Антипова (Кузьмина) Ильина Александровна
Использование устного народного творчества в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ребенка в раннем возрасте, во многом, определяет его личностное становление, в целом. В связи с этим, очень важно использовать все возможные средства для всестороннего развития детей.
Колоссальный развивающий потенциал несет в себе опыт народной педагогики и, в частности, устное народное творчество.
Публикация «Использование устного народного творчества в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Устное народное творчество очень рано входит в жизнь ребенка. Оно таит в себе неисчерпаемые возможности для установления более близкого эмоционального контакта между матерью и малышом, пробуждения познавательной активности, самостоятельности и т. д.
Значение устного народного творчества в развитии детей получило научное подтверждение в трудах таких исследователей, как: Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, О. Ф. Миллер, М. Мюллер, А. П. Илькова, Н. И. Политова, Н. П. Кузьмина, А. Ветухов, Г. Добряков, Г. С. Виноградов, О. И. Капица, М. В. Красноженова, Г. А. Бартышев, А. Н. Мартынова и другие. Гораздо меньше данная проблема исследована применительно к детям раннего возраста.
В связи со сказанным, мы задались целью выяснить: используют ли родители детей раннего возраста в воспитании воспитательный потенциал устного народного творчества?
С этой целью мы провели анкетирование родителей. В опросе было задействовано 36 родителей, которым было предложено ответить на следующие вопросы:
• Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям?
• Какие жанры устного народного творчества Вы чаще всего используете в воспитании детей?
• Какие народные сказки Вы знаете?
• Как часто Вы читаете своему ребенку народные сказки? Какие?
• Поете (пели) ли Вы своему ребенку колыбельные песни? Какие?
• Используете ли Вы пестушки и прабаутки в общении с ребенком? Какие?
• Используете ли Вы в общении с ребенком народные пословицы и поговорки?
Полученные данные позволяют нам сделать следующие выводы.
Большая часть родителей признает значение народной культуры в воспитании, важность использования устного народного творчества в развитии своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок знал культуру своего народа, поддерживал традиции своей семьи.
Среди огромного спектра форм и жанров народного творчества практически все родители используют только сказки. Такие формы устного народного творчества, как: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки используются гораздо реже, а некоторыми родителями, не используются вообще.
Из 36 опрошенных родителей, только 14 человек регулярно читают детям сказки. При этом выбор сказок очень ограничен. На вопрос: «Какие народные сказки знаете?» все родители отметили сказки: «Теремок», «Репка», «Курочка ряба». Впрочем, родители упомянули и другие сказки «Волк и семеро козлят»; «Гуси лебеди»; «Добрыня Никитич»; «Зайкина избушка»; «Иван-коровий сын»). При выборе сказки для чтения часто нарушается принцип соответствия сказки возрасту детей. Родители используют сказки, предназначенные для старших детей.
Из 36 опрошенных родителей, только 7 человек поют своим детям колыбельные песни. А ведь колыбельная, спетая мамой, это великолепное средство гармонизации психо-эмоционального состояния ребенка, установления доверительного контакта, приобщения к родному языку. Причем в народной педагогике колыбельные песни носили выраженную гендерную направленность, т. е. были адресованы отдельно мальчикам, отдельно – девочкам, т. е. закладывали основы будущего полоролевого воспитания. В колыбельной песне мать давала «нравственное наставление» своему малышу в доверительной, эмоциональной форме.
Родители очень плохо знают народные пословицы и поговорки и, как следствие, большая часть родителей (20 человек из 36 опрошенных) не употребляет в общении с ребенком народные пословицы и поговорки.
На основании результатов анкетирования мы можем предположить, что в настоящее время родителями недостаточно используется потенциал устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста. Сами родители имеют очень ограниченные представления о разных формах устного народного творчества (практически не знают народных колыбельных песен, пестушек, потешек и т. д.). Наиболее популярной формой является чтение сказок, выбор которых так же ограничен по тематике и не всегда соответствует возрасту детей.
Так же было интересно, в какой мере используется устное народное творчество в практике работы групп кратковременного пребывания детей в образовательных организациях. Мы проанализировали планы воспитателей ранних групп и групп кратковременного пребывания. Всего - 27 планов. Благодаря проделанной работе, можно сделать вывод о том, что с детьми ведется развивающая работа по всем направлениям: физическое, социально-нравственное, психо-эмоциональное, интеллектуальное и т. д. Работа воспитателей осуществляется исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы. Воспитатели используют широкий набор самых разных средств и методов. Однако очень скудно используется потенциал устного народного творчества. В 10 из 27 планов использование устного народного творчества не планируется вообще.
Анализ полученных данных позволяет заключить, что, несмотря на признание воспитательного потенциала устного народного творчества, подавляющее число родителей и педагогов ГКП очень мало используют его в работе с детьми раннего возраста.
Такое положение обусловлено низким уровнем педагогической компетентности и родителей и педагогов в данном вопросе. Они имеют скудные представления о разных формах устного народного творчества, не владеют методикой данной работы.
Педагоги, объясняют такое положение тем, что мало методических разработок, посвященных использованию устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста, сборников, к которым могли бы обращаться не только воспитатели ранних групп, но и родители.
Таким образом, можно заключить, что в настоящее время огромный воспитательный потенциал устного народного творчества недостаточно используется в воспитании детей раннего возраста. Народная педагогика, как область педагогической науки, требует к себе особого, системного подхода. И важно, чтобы средства народной педагогики и дальше передавались из поколения в поколение для воспитания гармоничной личности.