Левицкая Мария
Использование визуально-ритмических рядов в автоматизации поставленных звуков в работе логопеда в условиях логопункта
▼ Скачать + Заказать документы
Использование визуально-ритмических рядов в автоматизации поставленных звуков в работе логопеда в условиях логопункта
Филиал №2 «Теремок»
МБДОУ детского сада №52 г. Пензы «Полянка»
Учитель-логопед Левицкая М. С.
Тема: «Использование визуально-ритмических рядов в автоматизации поставленных звуков в работе логопеда в условиях логопункта».
Цель: оптимизировать процесс автоматизации поставленных звуков у дошкольников, повысить мотивацию к занятиям.
Задачи:
Публикация «Использование визуально-ритмических рядов в автоматизации поставленных звуков в работе логопеда в условиях логопункта» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
• Автоматизация поставленного звука изолированно, в слогах, словах.
• Развитие фонематического восприятия.
• Развитие слухо-речевой памяти и внимания.
• Развитие чувства ритма.
• Развитие межполушарного взаимодействия.
• Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
• Развитие слоговой структуры слова.
• Развивать мотивацию к занятиям.
Содержание:
Часто при отработке поставленных у детей звуков на занятиях у логопеда используются визуально-ритмические ряды. Визуально-ритмические ряды – это универсальный инструмент в логопедической практике, который легко использовать с детьми разного возраста и с различными речевыми нарушениями.
Использование ВРР (визуально-ритмических рядов) довольно удобно в работе логопеда, так как не требует больших затрат ресурсов, затрат времени на подготовку и не вызывает особых сложностей у детей.
Материал для использования ВРР можно изготовить самостоятельно. Например: вырезать из картона или бумаги фигуры разной формы и разного цвета, собрать природный материал (шишки, листочки, палочки, желуди, каштаны и т. д.). Можно использовать пластиковые стаканчики разного цвета или обмотать стаканчики разноцветным скотчем или бумагой. Можно использовать любой счетный материал, который есть дома. Например: ложки (чайная и столовая, спички, счетные палочки, карандаши или ручки, бусины, камушки и т. д.
Главное использовать материалы безопасные для ребенка и под присмотром взрослых, особенно при использовании мелких деталей.
Как же использовать в работе визуально-ритмические ряды?
Суть состоит в том, чтобы ребёнок сначала по образцу правильно выложил определенную последовательность предметов. Причём можно брать как 1, 2 цвета/предмета, так и 3 и более (но это сложнее). Потом к ним добавляем речевой материал на примере звуков, слогов и слов.
В зависимости от этапа работы последовательность может быть простая (1:1) и сложная (1:1:1, 1:2, 2:1, 1:3, 1:2:3). Ряд можно выложить вертикально, горизонтально и сложный вариант по кругу. Всегда начинаем с более легкого, как только усвоили легкий вариант, можно переходить к более сложному.
Варианты использования ВРР:
• Для отработки изолированных звуков.
Например: С-с-С-с (1:1) (где С-громкий, с- тихий звук)
• Для отработки одного звука в слогах с различными гласными.
Например: со-са-са (1:2, ар-ир-ур (1:1:1) и т. д.
• Для дифференциации звуков.
Например: ша-са-ша-са (1:1, ры-ры-лу (2:1) и т. д.
• Для автоматизации звуков в словах
Например: Сова – собака - сова – собака (1:1)
• Для дифференциации звуков в словах
Например: миска-мишка(1:1, рай-лай (1:1)
Чаще всего на занятиях с детьми на начальном этапе мы используем последовательность 1:1, т. к. это более простой вариант, который дается ребенку довольно легко в сочетании с автоматизацией звуков и не вызывает затруднений.
Использование визуально-ритмических рядов способствует:
автоматизации и дифференциации звуков,
развитию логического мышления,
развитию мелкой моторики,
развитию фонематического восприятия,
развитию чувства ритма,
коррекции слоговой структуры слова,
развитию пространственного восприятия.
Использование визуально-ритмических рядов в работе логопеда способствует повышению продуктивности процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков, разнообразию методов работы, повышению мотивации к занятию у дошкольников и положительно влияет на здоровье и развитие детей.
Благодарю за внимание!