МААМ-картинки

Использование технологии индивидуализации обучения и развития при моделировании развивающей предметно-пространственной среды

Эля Прудских
Использование технологии индивидуализации обучения и развития при моделировании развивающей предметно-пространственной среды

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей :

• Социально-коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

Публикация «Использование технологии индивидуализации обучения и развития при моделировании развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах

• Речевое развитие

• Художественно-эстетическое развитие

• Физическое развитие.

Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО) : часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Цели организации (РППС ДОО) :

• обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;

• обеспечение полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых;

• обеспечение реализации различных общеобразовательных программ

Нормативная база:

1. Концепция содержания непрерывного образования Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003

2. Психолого-педагогические требования Минобрнауки России • Письмо Минобрнауки России №035146ин/1403 от 15.03.2004 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» • Письмо Минобрнауки России №61/1912 от 17.05.1995 Методические указания «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»

3. Требования безопасности • ГОСТ 25779-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля» (с изменениями) • ГОСТ Р 51555-99 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства»

4. СанПиН • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013

5. Закон «Об образовании» • №273-ФЗ от 29.12.2012 • ФЗ №185 от 02.07.2013

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, оно должно приобрести определенные свойства :

• гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому пристраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

• непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

• вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

• интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

• открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

• установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

Структура развивающей среды. Основные элементы предметной среды

• архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты;

• художественные студии;

• игровые и спортивные площадки и их оборудование;

• игровые пространства оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами;

• аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др.

В состав предметно-игровой среды входят : крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Предметно-игровая среда должна отвечать определенным принципам :

• принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;

• принцип универсальности позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития;

• принцип системности представлен сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.

Пространственная развивающая среда включает себя совокупность подпространств:

• интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;

• физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;

• игрового развития;

• экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;

• компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.

В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается необходимость изучения и учета личностных особенностей детей. Однако определение индивидуализации, как принципа образования в научно-методических исследованиях нередко подменяется понятиями "индивидуальный" или "индивидуально-дифференцированный подход".

Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательную деятельность ДОУ. При этом он должен прослеживаться на организационном и содержательном уровнях, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например, в деятельности, спортивных, развлекательных мероприятиях.

Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Помимо базисных компонентов она включает в себя не только групповые помещения, но и другие функциональные площади. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

Таким образом, для создания единой развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка, как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, необходимо решить следующие задачи:

• создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире;

• освоение педагогами новых образовательных технологий, формирующих в детях желание осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни;

• овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании развивающей предметно-пространственной среды, способствующими повышению их профессиональной компетентности;

• эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.

Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения развивающая предметно-пространственная среда проектируется на основе:

-реализуемой в детском саду основной образовательной программы;

-требований нормативных документов;

-материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности); предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;

-общих принципов построения развивающей предметно-пространственной среды. Принципы конструирования развивающей предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях должна задавать психолого-педагогическая концепция современного образования, основным из которых является принцип соответствия развивающей предметно-пространственной среды форме и содержанию образовательной деятельности.

Таким образом, для построения развивающей предметно-пространственной среды учитываются следующие принципы:

1. Принцип интеграции образовательных областей. Интеграция развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребенка в образовательном процессе. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

2. Принцип открытости. Это принцип можно реализовать в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я». «Уголок именинника»- постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей, обозначением дня их рождения, гороскопом. Здесь же можно разместить «Дерево желаний», где ребенок может написать свои желания, о каком подарке он мечтает на день рождения или разместятся пожелания других ребят имениннику. Персональная посуда, чудесный мешочек или коробочка для подарков и т. п. «Звезда дня» - на самом видном месте вывешивается плакат с фотографией ребенка, избранного «Звездой дня». Каждый ребенок группы должен по очереди занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я- концепции», развитие самосознания и самооценки. Рубрика «Я умею», «Я люблю», заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности. В младших группах воспитатель совместно с ребенком фиксирует его достижения, а в старшем дошкольном возрасте, дети могут это сделать самостоятельно. «Я научился!»- информирует о достижениях ребенка. А намеренное фокусирование даже незначительных признаков прогресса помогает созданию положительной атмосферы, пробуждает ресурсы, развивает веру в себя и собственные силы. Для демонстрации достижений отдельного ребенка в группе или в приемной можно оформить персональные выставки работ детей. «Моё настроение» - в специально организованном уголке помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять не только свое настроение: плохое, хорошее отличное, в старших группах можно усложнить, используя для этого пиктограммы эмоционального состояния. Стенд «Я, какой!», на котором отмечаются качества ребенка (трудолюбивый, добрый, аккуратный).

«Мы друзья», стенд где ребенок отмечает своего друга, с кем он дружит, общается. Открытость обществу и открытость своего “Я” предполагает персонализацию среды каждой группы. Они имеют индивидуальные названия, свои стиль цветового оформления группы, оснащение групповых помещений сюжетной мебелью: например, времена года, космос, морская тематика, оформление стендов. Каждая группа может иметь свое название, которое обыгрывается в предметной среде группы, каждый ребенок имеет личный шкафчик, где написано его имя, данные его родителей, контактные телефоны.

3. Принцип гибкого зонирования заключается в организации пространства с подвижными трансформируемыми границами зон (спокойной и рабочей). Все части пространства должны обладать возможностью изменяться по объему сжиматься и расширяться. Образно говоря, пространство должно быть пульсирующим, чтобы каждая зона при необходимости могла вместить всех желающих. Для этого используются легко передвигаемые многофункциональные ширмы, подвижная мебель. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурной, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры- драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками, предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

4. Принцип транформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, гаражи не только на полу, но и на мобильных платформах. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин».

5. Принцип полифункциональности- предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками, предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

Если пространство группового помещения должно быть полифункциональным, то в связи с этим предлагают разделить его на три части:

1. Зона для спокойной деятельности («спокойная» зона). Здесь можно разместить центры «Книги», «Театрализованной деятельности».

2. Зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства - активным движением, возведение крупных игровых построек и т. п. (условно – «активная» зона). Здесь находятся центры сюжетно-ролевой игры, строительно-конструктивных игр, центр двигательной активности.

3. Рабочая зона. Здесь размещаются центры науки, игротека (математики, искусства, а также информационная доска и шкаф с материалом для работы в рабочей зоне. Именно эта зона превращается в полифункциональное, трансформирующее рабочее пространство. Она содержит материал и оборудование для занятия продуктивной деятельностью, «лаборатория» для занятия познавательно-исследовательской деятельностью и место свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Именно здесь используются столы разные по конфигурации. Столы должны быть лёгкими, подвижными. Все центры маркируются с помощью табличек с условными обозначениями.

Вся мебель не размещается только вдоль стен и имеет подвижные границы между зонами (перемещающие стеллажи, витрины, ширмы, двухсторонние мольберты, крупные объемные модули и т. п.). Каждая зона включает соответствующий материал (каким материалом нужно наполнить каждый центр, для этого необходимо ориентироваться на проект «Создание предметной развивающей среды»). Весь материал должен быть функциональным, а не витринным: надо чтобы ребенку было удобно взять, перенести с места на место (не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом и т. п.). Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, деревянных, картонных коробках, контейнерах и т. п.) с яркими метками-значками, облегчающих выбор.

Главная идея по оформлению игровых и спальных комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Организованная таким образом личностно ориентированная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

Публикации по теме:

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда моей возрастной группы организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься.

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда моей возрастной группы организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься.

Анализ предметно-пространственной развивающей средыАнализ предметно-пространственной развивающей среды Анализ предметно-пространственной развивающей среды в группе «Гномики» МБДОУ «Детский сад «Колосок» города Заозерного» в соответствии с.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды при подготовке к городскому конкурсу по ПДДОбогащение развивающей предметно-пространственной среды при подготовке к городскому конкурсу по ПДД 28 марта в нашем саду прошел городской конкурс "Зеленый огонек". Хотя мы и маленькие, 1 младшая группа, но нам очень хотелось принять участие.

Об особенностях развивающей предметно-пространственной среды .

Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды Развивающая среда группы построена с учетом следующих принципов: 1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. Уголок речевого развития в средней группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. Уголок речевого развития в средней группе Уголок речевого развития организован с учетом требований ФГОСа в средней группе. Принцип насыщенности среды реализуется в том, что материал.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Развивающая среда – это необходимый фактор для развития ребенка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда, тем интереснее и познавательнее.

Профессиональная компетентность педагога в моделировании развивающей предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…» В. Сухомлинский.

Создание развивающей предметно-пространственной среды. Центр познавательного развития для детей с ОВЗ Создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды как средство успешного формирования математических представлений детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии индивидуализации обучения и развития при моделировании развивающей предметно-пространственной среды
Опубликовано: 9 октября 2018 в 21:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД