Приложение МААМ

Использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях

Татьяна Тукиш
Использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях прием, конечно не новый, и в настоящее время я редко использовала их в своей работе. Затем я поняла, что готовые схемы и модели можно и нужно давать детям, но этого недостаточно, необходимо учить составлять их само-стоятельно и пользоваться ими в разных ситуациях.

Мнемотаблицы широко представлены в различных методических рекомендациях разных авторов.

Публикация «Использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях» размещена в разделах

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорнографическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметносхематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Применяя приёмы работы с мнемотаблицами мы сокращаем время обучения и превращаем обучение в увлекательную игру. Продуктивнее мнемотаблицы сделанные совместно педагогом и ребёнком. Они решают следующие задачи:

- развитие памяти и речи;

- перекодирование (преобразование в образы);

- развитие мелкой моторики и т. д. ;

Отмечу еще и то, что. создавая мнемотаблицы, не обязательно рисовать. Можно сделать мнемо-таблицы используя технику аппликации, фотографии или картинки, коллаж, раскраски и т. д.

Для детей старшей группы делаю мнемоквадраты. С них и начинаем. Используем картинки с простым изображением, которое поймет ребенок. Картинка может подразумевать один предмет (понятие) или несколько. С помо-щью картинок можно пополнять словарный запас ребенка, обучать его каким-то простым действиям повседневной жизни.

Далее, мнемодорожки. Несколько картинок, которые представляют собой правильную последовательность какого-либо действия или события. Например, смена времен года, процесс от пробуждения до выхода из дома (убирание постели, умывание, чистка зубов, завтрак, одевание) и так далее.

Мнемотаблицы. Представляют собой несколько собранных вместе картинок: от 4 до 9, которые шифруют стихотворения для детей, сказки, обучающие истории и другое.

С помощью мнемотехники придумываю различные дидактические игры, например, такие как «Расскажи алфавит», «Поставь ударение», «Назови маленькие слова», «Где звонкий, где глухой?»,

Также по каждой лексической теме можно придумать игры с помощью мнемотехники, такие, например, по теме «Животные» : «Кто что ест?», «Какую пользу приносят животные?», «Кто где живет?» и т. д.

Есть где развернуться при изучении лексических тем по временам года. Это, конечно же состав-ление описательных рассказов по теме «Расскажи о весне», «Признаки весны», «Ох, лето красное», «Расскажи про осень», «Подарки осени», «Зимушка-зима» «Зимние прогулки», заучивание стихотворений.

Еще один метод, который мне кажется, очень продуктивным – это метод Цицерона. Его мы используем, когда создаем мнемотаблицы вместе с детьми. Суть его заключается в том, что для запоминания информационного ряда необходимо мысленно расположить образы предметов, слов, в каком – нибудь знакомом помещении (вдоль дороги, которой пользуетесь каждый день и хорошо знаете все объекты на ее протяжении) т. е. мы должны «привязать» образ каждой информационной единицы к конкретному месту, предмету. На первом этапе освоения этого метода дети сами ходили по группе и располагали разные предметы, останавливаясь и проговаривая то место, где они оставляют предмет. Пройдя еще раз и посмотрев где лежат предметы, я убираю все предметы. И ребенок вспоминает что, где лежало. Эти игры помогали детям научиться ориентироваться в пространстве, в группе, закрепить работу над предлогами и глаголов с приставками. Тоже самое делает и воспитатель на участке во время прогулки. Затем дается задание родителям, «использовать» дорогу по пути в детский сад.

Итак, мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.

Мнемотехника - это настоящая палочка-выручалочка в деле обучения, запоминания детьми разного рода информации.

Публикации по теме:

Оригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятияхОригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятиях Игра: «Буква за буквой» Цель: Закрепление навыка чтения коротких слов. Описание игры: По краям бревнышек колодца в кармашках расставлены.

«Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать…» Упражнения и игры на логопедических занятиях. Фотоотчёт«Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать…» Упражнения и игры на логопедических занятиях. Фотоотчёт Уважаемые, коллеги, хочу рассказать об играх на логопедических занятиях. С нами в группе, вот уже 10 лет, работает Комарова Елена Валерьевна.

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях Пособие состоит из маленького фонарика и шёлковой юбочки оранжевого цвета. Юбочка должна быть достаточно длинной для того, чтобы полностью.

Прием «Живая кукла» на логопедических занятияхПрием «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» – отличный способ разговорить даже самого застенчивого ребёнка. С её помощью можно.

Детский рисунок на логопедических занятияхДетский рисунок на логопедических занятиях На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное.

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях»«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях» Речь– такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для.

Презентация «Использование электронных физкультминуток и гимнастики для глаз на логопедических занятиях» В век информационных технологий взрослые и дети подвержены огромному числу факторов, которые негативно влияют на здоровье. Известно, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях
Опубликовано: 15 июня 2020 в 07:46
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тукиш (УИ 157466) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД