Никонова Елена
Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи).
Никонова Елена Петровна, Пухова Татьяна Борисовна
Публикация «Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Народная культура, фольклор
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Устное народное творчество
- Темочки
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит на семью и детский сад возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями в обществе. Вхождение в социум детей с особыми образовательными потребностями, с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) затруднено целым рядом причин: нарушение познавательной деятельности, своеобразие эмоционально-личностной сферы, проблемы интеллектуального, сенсомоторного и речевого плана. Поэтому одной из основных задач образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности мы выбрали создание благоприятных условий для успешной (позитивной) социализации детей с ТНР. В технологии Л. Л. Лашковой «Воспитание коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста» средством формирования коммуникативных умений является устное народное творчество. Пословицы и поговорки -это яркий элемент устного народного творчества.
Использование пословиц и поговорок в работе с детьми с ТНР возможно, т. к. доступно их восприятию, что обусловлено простотой формы и образов. С помощью пословиц можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить порицание. Таким образом пословицы и поговорки могут использоваться как эффективное средство формирования социальных навыков и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста.
В процессе реализации программы «Социальное развитие ребенка-дошкольника» в группе была создана «картотека пословиц». Пословицы распределились по четырем основным направлениям: «Я и моя семья» (под девизом «В хорошей семье хорошие дети растут» и др., «Я и мы» (под девизом «Где дружба прочна, там хорошо идут дела» и др., «Я и мой детский сад» (под девизом «В каждой избушке свои погремушки» и др., «Я – завтрашний школьник»(под девизом «Знание-сила»).
Направление «Я и мы» В группе появился «Замок дружбы», где ребенок может расположить свою фотографию рядом с фотографией своего друга или друзей, а может расположить ее одну. В группе появилась традиция «Сделал дело, гуляй смело», т. е. ребята могут заняться интересующими их делами только после того как доделают начатое до конца (дорисуют узор, уберут за собой рабочее место и т. п.). В организации дежурства, трудовой деятельности используются пословицы : «Кто лениться – тот не цениться». «Не сиди сложа руки, так не будет скуки», "Хочешь есть калачи, не лежи на печи", которые стимулируют ребенка к совершению трудовых действий. «Копилка народной мудрости» (расписная шкатулка, которая находится в группе) собирает пословицы, которые учат детей нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре: «Правда светлее солнца», «Ссора до добра не доведет». В спорной ситуации (ссоры, обиды, непонимания) шкатулка достается и оттуда вынимается нужная пословица, зачитывается и обсуждается детьми.
«Я и мой детский сад» : был оформлен коллаж «Скучен день до вечера, коли делать нечего», в котором собраны значимые события детей группы; Проведена экологическая акция: «Работа огородная, да слава всенародная», в ходе которой дети узнали о значении сельскохозяйственных работ, огородничества и могли сами поучаствовать в посадке семян различных культурных растений. В творческой мастерской : «Мастера на все руки» ребята трудятся над поделками, которые потом представляются на выставке: «Уменье везде найдёт примененье».
Небольшие достижения детей группы, их маленькие победы собираются в соты и фиксируются на волшебном экране достижений, на котором написано: «Одна пчела много мёду не принесёт», т. к. на экране можно оценить достижение не только одного ребенка, но и группы в целом. У каждого ребенка есть своя сота (с личной фотографией, в которую записываются его достижения за месяц. Достижения фиксируют – воспитатель группы, специалисты ДОУ, родители ребенка, его друзья и сам ребенок. В конце года у каждого ребенка набирается по 12 сот, в них можно увидеть его личностный рост и результаты той или иной деятельности. А если сложить все соты детей вместе получится общая картина достижений детей группы.
В направлении «Я и моя семья» : Проводилась игра – путешествие в историю семей, оформлена папка-передвижка: «Яблоко от яблони далеко не падает» - о традициях семейного воспитания. Проведена игра «Семья вместе и душа на месте» по сбору интересных пословиц и поговорок, оформлению альбомов «Чему учит пословица?», изготовлению макетов по сказкам, иллюстрирующим пословицы, создание и иллюстрирование книг («Книжки-малышки»). На конкурсе: «Мама, папа, я поговористая семья» было проведено состязание между семьями в знании пословиц и поговорок.
В направлении «Я – будущий первоклассник». Проведено знакомство с школьным учителем «Почитай родителя как учителя», проведены экскурсии в школьную библиотеку «Прочел книгу – встретился с другом», музыкальную школу и др. Проведена викторина «Моя будущая школа», которая проводилась под девизом «Птицам крылья, человеку – разум».
Для лучшего объяснения ребенку пословиц, мы использовали литературные художественные произведения. Например, смысл пословицы «По одежке встречают, по уму провожают» ярко раскрывается на примере русской народной сказки «Царевна-лягушка», а смысл пословицы «Чтение – лучшее учение» - на примере рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок» и т. п.
Для того, чтобы дети лучше запомнили пословицы и поговорки использовались следующие интересные формы работы:
- игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;
- дидактические игры: «Один начинает, другой продолжает», "Пословица "рассыпалась", «Соедини начало и окончание», «Какая пословица лишняя», «Подбери картинку» и др. ;
- изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «вы-глядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская за-бота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и туже пословицу изобразят разные ребята. Желательно найти интересные моменты на каждой схеме;
- создание коллажей, тематических выставок и др.
Наиболее интересная форма работы с детьми –это сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц («Человек без друзей – что солнце без лучей», «Работай смелее – будешь жить веселее» и т. п.).
Приобщая детей к восприятию пословиц, мы развиваем коммуникативные качества личности, образное мышление, обогащаем речь, используя разнообразные приемы, которые позволяют сделать эту работу наиболее эффективной для их социально-личностного развития :
- ребенок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребенка все, что имеет для него определенную значимость;
- использование пословиц и поговорок и работа над ними, повышает уровень воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания и трудолюбия;
- у детей с ТНР повышается уровень познавательной и речевой активности.