МААМ-картинки

Использование технологии моделирования при формировании у дошкольников временных представлений

Елена Черенкова
Использование технологии моделирования при формировании у дошкольников временных представлений

МКДОУ ДСОВ №29 п. Тавричанка.

Использование технологии моделирования при формировании у дошкольников временных представлений.

Черенкова Елена Станиславовна, воспитатель 1 квалификационной категории МКДОУ ДСОВ №29 п. Тавричанка.

11.03.2014

Современная жизнь характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Поэтому современным людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая своё поведение и деятельность с учётом крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.

Публикация «Использование технологии моделирования при формировании у дошкольников временных представлений» размещена в разделах

Актуальность темы.

• Умение ориентироваться во времени даёт детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, таким образом готовиться к школе.

• Сформированность временных представлений у детей повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность, а значит, служит базисом его личностной культуры.

Время – философская категория.

Знакомство дошкольников с единицами измерения осуществляется в определённой системе и последовательности. Так как мышление дошкольников характеризуется предметной образностью и наглядной конкретностью, формировать представления о времени и его единицах, опираясь только на словесно – логические связи и объяснения, очень сложно.

Моделирование как метод познания.

Для развития интеллекта в дошкольном учреждении наряду с традиционными методиками используются инновационные педагогические технологии.

Порою бывает неудобным и невозможным рассмотрение реального объекта, процесса или явления, ведь они бывают иногда многогранны и сложны. Тогда лучшим способом их изучения и становиться построение модели, отражающей лишь какую-то грань реальности, поэтому считающейся более простой.

Такие временные характеристики, как длительность, последовательность и цикличность, можно рассмотреть, только используя технологию моделирования.

Моделирование – это метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей.

Модель – некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.

Временные модели, отражающие динамическую смену временных циклов, помогают дошкольникам не только закрепить временные эталоны, но и иллюстрировать свойства времени (одномерность, необратимость, текучесть, сменяемость).

Исходя из вышесказанного, можно определить:

Схема должна отражать:

• Число элементов рассматриваемой единицы времени (например: сутки (времена года) из четырёх, а неделя из семи);

• Длительность каждого элемента рассматриваемой единицы времени (например: дни недели равны по длительности, а части суток нет);

• Место каждого элемента в схеме (например: утро должно быть изображено после ночи, а в след за ним день и т. д.);

• Цикличность (периодичность, алгоритм).

Сутки – это первая единица времени, о которой узнаёт дошкольник.

Одновременно с условным словесным определением частей суток мы предлагаем детям и наглядное их изображение с помощью моделей.

Это могут быть предметные модели, на которых каждая часть суток обозначена картинкой, отражающей ежедневно повторяющиеся в режиме дня ребёнка действия, например, утро - утренняя гимнастика, день - подвижная игра или занятие, вечер – спокойные игры или просмотр вечерней сказки, ночь – спящий ребёнок.

Предметная модель может быть представлена и одним и тем же пейзажем в разное время суток с изображением небесных светил.

В младшей и средней группах дети используют линейные модели. Это начальный этап обучения моделированию, на котором мы учим действию замещения каждого элемента единицы времени.

Со старшей группы используется модель, которая состоит из четырёх частей, при её изображении обращаем внимание на то, что утро и вечер – более короткие по длительности временные промежутки, поэтому на модели розовый и серый секторы меньше, чем чёрный и белый.

Чтобы показать цикличность и периодичность времени, все временные модели, по которым работают дети, обязательно должны быть круговыми.

Самой сложной для детей является модель, представленная в форме спирали, на которой дети могут проследить цикличность (периодичность) частей суток и их непрерывность.

При формировании представлений о временах года мы используем элементы моделирования с младшей группы. Календарь природы мы представляем условно в виде картинок с одним и тем же пейзажем в разное время года.

В средней группе модель года можно представить, используя изображение какого-либо живого объекта, например, дерева, где каждый сектор отражает особенности его развития в разное время года.

В подготовительной группе модель года усложняется: дети отражают не только времена года, но и месяцы. При изображении месяцев лучше использовать оттеночные цвета, характерные для того времени года, к которым они относятся.

Знакомя детей с моделью «Неделя», мы руководствуемся знакомым правилом: отражаем число элементов единицы времени, место каждого элемента в схеме и цикличность (периодичность, алгоритм).

Каждый день недели должен иметь отличительную особенность, чаще всего мы обозначаем её цветом. Элементы модели лучше располагать по кругу (в виде цветка с семью лепестками или зонтика с семью секторами, кольца, окрашенного в семь цветов, бус с разными бусинками, таким образом, будет лучше видно, что после воскресенья опять приходит понедельник, и дни недели следуют друг за другом без конца.

Модель года и модель месяца могут быть представлены в виде различного вида календарей. Самой доступной моделью года для детей этого возраста является отрывной календарь. Дети легко усваивают, что листок – это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. По такой модели дети могут проследить, что время течёт и с каждыми сутками приближается ожидаемая дата (выходной, праздничный день или день рождения).

Более сложной моделью является календарь месяца, где отражается взаимосвязь между такими единицами времени, как сутки и неделя. Поэтому в подготовительной группе важно иметь календарь на текущий месяц.

Когда дети научатся пользоваться месячным календарём, им несложно будет разобраться с настенным или карманным календарём года. На календаре можно найти любую дату и определить, какой это будет день недели. Таким календарём, как моделью года, дети могут пользоваться только с помощью взрослых, тем не менее, их необходимо иметь в группе.

Используемые ресурсы. «Современное дошкольное образование. Теория и практика» №1(33)/2013

WWW.center-yf.ru

«Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа.» – Т. Г. Кобзева, Г. С. Александрова, И. А. Холодова – «Учитель», Волгоград, 2013 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в средней группе Видео №7 Дсов №10 «Волшебная страна» Организация работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в группе №7 "Золотой ключик" МКДОУ.

Роль воспитателя в организации игр детей раннего возраста Управление образования администрации Опаринского района Кировской области Районный методический кабинет УТВЕРЖДАЮ: ___Н. Б. Мартьянова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии моделирования при формировании у дошкольников временных представлений
Опубликовано: 4 января 2015 в 20:25
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД