Папки-передвижки

Использование технологии «Путешествие по реке времени» в работе с дошкольниками (2 фото)

Наталия Бобыкина
Использование технологии «Путешествие по реке времени» в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Публикация «Использование технологии „Путешествие по реке времени“ в работе с дошкольниками» размещена в разделах

В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, ребенок учится соотносить память о прошлом и свою собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей, вещей.

В практике своей работы активно использую технологию «Путешествие по «реке времени», которая направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи).

Впервые эта технология предложена Н. А. Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» - символы материальной цивилизации.

Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так и смоделированные.

Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопрос для исследования. Каждый вопрос заставляет детей сравнивать, устанавливать возможные связи и отношения между событиями. Педагог обсуждает вместе с детьми высказанные идеи, предположения. Обсуждение проходит в ситуации «круглого стола» вокруг ключевого предметного материала. На этом этапе педагог широко использует реальный предметный и иллюстративный материал. Реальных предметов должно быть несколько, чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала. Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования, представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми участниками, передавая из рук в руки. Только при такой работе с иллюстративным материалом возможно активное обсуждение, нахождение связей и зависимостей.

Следующий этап: фиксация «меток» времени на панно «река времени». Дети могут действовать как индивидуально, так и в подгруппах в зависимости от контекста и предложенного материала. Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединится за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.

Панно «река времени» должно быть «открыто» для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их. При этом оно должно быть мобильно: на очередном занятии надо иметь возможность снять её со стены и использовать для дальнейших «исследований».

Карта-панно («река времени» - это длинный бумажный лист размером 50*160 см или 60*180 см) символизирует линейное движение исторического времени : от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, например, «древность» - «старина» - «наше время». Педагог заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации – «метки» каждой остановки во времени.

Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний. Работая с дошкольниками ставлю следующие задачи:

1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

2. Формировать умение находить пути решения проблем, умение анализировать ситуацию.

3. Воспитывать коммуникативные навыки у дошкольников : умение выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения.

Совместно с участниками образовательных отношений (детьми и родителями) реализацию технологии «путешествие по реке времени» начали с темы «Чудеса на колесах – от телеги до современных машин», что, конечно, нашло большой отклик у мальчишек. Главной задачей было – раскрыть перед дошкольниками удивительный, многообразный рукотворный мир человека, вызвать восхищение людьми труда. Показать, как человек изменял транспорт, делая его более удобным, безопасным.

Использование технологии «Путешествие по реке времени» в работе с дошкольниками

Большой интерес вызвало создание «реки времени» по теме «Мой родной город» в рамках реализации проекта по гражданско - патриотическому воспитанию, который позволил познакомить детей с малой Родиной – родным городом, с его историей, достопримечательностями, традициями, с людьми, которые в нем живут.

Фото «Путешествие по реке времени»

При изучении истории города детьми при помощи педагога и родителей была собрана информация об истории города Первоуральска, подобраны фотографии старого и современного города, организована фотовыставка. Взрослые помогали ребенку в подборе материала (использование домашней и городских библиотек, книжных магазинов, поиск источников дополнительной информации, Интернет-ресурсов по теме проекта).

Опыт работы показывает, что технология «путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Литература.

1. Дыбина О. В. «Ознакомление дошкольников с предметным миром» : учебное пособие. – Педагогическое общество России. – Москва, 2007.

2. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». – М. : Линка-Пресс, 2007

3. «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста» : методическое пособие /авт. -сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова (и др.)Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014

Публикации по теме:

Современные образовательные технологии Современные образовательные технологии В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.

Современные образовательные технологии в ДОУ Современные образовательные технологии в ДОУ Составитель: муз. руководитель ГБОУ лицей (технологический)с. Хрящевка СПДС «Золотой колосок».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии «Путешествие по реке времени» в работе с дошкольниками
Опубликовано: 28 октября 2014 в 09:04
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии «Путешествие по реке времени» в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Бобыкина (УИ 241898) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД