МААМ-картинки

Использование возможностей метода проектов в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни

Гуленко Нина Ивановна
Использование возможностей метода проектов в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни

Гуленко Нина Ивановна

старший воспитатель БДОУ г. Омска

«Детский сад № 204 комбинированного вида»

Использование возможностей метода проектов в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста

В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в стране, обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и катастрофически ухудшающимся здоровьем детей. На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, отягчённая или неблагополучная наследственность; недостаточная осведомленность в области здоровья, а также отсутствие приоритетности личностной ценности здоровья у большинства населения страны, в том числе и детей дошкольного возраста.

Публикация «Использование возможностей метода проектов в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни» размещена в разделах

Указанные обстоятельства позволяют констатировать тот факт, что формирование ценностного отношения к ЗОЖ человека является важнейшей проблемой современности.

Приоритетной задачей системы образования является воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Эта задача обусловлена социальным заказом на формирование ценностного отношения к ЗОЖ у детей в период дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить ряд психолого-педагогических особенностей в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Кроме того, именно в этот период для ребенка важен пример взрослого. Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца, матери и склонны к подражанию. Ребенок, видя пример поведения родителей, их взаимоотношений, здоровый образ жизни, который они ведут, строит свое поведение на основе подражания.

Результативность такого процесса во многом зависит от того, насколько активно участвуют в нем родители. Ведь творчество должно быть обязательно взаимным. Совместное участие родителей и детей в праздниках, досугах и викторинах, посвященных физической культуре и здоровью - неотъемлемая часть созидания здоровья.

В педагогике выделяются различные технологии, способствующие формированию ценностного отношения к ЗОЖ. Но особенное место среди них занимает метод проектов, поскольку метод проектов позволяет приобретать знания о ценности здоровья в процессе планирования и выполнения усложняющихся практических заданий – проектов, присваивать опыт поведения.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Кроме того, дошкольник характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Ценностное отношение к здоровью можно определить как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (ЗОЖ, выраженный в желании ребенка заботиться о своём теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения).

Именно метод проектов содержит для этого возможности :

ориентация на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях;

метод проектов предполагает решение проблемы формирования ценностного отношения к ЗОЖ, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки;

проявление ребенком в проектировочной деятельности своей самостоятельности, когда необходимо заявить свои собственные цели и согласовывать их с другими, заявить о своих трудностях и проанализировать их причины, отстоять свою позицию в дискуссии с товарищами и взрослыми, получить значимый результат.

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии [1].

В процессе решения проблемы формирования ценностного отношения к ЗОЖ через использование возможностей метода проектов в БДОУ г. Омска «Детский сад № 204 комбинированного вида» была проведена диагностика, целью которой стало выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни. Работа велась в 2-х направлениях: с детьми и родителями.

Результаты показали, что уровень информированности о здоровье, факторах, влияющих на его состояние, у старших дошкольников в целом очень низкий. Имея представления о способах лечения (в основном медицинскими препаратами, дошкольники показали неполные представления о способах укрепления и сохранения здоровья. Также дети не осознают личной ответственности за свое здоровье.

Уровень ценностного отношения к здоровью в семье и у детей старшего дошкольного возраста находились на среднем и низком уровнях.

Для формирования ценностного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста был разработан проект «Быть здоровым – это здорово.

Целью данного проекта явилось создание условий, способствующих формированию ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

Были поставлены следующие задачи:

1. Изучать (диагностировать) личности детей старшего дошкольного возраста в аспекте сформированности ценностного отношения к ЗОЖ.

2. Проектировать воспитательный процесс с учетом формирования ценностного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.

3. Включать родителей в процесс формирования ценностного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.

4. Использовать возможности среды дошкольного образовательного учреждения в формировании у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к ЗОЖ.

В процессе реализации программы наметилось выполнение следующих педагогических условий:

включение детей и их родителей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье;

использование активных методов обучения (мозгового штурма, эвристических и проблемно-поисковых бесед, ролевых игр);

широкое применение методов эмоционального воздействия.

Программа реализации проекта «Быть здоровым – это здорово была рассчитана на 10 месяцев и предполагала работу в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями, изменение среды.

Проект «Быть здоровым – это здорово представляет собой совокупность девяти подпроектов : «Движение – это здоровье», «Нам болезни не страшны, с физкультурой мы дружны», «Про витамины и здоровье», «Олимпийцы среди нас», «Верные помощники», «Семейный отдых», «Хорошее настроение – залог здоровья», «Здоровье и зубы». Работа по каждому из подпроектов планировалась и реализовывалась в течение месяца.

В работе с детьми решались следующие задачи: учить управлять собственным здоровьем, овладевать способами оздоровления; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; формировать потребность в движениях; формировать чувство радости и удовлетворения от выполнения физических упражнений; формировать потребность в здоровом образе жизни; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; развитие коммуникативных способностей.

Работа внутри проектов предполагала использование следующих методов, приемов, форм : интеграция различных видов деятельности, театрализованные представления, спортивные праздники, досуги, беседы, игры.

В работе с родителями решались следующие задачи: повышать компетентности родителей в вопросах формирования ценностного отношения к ЗОЖ, ценности своего здоровья и здоровья детей; заинтересовать в поиске новых подходов к физическому воспитанию и формированию ценностного отношения к ЗОЖ. Использовались такие формы работы : как родительские собрания, круглые столы, педсоветы с участием родителей, консультации, семинары – практикумы, творческие гостиные, совместные спортивные праздники.

Изменяя среду, решали такие задачи: создание педагогических условий, обеспечивающих формирование ценностного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста; обогащение физкультурно-оздоровительной среды, организация условий для проведения профилактических процедур.

Вместе с родителями созданы в группах уголки здоровья, в спортивных центрах подобран спортивный инвентарь для индивидуального применения детьми, картотеки физминуток, пальчиковых игр, альбомы по видам спорта.

Для родителей постоянно обновляются стенды, папки-передвижки с материалами об особенностях физического развития детей, рекомендациями по профилактике заболеваний, советы по организации физкультурно-оздоровительной среды в семье, по формированию ценностного отношения к ЗОЖ, об эмоциональном состоянии детей старшего дошкольного возраста, размещаются рекомендации психологов.

С целью анализа результативности реализации проекта «Быть здоровым – это здорово была проведена повторная диагностика.

Анализ результатов показал, что у большинства детей (50 %) изменилось ценностное отношение к здоровью.

Сравнительный анализ полученных результатов показал, что у детей старшей группы после реализации проекта повысился уровень сформированности ценностного отношения к ЗОЖ. Так высокий уровень детей в формировании ценностного отношения к ЗОЖ повысился на 15 %, средний уровень повысился на 15 %, а низкий уровень снизился до 20 %.

В ходе повторного исследования получены следующие результаты: высокий уровень ЗОЖ в семье показали 6 родителей - 30 % (5 родителей - 25 %); средний уровень – 9 родителей - 45 % (9 родителей - 45 %); низкий уровень – 5 родителей - 25 % (6 родителей (30 %).

У родителей появилась заинтересованность в получении знаний о приобщении ребенка к здоровому образу жизни в семье, в оказании ДОУ помощи по оснащению развивающей среды современным физкультурным оборудованием.

Таким образом, можно утверждать, что возможности метода проектов действительно способствуют формированию ценностного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста, если:

• обеспечивается включение детей и их родителей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье;

используются активные методы обучения (мозгового штурма – для родителей, эвристических и проблемно-поисковых бесед, ролевых игр);

• широко применяются методы эмоционального воздействия;

• изменяется информационный, социальный, технологический компоненты развивающей среды ДОУ в аспекте формирования ценностного отношения к ЗОЖ.

Список литературы

1. Боровлева, А. В. Проективный метод – как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2006. - № 7. – С. 76 – 80.

2. Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. - М. : Медицина, 2004. - 128с.

3. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288с.

4. Фрумина, Н. А. Формирование основ здорового образа жизни / Н. А. Фрумина // Управление ДОУ. - 2004. - № 1. - С. 75 – 79.

Публикации по теме:

Использование метода проектов в формировании экологической культуры у младших дошкольников «Использование метода проектов в формировании экологической культуры у младших дошкольников» ФГОС дошкольного образования предполагает.

Сотрудничество с родителями по приобщению к здоровому образу жизни Выступление на педагогическом совете. Тема: «Сотрудничество с родителями по приобщению к здоровому образу жизни» Человеческое дитя –.

Доклад на педсовете «Приобщение детей к здоровому образу жизни» «Приобщение детей к здоровому образу жизни» В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья.

Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни. Автор -Семенова Н. В Утверждение здорового образа жизни, сохранение.

Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников .

План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Пояснительная записка Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как.

Приобщение детей к здоровому образу жизни .

Рекомендации родителям по здоровому образу жизни ребёнка Народная мудрость гласит: "Здоровье всему голова", "Здоровью цены нет". Вырастить ребёнка крепким, сильным, здоровым - это желание каждого.

Сценарий классного часа по приобщению учащихся к здоровому образу жизни «Формула жизни» Сценарий мероприятия «Формула жизни» Цели: - дать ученикам представление о том, что такое здоровый образ жизни; - заставить учащихся задуматься.

Опыт работы «Формирование привычек к здоровому образу жизни» Выступление на педагогическом совете «Формирование привычек к здоровому образу жизни» Здоровые дети – это благополучие нашего общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование возможностей метода проектов в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни
Опубликовано: 8 октября 2018 в 12:59
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД