Папки-передвижки

Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья

Никонова Елена
Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи).

Никонова Елена Петровна, Пухова Татьяна Борисовна

Публикация «Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья» размещена в разделах

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит на семью и детский сад возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.

Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями в обществе. Вхождение в социум детей с особыми образовательными потребностями, с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) затруднено целым рядом причин: нарушение познавательной деятельности, своеобразие эмоционально-личностной сферы, проблемы интеллектуального, сенсомоторного и речевого плана. Поэтому одной из основных задач образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности мы выбрали создание благоприятных условий для успешной (позитивной) социализации детей с ТНР. В технологии Л. Л. Лашковой «Воспитание коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста» средством формирования коммуникативных умений является устное народное творчество. Пословицы и поговорки -это яркий элемент устного народного творчества.

Использование пословиц и поговорок в работе с детьми с ТНР возможно, т. к. доступно их восприятию, что обусловлено простотой формы и образов. С помощью пословиц можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить порицание. Таким образом пословицы и поговорки могут использоваться как эффективное средство формирования социальных навыков и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста.

В процессе реализации программы «Социальное развитие ребенка-дошкольника» в группе была создана «картотека пословиц». Пословицы распределились по четырем основным направлениям: «Я и моя семья» (под девизом «В хорошей семье хорошие дети растут» и др., «Я и мы» (под девизом «Где дружба прочна, там хорошо идут дела» и др., «Я и мой детский сад» (под девизом «В каждой избушке свои погремушки» и др., «Я – завтрашний школьник»(под девизом «Знание-сила»).

Направление «Я и мы» В группе появился «Замок дружбы», где ребенок может расположить свою фотографию рядом с фотографией своего друга или друзей, а может расположить ее одну. В группе появилась традиция «Сделал дело, гуляй смело», т. е. ребята могут заняться интересующими их делами только после того как доделают начатое до конца (дорисуют узор, уберут за собой рабочее место и т. п.). В организации дежурства, трудовой деятельности используются пословицы : «Кто лениться – тот не цениться». «Не сиди сложа руки, так не будет скуки», "Хочешь есть калачи, не лежи на печи", которые стимулируют ребенка к совершению трудовых действий. «Копилка народной мудрости» (расписная шкатулка, которая находится в группе) собирает пословицы, которые учат детей нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре: «Правда светлее солнца», «Ссора до добра не доведет». В спорной ситуации (ссоры, обиды, непонимания) шкатулка достается и оттуда вынимается нужная пословица, зачитывается и обсуждается детьми.

«Я и мой детский сад» : был оформлен коллаж «Скучен день до вечера, коли делать нечего», в котором собраны значимые события детей группы; Проведена экологическая акция: «Работа огородная, да слава всенародная», в ходе которой дети узнали о значении сельскохозяйственных работ, огородничества и могли сами поучаствовать в посадке семян различных культурных растений. В творческой мастерской : «Мастера на все руки» ребята трудятся над поделками, которые потом представляются на выставке: «Уменье везде найдёт примененье».

Небольшие достижения детей группы, их маленькие победы собираются в соты и фиксируются на волшебном экране достижений, на котором написано: «Одна пчела много мёду не принесёт», т. к. на экране можно оценить достижение не только одного ребенка, но и группы в целом. У каждого ребенка есть своя сота (с личной фотографией, в которую записываются его достижения за месяц. Достижения фиксируют – воспитатель группы, специалисты ДОУ, родители ребенка, его друзья и сам ребенок. В конце года у каждого ребенка набирается по 12 сот, в них можно увидеть его личностный рост и результаты той или иной деятельности. А если сложить все соты детей вместе получится общая картина достижений детей группы.

В направлении «Я и моя семья» : Проводилась игра – путешествие в историю семей, оформлена папка-передвижка: «Яблоко от яблони далеко не падает» - о традициях семейного воспитания. Проведена игра «Семья вместе и душа на месте» по сбору интересных пословиц и поговорок, оформлению альбомов «Чему учит пословица?», изготовлению макетов по сказкам, иллюстрирующим пословицы, создание и иллюстрирование книг («Книжки-малышки»). На конкурсе: «Мама, папа, я поговористая семья» было проведено состязание между семьями в знании пословиц и поговорок.

В направлении «Я – будущий первоклассник». Проведено знакомство с школьным учителем «Почитай родителя как учителя», проведены экскурсии в школьную библиотеку «Прочел книгу – встретился с другом», музыкальную школу и др. Проведена викторина «Моя будущая школа», которая проводилась под девизом «Птицам крылья, человеку – разум».

Для лучшего объяснения ребенку пословиц, мы использовали литературные художественные произведения. Например, смысл пословицы «По одежке встречают, по уму провожают» ярко раскрывается на примере русской народной сказки «Царевна-лягушка», а смысл пословицы «Чтение – лучшее учение» - на примере рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок» и т. п.

Для того, чтобы дети лучше запомнили пословицы и поговорки использовались следующие интересные формы работы:

- игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;

- дидактические игры: «Один начинает, другой продолжает», "Пословица "рассыпалась", «Соедини начало и окончание», «Какая пословица лишняя», «Подбери картинку» и др. ;

- изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «вы-глядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская за-бота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и туже пословицу изобразят разные ребята. Желательно найти интересные моменты на каждой схеме;

- создание коллажей, тематических выставок и др.

Наиболее интересная форма работы с детьми –это сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц («Человек без друзей – что солнце без лучей», «Работай смелее – будешь жить веселее» и т. п.).

Приобщая детей к восприятию пословиц, мы развиваем коммуникативные качества личности, образное мышление, обогащаем речь, используя разнообразные приемы, которые позволяют сделать эту работу наиболее эффективной для их социально-личностного развития :

- ребенок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребенка все, что имеет для него определенную значимость;

- использование пословиц и поговорок и работа над ними, повышает уровень воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания и трудолюбия;

- у детей с ТНР повышается уровень познавательной и речевой активности.

Публикации по теме:

«Формы и средства позитивной социализации воспитанников в условиях событийной организации образовательного процесса» «Ввести ребенка в мир человеческих отношений-  одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.

Использование современных здоровьесберегающих технологий как средства сохранения и укрепления здоровья детей Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ. Жизнь в ХХ1 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых.

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Встретив инвалида на улице, в магазин или где- либо, мы отворачиваемся или же пристально смотрим на человека, испытываем жалость и думаем:.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Самообразование. Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Цель работы: Объединение усилий педагогов и родителей.

Презентация на тему «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» «Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества» М. Горький Актуальность использования фольклора в ДОУ. Иногда.

Развитие речи детей 2–4 лет с помощью устного народного творчества Я работаю в младшей разновозрастной группе, где собраны дети первой младшей и второй младшей групп. В нашу группу ходят дети 2-4 лет. Этот.

Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Колокольчик» город Когалым План работы по самообразованию.

Конспект НОД «Как зайчик свою сказку искал». Развитие связной речи средствами устного народного творчества Тема НОД: «Как зайчик свою сказку искал». Цель: развитие связной речи через устное народное творчество. Задачи: Образовательные: закрепить.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 летВлияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 летВлияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья
Опубликовано: 22 февраля 2018 в 18:39
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Никонова Елена (УИ 301690) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД