МААМ-картинки

Использование технологии продуктивного чтения в начальных классах

Зарицкая Елена Викторовна
Использование технологии продуктивного чтения в начальных классах

Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.

Несмотря на то, что это довольно известная педагогическая технология, не все владеют данной технологией на практике.

Публикация «Использование технологии продуктивного чтения в начальных классах» размещена в разделах

Результат - ученики, которые не особенно интересуются чтением, не воспринимают литературные произведения во всей их глубине и красоте; не знают, как вести себя в различных ситуациях общения; с трудом решают текстовые математические задачи, потому что не могут проследить взаимосвязи и отношения между ее данными; недостаточно хорошо понимают стиль учебно–научных текстов, составляющих учебники русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и других школьных дисциплин. Таким образом, правильное чтение – это основа обучения не только в школе, но и за ее пределами.

Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется (даже с учетом ее многоэтапности, а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

В свою очередь Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования среди десяти обязательных образовательных областей назвали принципиально новую – «Чтение художественной литературы», которая должна обеспечивать достижение цели формирования у детей «интереса и потребности в чтении (восприятии) книг»

Восприятие – активный процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а внутреннее содействие, сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия

Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).

I. Работа с текстом до чтения

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т. е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

II. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

III. Работа с текстом после чтения

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора, умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста.

Публикации по теме:

Фототчет о проведении проекта «Новогодняя сказка» в начальных классахФототчет о проведении проекта «Новогодняя сказка» в начальных классах Добрый день, коллеги! На пороге новогодние праздники и хотелось как-то увлечь ребят чем-то новым, занимательным. Поразмышляв, предложила.

Фотоотчёт «Уроки мужества в начальных классах» (2–3 классы)Фотоотчёт «Уроки мужества в начальных классах» (2–3 классы) Добрый день, коллеги! Хочу представить Вашему вниманию фотоотчёт о проведении Уроков Мужества в нашей школе. Замечательный праздник 23.

Конспект занятия «Федорино горе» в средней группе с использованием технологии продуктивного чтения-слушания и ИКТ Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе с использованием технологии продуктивного чтения – слушания.

Конспект занятия по технологии продуктивного чтения-слушания по произведению Алексея Дмитриева «Бездомная кошка» Цель: понимать суть прочитанного, учить внимательно слушать произведение, развитие умения сопереживать героям. Побуждать детей активно участвовать.

Конспект занятия «Жадина» с использованием технологии продуктивного чтения-слушания по произведению Н. Артюховой Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии продуктивно чтения-слушания по теме: «Мяч. Песочные.

Восприятие художественной литературы и фольклора с использованием технологии продуктивного чтения-слушания «Проектирование НОД по восприятию художественной литературы и фольклора с использованием технологии продуктивного чтения-слушания».Алексей.

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения при ознакомлении дошкольников со стихотворением» Мастер-класс «Технология продуктивного чтения при ознакомлении дошкольников со стихотворением» Разработала и провела: воспитатель Тихонова.

Ознакомление с художественной литературой с использованием технологии «Продуктивного чтения» во второй младшей группе Детская цель: понять, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг. Задачи: Обучающие задачи: • Вызвать у ребенка желание, мотивацию.

Сценка к 23 февраля в начальных классах «Там война!» Данная сценка подойдёт для разыгрывания в начальных классах, библиотеке, в учреждениях дополнительного образования. Необходимые атрибуты:.

Тематический классный час «Путешествие в страну сказок» в начальных классахТематический классный час «Путешествие в страну сказок» в начальных классах МКОУ «Линевская школа – интернат» Внеклассное мероприятие в начальных классах Игра-путешествие «По страницам любимых сказок».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии продуктивного чтения в начальных классах
Опубликовано: 31 марта 2019 в 19:19
+110Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД