МААМ-картинки

Использование ТРИЗа на занятиях и в режимных моментах в трудовом воспитании

Татьяна Мосейко
Использование ТРИЗа на занятиях и в режимных моментах в трудовом воспитании

Подготовили: Мосейко Т. П. Мухина Т. И.

Жизнь людей постоянно связана с решением различных задач. Если человек с раннего возраста научится находить правильные решения, то от этого умения будет зависеть его дальнейшая жизнь.

Как же воспитать личность, умеющую не пасовать перед трудностями и неудачами, легко умеющую выходить из различных ситуаций, не забывая при этом о высоких нравственных признаках? На этот вопрос мне помогла ответить технология Михаила Наумовича Шустермана – ТРИЗ.

Публикация «Использование ТРИЗа на занятиях и в режимных моментах в трудовом воспитании» размещена в разделах

С 1992 года я работаю по программе Натальи Михайловны Крыловой «Детский сад – Дом радости», где главной задачей является воспитание индивидуальной, творческой личности.

Моя методическая тема по самообразованию: «Трудовое воспитание дошкольника».

• В методику руководства трудом я постоянно включаю различные ТРИЗовские методы : проблемные ситуации, мозговой штурм, приём эмпатии, составление сказок, придумывание загадок.

Благодаря использованию этих методов и приёмов достигается возможность получать практический результат, почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы, повышается вероятность решения творческих задач у детей.

• Опыт работы с детьми показал, что одним из средств развития творческого познания в труде может стать использование алгоритма решения изобретательских задач при выходе из проблемных ситуаций.

Дети овладевают алгоритмом в два этапа.

• На первом этапе знакомлю детей с каждым компонентом в отдельности, помогаю увидеть наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, т. е. открываю перед детьми тайну двойного.

Например, тема «Мыло». Игра «Хорошо – плохо».

Мыло это хорошо, потому что вкусно пахнет, легко мылится, получаются мыльные пузыри, пена, чисто моет, отстирывает грязь, убивает микробы, чертит, рисует на ткани, на цветной бумаге.

Но мыло это и плохо, потому что скользкое, щиплет глаза, сушит кожу, долго смывать, прополаскивать, может вызвать аллергию.

Тема «Ножницы».

Детям загадывают загадку: Инструмент бывалый –

Не большой, не малый,

У него полно забот:

Он и режет и стрижёт.

Ножницы это хорошо, потому что можно резать, вырезать, разрезать, стричь. Они красивые, блестящие, цветные, нужны людям многих профессий.

Но ножницы это и плохо, потому что можно уколоться, порезаться, отрезать лишнее, неправильно вырезать.

И так на любом примере: вода, дерево, металл, любой трудовой инструмент (нож, гвоздь, молоток и т. д., бытовая техника (пылесос, утюг, микроволновая печь, электрический чайник и т. д.).

• Научить детей видеть пользу и вред, хорошее и плохое одновременно в одном объекте – значит научить его основам ТРИЗа. (картотека, показать)

Я предлагаю картотеку игр, которую можно использовать на первом этапе. Вот некоторые из них:

«Чёрное – белое»,

«Вперёд – назад»,

«Найди и угадай»,

«Успей»,

«Сумей в плохом найти хорошее»,

«Зачем? Какой?»,

«По кругу»,

«Х» и «П»,

«Польза – вред» и другие.

• На втором этапе предлагаю детям проблемные ситуации, которые они решают с помощью алгоритма, т. е. находят решения, при которых можно получить оптимальный результат.

Пример проблемной ситуации с мылом.

Дети заходят в умывальную комнату, а вместо мыла в мыльницах лежат деревянные брусочки.

(Это не мыло).

– А почему вы так решили? Докажите.

(Они не мылятся, нет пузырьков, пены, твёрдые, сделаны из дерева, не тонут в воде, не душистые, нельзя рисовать на ткани).

• Пример с ножницами.

Предлагаю детям решить проблемную ситуацию – разрезать лист бумаги без ножниц.

– Как можно разрезать?

(Ножом, иглой, о край стола, ногтем, применить способ обрывания). (У Н. М. Крыловой постоянно на занятиях присутствуют Мишка или Незнайка.)

• Примерные проблемные ситуации для старших дошкольников.

Приходит в гости Незнайка, посадить некуда, все стулья грязные.

– Куда посадить Незнайку?

Это и есть ситуация, которая представляется детям. Незнайка сам должен помыть себе стул, потому что ему необходимо сесть, но он не может этого сделать, потому что не умеет. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.

– Что же нам делать?

(Пусть стул помоет няня).

– Но няня занята, она моет посуду.

(Принести стул из соседней группы).

– Но там все стулья заняты детьми, им читают книгу.

И постоянно дети приходят к решению: что надо научить Незнайку мыть стул.

• Такой пример.

Вечером Мишка приходит в группу и сообщает, что завтра дети младшей группы хотят папе сделать подарок, но у них не во что налить клей и тряпочек нет.

– Можем мы дать свои тряпочки и чашечки для клея?

(Можем, но они грязные). Ситуация.

– Как помочь детям младшей группы?

Предложения детей: забрать домой грязные предметы – мамы помоют, постирают, а утром отдадим Мишке.

– Но мамы заняты домашней работой.

(Утром попросить няню помыть и постирать).

– Но и няне утром некогда, ей нужно пыль вытереть, завтраком нас накормить, посуду мыть.

И тут обязательно хоть один ребёнок да придё т к решению:

– А мы сами сейчас можем помыть. Постирать, а утром отдать всё Мишке.

• Так решая проблемные ситуации, дети чувствуют собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы. Дети получают положительный эмоциональный настрой.

На втором этапе можно использовать такие игры : (показ)

«Маша и медведь»,

«Помоги Золушке»,

«Подготовка к празднику»,

«Красная шапочка»,

«Корзинки для козлят»,

«Волшебные ножницы» и другие.

• Хочется рассказать ещё об одном приёме, который я очень люблю использовать – это приём ЭМПАТИИ. Дети представляют себя на месте наблюдаемого объекта.

Например, ребёнку предлагается ситуация.

– Что, если бы ты превратился в стул?

– Представил?

– Как бы ты хотел, чтобы с тобой обращались?

(Бережно, не кидали меня, не качались, не прыгали на мне, следили, чтобы был чистым).

– Кого ты боишься?

(Тяжёлых людей, кошек, потому что они меня царапают, быть сломанным, грязным).

– С кем бы ты подружился?

(С другими стульями, со столом, с добрыми и заботливыми детьми).

– О чём ты мечтаешь?

(Стать креслом, мягким стулом, стоять в музее, во дворце, попасть в сказку, чтобы на мне сидела красивая девочка).

Примерные ситуации, которые можно предложить детям:

«Я – ножницы»,

«Волшебное мыло»,

«Машина будущего»,

«Если бы я был президентом»,

«Превращение в робота» и другое.

Как показал опыт работы, дети с радостью ждут от нас ежедневных чудес, открытий, волшебства, представлений.

Активно используя в своей работе элементы ТРИЗа, я убедилась, что у детей обогащается круг представлений, растёт словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, преодолевать застенчивость, замкнутость, робость. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находить оригинальные решения.

Публикации по теме:

Формы оздоровительной работы в режимных моментах группы раннего развития Ребенок – это человек с постоянной потребностью в движении. «…А у меня в ногах – вечный двигатель, вечный бегатель и вечный прыгатель…»,.

Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников Воспитатель Рогова Екатерина Борисовна “Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться”.

Применение информационно-коммуникационных технологий в режимных моментах Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширять творческие способности детей.

Использование ИКТ в НОД и режимных моментах В условия современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых,.

Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольника» Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения ребенка к труду. Она может быть успешно решена только на основе.

Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников» «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, - это трудолюбие».

Образовательная деятельность в режимных моментах в соответствии с ФГОС ДО Образовательная деятельность в режимных моментах в соответствии с ФГОС ДО В соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных задач.

Образовательная деятельность в режимных моментах в старшей группе. Картотека Образовательная деятельность в режимных моментах. Старшая группа. Картотека. - Беседа «Молоко». Закрепить представление детей о изготовлении.

Работа в режимных моментах с детьми логопедической группы (ФФН)-звук [К] Занятия в режимных моментах с детьми логопедической группы (ФФН)-звук «К». • Развитие артикуляционной моторики. • Формирование дыхательной.

Реализация УМК в режимных моментах через дидактические игрыРеализация УМК в режимных моментах через дидактические игры В течение нескольких последних лет и в настоящее время идет бурный процесс реализации УМК по обучению детей татарскому и родному языку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ТРИЗа на занятиях и в режимных моментах в трудовом воспитании
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 18:25
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД