Групповые формы работы с детьми дошкольного возраста в социально-реабилитационном центре Основной формой организации обучения детей являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с Программой воспитания.

Использование песочной терапии на логопедических занятиях в детском саду Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Использование Су-джок терапии в процессе логопедической работы Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Конспект НОД «Использование песочной терапии для развития познавательных способностей детей раннего возраста» ЦЕЛЬ: -развивать и корректировать коммуникативные навыки ребенка, его эмоционально-волевой и когнитивной сфер, а также сенсорики с помощью.

Консультация «Использование элементов арт-терапии в работе педагога» .

Мастер-класс «Использование арт-терапии в работе c детьми дошкольного возраста» План проведения: 1. Знакомство. 1.1. Упражнение «Знакомство» Ведущий и участники знакомятся друг с другом, говорят о своем настроении.

Мастер-класс для воспитателей «Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми»Мастер-класс для воспитателей «Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми» Цель мастер-класса: обучение участников мастер - класса применению нетрадиционной методики в речевом развитии детей в рамках учебно-воспитательного.

Применение технологии социально-эмоционального развития «Я — Ты — Мы» О. Л. Князевой Слайд 1 «Опыт работы по применению технологии социально- эмоционального развития «Я - Ты - Мы» О. Л. Князевой Слайд 2 Наблюдая за детьми.

Реализация в МБДОУ социально-оздоровительной технологии «Здоровый дошкольник» (консультация по Ю. Ф. Змановскому) «Здоровый дошкольник» - совершенствование условий для реализации в МБДОУ социально – оздоровительной.

Консультация «Элементы арт-терапии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ» Современное дошкольное образование развивается в инновационных условиях. Значительно повышаются требования общества к его качеству. Смена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии арт терапии в социально реабилитационном центре
Опубликовано: 5 марта 2016 в 11:04
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД