Использование устного народного творчества в работе с детьми раннего возраста

Антипова (Кузьмина) Ильина Александровна
Использование устного народного творчества в работе с детьми раннего возраста

Развитие ребенка в раннем возрасте, во многом, определяет его личностное становление, в целом. В связи с этим, очень важно использовать все возможные средства для всестороннего развития детей.

Колоссальный развивающий потенциал несет в себе опыт народной педагогики и, в частности, устное народное творчество.

Устное народное творчество очень рано входит в жизнь ребенка. Оно таит в себе неисчерпаемые возможности для установления более близкого эмоционального контакта между матерью и малышом, пробуждения познавательной активности, самостоятельности и т. д.

Значение устного народного творчества в развитии детей получило научное подтверждение в трудах таких исследователей, как: Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, О. Ф. Миллер, М. Мюллер, А. П. Илькова, Н. И. Политова, Н. П. Кузьмина, А. Ветухов, Г. Добряков, Г. С. Виноградов, О. И. Капица, М. В. Красноженова, Г. А. Бартышев, А. Н. Мартынова и другие. Гораздо меньше данная проблема исследована применительно к детям раннего возраста.

В связи со сказанным, мы задались целью выяснить: используют ли родители детей раннего возраста в воспитании воспитательный потенциал устного народного творчества?

С этой целью мы провели анкетирование родителей. В опросе было задействовано 36 родителей, которым было предложено ответить на следующие вопросы:

• Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям?

• Какие жанры устного народного творчества Вы чаще всего используете в воспитании детей?

• Какие народные сказки Вы знаете?

• Как часто Вы читаете своему ребенку народные сказки? Какие?

• Поете (пели) ли Вы своему ребенку колыбельные песни? Какие?

Используете ли Вы пестушки и прабаутки в общении с ребенком? Какие?

Используете ли Вы в общении с ребенком народные пословицы и поговорки?

Полученные данные позволяют нам сделать следующие выводы.

Большая часть родителей признает значение народной культуры в воспитании, важность использования устного народного творчества в развитии своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок знал культуру своего народа, поддерживал традиции своей семьи.

Среди огромного спектра форм и жанров народного творчества практически все родители используют только сказки. Такие формы устного народного творчества, как: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки используются гораздо реже, а некоторыми родителями, не используются вообще.

Из 36 опрошенных родителей, только 14 человек регулярно читают детям сказки. При этом выбор сказок очень ограничен. На вопрос: «Какие народные сказки знаете все родители отметили сказки: «Теремок», «Репка», «Курочка ряба». Впрочем, родители упомянули и другие сказки «Волк и семеро козлят»; «Гуси лебеди»; «Добрыня Никитич»; «Зайкина избушка»; «Иван-коровий сын»). При выборе сказки для чтения часто нарушается принцип соответствия сказки возрасту детей. Родители используют сказки, предназначенные для старших детей.

Из 36 опрошенных родителей, только 7 человек поют своим детям колыбельные песни. А ведь колыбельная, спетая мамой, это великолепное средство гармонизации психо-эмоционального состояния ребенка, установления доверительного контакта, приобщения к родному языку. Причем в народной педагогике колыбельные песни носили выраженную гендерную направленность, т. е. были адресованы отдельно мальчикам, отдельно – девочкам, т. е. закладывали основы будущего полоролевого воспитания. В колыбельной песне мать давала «нравственное наставление» своему малышу в доверительной, эмоциональной форме.

Родители очень плохо знают народные пословицы и поговорки и, как следствие, большая часть родителей (20 человек из 36 опрошенных) не употребляет в общении с ребенком народные пословицы и поговорки.

На основании результатов анкетирования мы можем предположить, что в настоящее время родителями недостаточно используется потенциал устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста. Сами родители имеют очень ограниченные представления о разных формах устного народного творчества (практически не знают народных колыбельных песен, пестушек, потешек и т. д.). Наиболее популярной формой является чтение сказок, выбор которых так же ограничен по тематике и не всегда соответствует возрасту детей.

Так же было интересно, в какой мере используется устное народное творчество в практике работы групп кратковременного пребывания детей в образовательных организациях. Мы проанализировали планы воспитателей ранних групп и групп кратковременного пребывания. Всего - 27 планов. Благодаря проделанной работе, можно сделать вывод о том, что с детьми ведется развивающая работа по всем направлениям: физическое, социально-нравственное, психо-эмоциональное, интеллектуальное и т. д. Работа воспитателей осуществляется исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы. Воспитатели используют широкий набор самых разных средств и методов. Однако очень скудно используется потенциал устного народного творчества. В 10 из 27 планов использование устного народного творчества не планируется вообще.

Анализ полученных данных позволяет заключить, что, несмотря на признание воспитательного потенциала устного народного творчества, подавляющее число родителей и педагогов ГКП очень мало используют его в работе с детьми раннего возраста.

Такое положение обусловлено низким уровнем педагогической компетентности и родителей и педагогов в данном вопросе. Они имеют скудные представления о разных формах устного народного творчества, не владеют методикой данной работы.

Педагоги, объясняют такое положение тем, что мало методических разработок, посвященных использованию устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста, сборников, к которым могли бы обращаться не только воспитатели ранних групп, но и родители.

Таким образом, можно заключить, что в настоящее время огромный воспитательный потенциал устного народного творчества недостаточно используется в воспитании детей раннего возраста. Народная педагогика, как область педагогической науки, требует к себе особого, системного подхода. И важно, чтобы средства народной педагогики и дальше передавались из поколения в поколение для воспитания гармоничной личности.

Публикации по теме:

Использование устного народного творчества в математическом развитии дошкольников Введение Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, так как, детская память избирательна. Ребенок усваивает только.

Использование устного народного творчества в развитии детей Бусарова Валентина Тимофеевна, МБДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка», Иркутская обл., г. Усть-Илимск, 666679, пр. Мира 27, воспитатель. Раннее.

Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Выступление. Развитие речи детей от 3 до 4 лет в детском саду имеет особое значение. Важнейшим источником развития выразительности детской.

Педсовет «Развитие речи и речевого творчества детей посредством устного народного творчества» Педсовет разработан в соавторстве с О. О. Богдановой, заместителем заведующего МДОУ, Е. В. Хаяйнен, педагогом-психологом. Цель: определение.

План работы по самообразованию «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста» Воспитатель – Антюшина Наталья Павловна Группа раннего возраста Тема: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего.

Приобщение к народной культуре с помощью устного народного творчества детей дошкольного возраста «Народ, который не знает своей культуры и истории, презрен и легкомыслен». Н. М. Карамзин Нельзя прерывать связь времени и поколений, чтобы.

Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Тип проекта. • По доминирующей в проекте.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста. Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Формирование лексики у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества Конева Наталья Владимировна воспитатель МБДОУ Д/С №52 г. Белгород, Белгородская область ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО.

Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Использование устного народного творчества в работе с детьми раннего возраста
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 19:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. Международный день подснежника

Подснежники растут во многих странах: их насчитывается два десятка видов, однако уже все они попали в Красную книгу. Почему так получилось? Подснежник – олицетворение чистоты, красоты и наступающей весны....

18 апреля. День весеннего ветра на МААМ

Оказывается фраза «Федул, чего губы надул?» не просто присказка-дразнилка, а отсылка к памятному дню в народном календаре. На Руси 18 апреля отмечали праздник Федула-ветреника. В этот день по народным...

Проект «Водный мир и его обитатели»
Проект "Водный мир и его обитатели" Карелина Елена ( подготовительная группа общеразвивающей направленности) Составитель проекта: воспитатель Карелина Е....
Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм»
Учитывая, что дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, педагогическим коллективом...
Особенности формирования представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста
Проблема формирования представлений о дружбе среди детей остается актуальной и в наши дни. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается...