МААМ-картинки

Использование элементов народно-прикладного искусства Кубани в развитии графомоторных навыков у старших дошкольников

Галина Кузьминых
Использование элементов народно-прикладного искусства Кубани в развитии графомоторных навыков у старших дошкольников

В качестве центральной задачи психолого-педагогической работы педагогов, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО) (п. 1.6., задача 6) является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

Публикация «Использование элементов народно-прикладного искусства Кубани в развитии графомоторных навыков у старших дошкольников» размещена в разделах

Для развития личности ребёнка и для дальнейшего обучения в школе, необходимым условием является овладение навыком письма. Различные аспекты проблемы развития графомоторных навыков разрабатывались в трудах отечественных и зарубежных исследователей (Т. В. Астахова Д. Б. Эльконин, М. Г. Князева, М. М. Безруких, М. М. Кольцова, А. Р. Лурия, С. П. Ефимова, О. Б. Иванченко).

Многие выпускники ДОО неправильно держат карандаш, часто при этом очень напряжены. Линии получаются не ровные, «дрожащие», нажим не равномерный, испытывают большие трудности при выполнении графического диктанта. Данные затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточно сформированной зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия речи, зрительной памяти, что отрицательно скажется на усвоении программы первого класса. Работа по формированию графомоторных умений и навыков должна начинаться задолго до поступления в школу. Графомоторные навыки, являются существенным критерием для определения готовности ребёнка к школе, сформированность которого позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.

В работах Л. С. Выготского, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Е. М. Мастюковой, Л. Г. Парамоновой, А. Н. Гвоздева и др. отражена проблема формирования устной и письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Педагогический процесс, отмечают авторы, необходимо целенаправленно ориентировать на постоянное обогащение самостоятельного детского опыта, при этом создавать условия для проявления субъектной позиции ребёнка в его речевом развитии. Развитие графомоторных навыков является наибольшей проблемой, возникающей в дошкольный период и требует больших усилий и определённого уровня сформированности как речевых, так и неречевых психических процессов, к которым относятся: развитие зрительно-моторной координации, оптико-пространственной ориентации и зрительного гнозиса, тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук, межполушарного взаимодействия.

Такие авторы как Н. Н. Волоскова, Т. С. Комарова, О. А. Карабанова, Б. Ф. Ломов, Г. Г. Мисаренко, М. Г. Храковская занимались проблемами состояния составляющих графомоторных навыков. Задания, выявляющие сформированность этих компонентов есть в работах Т. В. Ахутиной, А. В. Семенович, Э. Г. Симерницкой, М. Аксеновой, М. М Безруких, Т. А. Аристовой.

Эффективным условием развития графомоторных навыков у старших дошкольников может выступить региональный компонент, а именно элементы народно-прикладного искусства Кубани. Изделия кубанских народных умельцев, такие, как кузнечное и гончарное; обработка дерева; лозоплетение; ткачество; вышивка; художественная обработка металла; изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти, – это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников-творцов из народа. Прекрасные образцы народно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю, развивают творческие способности детей.

Актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне исходит из недостаточной разработанности теоретических подходов использования регионального искусства в осуществлении процесса развития графмоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Современные исследователи в области художественно-эстетического развития дошкольников Е. С. Бабунова, Т. С. Комарова, Т. А. Котлякова, О. А. Соломенникова, P.M. Чумичева подчеркивают необходимость формирования у детей интереса к народной культуре и искусству. На основе изученных исследований была выявлена необходимость и возможность использования народно-прикладного искусства Кубани.

Приходится констатировать тот факт, что в педагогической практике лишь эпизодически рассматривается ознакомление дошкольников с народно-прикладным искусством Кубани. Изучение художественной культуры и традиций родного края является результатом индивидуальной заинтересованности отдельных педагогов и осуществляется без опоры на научные основы изучаемой проблемы.

Социальная значимость проблемы, содержание изученных исследований, объективная потребность практики ДОО в разработке педагогических условий в развитии графомоторных навыков у дошкольников обусловили необходимость более глубокого изучения данной проблемы и разрешения следующих противоречий:

- объективной потребностью общества в развитии детей дошкольного возраста на основе приобщения к художественной культуре региона и образовательной практикой в ДОО без учета региональных особенностей развития художественной культуры;

- необходимостью становления эстетически развитой личности, начиная с дошкольного возраста, и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий становления эстетически развитой личности детей старшего дошкольного возраста;

- введением в содержание образовательного процесса ДОО регионального компонента и отсутствием методическим инструментария для развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста средствами регионального народно-прикладного искусства.

Таким образом, развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами народно-прикладного искусства Кубани, явилось одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Решение данной задачи и составило цель исследования: разработка педагогических условий развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами народно-прикладного искусства Кубани.

Объект проекта: процесс развития графомоторных навыков у старших дошкольников.

Предмет проекта: педагогические условия развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами народно-прикладного искусства Кубани.

Гипотеза проекта: процесс развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста будет эффективен при следующих педагогических условиях:

- изучены теоретические основы проблемы развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста;

- создана система педагогической работы по использованию элементов народно-прикладного искусства Кубани в развитии графомоторных навыков у детей старшего дошкольного;

- создана предметно-пространственная развивающая среда ДОО, способствующая развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста;

- сформированы представления педагогов ДОО и родителей в вопросах развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами элементов народно-прикладного искусства Кубани.

Цель, объект и предмет проекта определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Изучить теоретические основы проблемы развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста;

2. Выявить особенности развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста;

3. Создать и апробировать систему педагогической работы по использованию элементов народно-прикладного искусства Кубани в развитии графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста;

4. Создать развивающую предметно-пространственную среду ДОО, способствующую развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста;

5. Сформировать представления педагогов ДОО и родителей о процессе развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами элементов народно-прикладного искусства Кубани.

Новизна проекта состоит в том, что впервые средством развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста выступают элементы народно-прикладного искусства Кубани.

Практическая значимость проекта определяется тем, что опыт разработки и педагогическое содержание работы в ДОО могут использоваться в системе дошкольного образования. Разработан примерный календарный план педагогической работы в ДОО, а также конспекты и презентации бесед, организованной образовательной деятельности и развлечений, направленных на развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Критерии и показатели эффективности МИП.

Эффективность работы МИП заключается в том, что:

- повысился уровень развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста;

- повысился уровень представлений старших дошкольников о кубанском народно-прикладном искусстве и умения детей использовать эти в художественно-этетической деятельности;

- повысился уровень сформированности представлений у педагогов ДОО и родителей в вопросах развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами элементов народно-прикладного искусства Кубани, то проект можно считать успешным.

Таким образом работа данного проекта позволил расширить спектр эмоциональных переживаний детей, пополнить детский опыт эстетической оценкой произведений кубанского народно-прикладного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. Разнообразие кубанского художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволяет с успехом решать задачи развития графомоторных навыков, эстетического и художественной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Также деятельность в рамках этого проекта позволила расширить круг сетевого взаимодействия и социального партнёрства.

Полученные результаты:

- конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников, учреждениями дополнительного образования и учреждениями культуры, позволяющее расширять границы познания дошкольниками народно-прикладного искусства Кубани, и на его основе развивать графомоторные навыки;

- трансляция инновационного опыта среди других образовательных учреждений через мастер-классы, городские семинары, участие в конференциях регионального, всероссийского, международного уровня;

- публикации научно-методических материалов в печатных изданиях (программа, учебно-методическое пособие, тезисы, статьи).

Конечный продукт: Программа «Использование элементов народно-прикладного искусства Кубани как средства развития графомоторных навыков у старших дошкольников», которая направленна на:

формирование и обогащение знаний детей о культуре и искусстве родного края, содержание которых позволят им проявлять творческую активность, смело вносить новые вариации в стилевой орнамент, что даст богатую возможность для раскрытия детской индивидуальности;

повышение у детей уровня развития графомоторных навыков, что позволит успешно осваивать школьную программу;

удовлетворение у детей потребности в общении: они будут свободно общаться друг с другом, взрослыми; высказывать своё мнение; выслушивать друг друга; обмениваться впечатлениями;

на умение использовать свои познания о кубанском народном промысле в игровой деятельности;

формирование представлений педагогов ДОО и родителей в вопросах развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами народно-прикладного искусства Кубани.

Конспекты мастер-классов; разработанные анкеты, консультации, памятки, конспекты родительских собраний; конспекты и презентации бесед, организованной образовательной деятельности, направленных на развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраст.

Показывая детям, что родной край славен не только богатством земли, но и своей историей, традициями, народным промыслом, мы проводили беседы, организованную образовательную деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, развлечения, направленные не только на формирование представлений дошкольников о народно-прикладном искусстве Кубани, но и на развитие у них графомоторных навыков. Весь, подготовленный и используемый материал был понятен дошкольникам, вызывал детский интерес.

Данная педагогическая деятельность проводилась в группе в течение учебного года. Эффективность которой стала выше при участии и помощи родителей, так как они заинтересованы в том, чтобы дети как можно больше узнавали про свою Родину, ее богатства, красоту изделий кубанских мастеров и использовали свои знания в творческой деятельности, развивая при этом графомоторные навыки. В работе с родителями по формированию представлений о развитии у дошкольников графомоторных навыков и ознакомлению их с народно-прикладным искусством Кубани были проведены следующие мероприятия:

- предложили посещать вместе с детьми выставки народных умельцев;

- провели консультацию для родителей: «Как заинтересовать ребёнка народно-прикладным искусством Кубани»;

- провели родительское собрание в форме круглого стола по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами элементов народно-прикладного искусства Кубани»;

- предоставили вниманию родителей памятки: «Развитие графомоторных навыков у старшего дошкольного возраста», Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников»;

- провели консультацию для родителей «Тренируем руки дома, на прогулке, на даче и …»;

- обратились за помощью в пополнении мини-музея экспонатами.

Таким образом нам удалось сформировать компетентность родителей в вопросах развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами элементов народно-прикладного искусства Кубани и вовлечь их в конструктивное взаимодействие.

Знакомство детей с народно-прикладным искусством Кубани начинали с посещения краеведческого музея села Архипо-Осиповки и мини-музея ДОУ «Кубанская изба», там дети впервые познакомились с предметами кубанского народно-прикладного промысла. На первом этапе знакомства дошкольникам сообщили краткие сведения об истории народного промысла проводя беседу, с использованием презентации, «История возникновения промыслов Кубани».

Последующие беседы, организованная образовательная и игровая деятельности проводились в форме «путешествия» по городам и станицам Кубани с целью формирования у дошкольников представлений о работе мастеров и развитии у них графомоторных навыков средствами элементов народно-прикладного искусства Кубани.

После проведения беседы, с использованием презентации, «Гончарное ремесло Кубани», во время которой дети с интересом рассматривали готовые гончарные изделия, была предложена организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Мы гончары Кубани» с использованием техники пластилинографии. Многие детские работы были размещены в мини-музее «Кубанская изба» Далее дошкольникам была предложена дидактическая игра «Собери картинку».

Следующим шагом было знакомство детей с «Кубанской вышивкой» в форме беседы с использованием презентации, работы мастериц вызвали у них восхищение и желание нарисовать вышитые изделия, так была проведена организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Узоры солнечной Кубани», элементы вышивки дошкольники рисовали в клеточках, нанесённых на силуэты рубашек, сарафанов, фартуков и рушников. Эти «экспонаты» тоже место в нашем мини-музее. А художественно-эстетический центр группы пополнился дидактическими играми: «Дорисуй узор», «Укрась вышиванку».

Так продолжая с детьми «путешествовать» из станицы в станицу, познакомились с резьбой по дереву – в беседе «Деревянных дел мастера», с использованием презентации. Большой интерес дошкольники проявили к «деревянному кружеву», поэтому в организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликации) «Деревянные узоры» они с удовольствием выбирали элементы узоров, обводили их по контуру, вырезали и наклеивали на выбранные формы предметов. Художественно-эстетический центр группы так же пополнился дидактической игрой: «Дорисуй узор для посуды»

Познакомившись с таким ремеслом, как ковань в беседе «Узоры из кузницы» с использованием презентации, дошкольники загорелись желанием тоже сделать «железные» кружева, после некоторых обсуждений о материале из которого можно изготовить кружева в организованной образовательной деятельности «Мы кубанские кузнецы», дети из пластилина черного цвета слепили элементы кованных украшений, некоторые из которых так же разместили в мини-музее «Кубанская изба».

Не оставило равнодушными детей знакомство с народными куклами в беседе «Вот она какая, народная кукла, с использованием презентации (приложение 14). А в организованной образовательной деятельности по ручному труду «Моя кубанская куколка» дети с большим удовольствием осваивали способы изготовления этих кукол, которые также были размещены в мини-музее. Материалы для кукол пополнили художественно-эстетический центр группы.

И завершением нашего «путешествия» стало знакомство с лозоплетением в беседе «Плетение Кубани» с использованием презентации. Закрепляя полученные знания в организованной образовательной деятельности по ручному труду «Мастера кубанского плетения», дошкольники самостоятельно сплели коврики из полосок цветной бумаги, корзинки из бумажных трубочек, а наш мини-музей пополнялся новыми экспонатами. В художественно-эстетическом центре группы появилась дидактическая игра: «Плетение».

В рамках взаимодействия с социумом мы с детьми посетили библиотеку села Архипо-Осиповка. Наши дошкольники принимали активное участие в беседе «Старины кубанской череда», показав свои знания о народно-прикладном искусстве Кубани.

Наиболее высокая степень эмоционального отклика со стороны детей была отмечена при проведении развлечения в форме мастер-класса «Город Кубанских мастеров» с использованием презентации. Дошкольники не только познакомили гостей с народно-прикладным искусством Кубани, но и взяли на себя роль мастеров-консультантов, с которой превосходно справились.

Проведение сюжетно-ролевой игры «Музей» позволило сформировать у детей умение проводить «экскурсии», представлять и рассказывать об экспонатах «музея», закрепляя их знания о народно-прикладном искусстве Кубани.

После каждого проведения организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию проводилась выставка «народных мастеров», – которыми являлись дети группы, на ней проходило активное обсуждение выполненных работ. Если ребенок затруднялся дать оценку работы товарища, то ему задавались вспомогательные вопросы типа: «Что нравится в работе? Что сделано удачно?». Это стимулирует мышление дошкольников, они учатся анализировать и высказывать свои суждения. Все это вместе взятое позволило расширить кругозор детей, воспитать уважение и любовь к кубанскому народно-прикладному искусству.

Проведя практическое исследование, с целью выявить может ли использование элементов народно-прикладного искусства способствовать развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста, мы увидели, что у дошкольников повысился уровень развития этих навыков, сформировался художественный вкус, улучшилось мышление и рассуждение, умение высказывать свое мнение, а их знания о народно-прикладном искусстве Кубани заметно увеличились. Вместе с тем в группе создалась общая атмосфера увлеченности и заинтересованности, стремление самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.

Познавая произведения народно-прикладного искусства Кубани, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

Все это стало предпосылками воспитания устойчивого интереса к народному искусству, понимания его ценностей и необходимости для русских людей. Естественно, что интерес и любовь к искусству народов родного края стали частью чувства любви к Родине.

Полученные показатели свидетельствуют о том, что использование элементов народно-прикладного искусства способствует повышению уровня развития графомоторных навыков у старших дошкольников.

В результате проделанной работы расширился спектр эмоциональных переживаний детей, пополнился детский опыт эстетической оценки произведений кубанского народно-прикладного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. Разнообразие кубанского художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития и формирования графомторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников, учреждениями дополнительного образования и учреждениями культуры, позволило расширить границы познания дошкольниками народно-прикладного искусства Кубани, и на его основе развить графомоторные навыки.

Разработана программа: «Использование элементов народно-прикладного искусства Кубани как средства развития графомоторных навыков у старших дошкольников».

Публикации по теме:

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии старших дошкольников» ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ. В работе по речевому.

«Влияние народно-прикладного искусства на воспитание и развитие дошкольников» Влияние народно-прикладного искусства на воспитание и развитие дошкольника Я считаю неоспоримым влияние любого вида народно-прикладного.

Комплексное использование элементов акробатики и стретчинга как средство повышения физических навыков старших дошкольниковКомплексное использование элементов акробатики и стретчинга как средство повышения физических навыков старших дошкольников 1 слайд Тема выступления (из опыта работы) Комплексное использование элементов акробатики и стретчинга, как средство повышения физических.

Использование дидактических игр в развитии связной речи у старших дошкольников Автор – составитель Ольхина Надежда Петровна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 61 Приморского района г. Санкт – Петербурга. Развитие связной.

Использование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыковИспользование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыков Что такое лэпбук (лепбук? Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Технология.

Использование элементов методики И. А. Лыковой в развитии творческих способностей дошкольников АКТУАЛЬНОСТЬ В соответствии с ФГОС ДО целью педагогической деятельности является: развитие личности ребенка, его позитивной социализации,.

Использование знаково-символической деятельности в работе по формированию речевых навыков у старших дошкольников Одно из направлений всестороннего развития ребёнка – дошкольника – это формирование речевых навыков. Речь выполняет в жизни человека самые.

Использование образовательных технологий в развитии связной речи старших дошкольниковИспользование образовательных технологий в развитии связной речи старших дошкольников Готовность или неготовность старших дошкольников к школе определяется речью. Именно при помощи письменной и устной речи будущему школьнику.

Консультация «Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников 2–4 лет с нарушением зрения»Консультация «Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников 2–4 лет с нарушением зрения» Разработала: Урядова Анна Дмитриевна, МДОУ «детский сад №210» Консультация: «Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников.

Проект «Мини-музей народно-прикладного искусства» Вид проекта: Мини – музей народно-прикладного искусства» Проект подготовила: воспитатель 1кв. категории Маркина Ольга Владимировна, п. Лунево,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов народно-прикладного искусства Кубани в развитии графомоторных навыков у старших дошкольников
Опубликовано: 18 августа 2019 в 14:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД