Юлия Юшкова
Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста (видео)
▼ Скачать + Заказать документы
Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь.
Карл Орф.
Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания.
Публикация «Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста (видео)» размещена в разделах
- Видео
- Методика Карла Орфа
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Среди систем музыкально-эстетического воспитания одной из наиболее популярных является система немецкого композитора и музыкального педагога ХХ века Карла Орфа. Методика детского и юношеского музыкального воспитания, разработанная Орфом, опирается на широкое использование музыкального фольклора и развитие творческой инициативы ребенка. В результате экспериментальной музыкально-педагогической работы К. Орфа было создано пособие из пяти томов по музыкальному воспитанию «Шульверк». Впоследствии «Шульверк» значительно расширился за счет дополнительных учебных тетрадей Орфа и Кетман, не вошедших в пятитомник, а также за счет различных работ других педагогов. Сборники моделей для элементарного музицирования, изданные в различных странах мира на разных языках, имеют общий заголовок «Орф-Шульверк», что указывает на их внутреннюю связь с концепцией Орфа и возможность использования в качестве дополнительного материала всеми педагогами, работающими по Шульверку.
Главный принцип Орф-педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.
В основу концепции Орфа положено понятие "элементарная музыка", сформулированное для обозначения той музыки, которая существует только в единстве с речью и движением.
Элементарная музыка предполагает использование специального инструментария, который позволяет принимать участие в музицировании каждому, независимо от уровня его способностей. Это древнейшие инструменты человечества: шумовые и звуковысотные ударные, к которым Орф добавил блок-флейту.
Почему именно эти инструменты? Если начинать работу с детьми на сложных классических инструментах, на рояле, смычковых и т. п., то овладение техникой игры, столь трудное, невольно отвлечет внимание детей и уведет от музыки, от музицирования, от импровизации. К тому же сложные инструменты невозможно использовать в детских садах, где обучаются не только музыкально способные или специально подготовленные дети.
На протяжении многотысячелетнего исторического пути музыка все дальше уходила и продолжает уходить от своих первичных основ, и нынешний человек нередко оказывается оторванным от ее истоков. Орф и его последователи полагали крайне важным для дальнейшего развития музыкальной культуры и для музыкального воспитания, чтобы ребенок в ранние годы приник к этим живым источникам, познал начало всех музыкальных начал, научился из слова, ритма, движения создавать элементарную музыку.
Прогрессивные идеи К. Орфа:
• всеобщее музыкально-творческое развитие;
• детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности;
• связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования.
Основные принципы методики К. Орфа:
1. Самостоятельное сочинение детьми музыки и сопровождения к движению, хотя бы в самой скромной форме.
2. Обучение детей игре на простых музыкальных инструментах, не требующее большого труда и дающее ощущение радости и успеха. С этой целью Орф придумал некоторые простые инструменты и использовал уже существующие.
3. Коллективность занятий детей младшего возраста. Минимальная группа состоит из двух участников, каждому из которых обеспечено равноправное участие в воспроизведении или импровизационном оформлении пьесы. Максимальное количество участников группы практически не ограничено.
4. Предоставление детям известной свободы на занятиях: возможности хлопать, топать, двигаться.
Видео: https://www.youtube.com/embed/1xPnXx9DIcI5. Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которой – имена, считалочки, простейшие детские песни. Помимо музыкальных целей, воспитывается подсознательное ощущение гармоничности и стройности родной речи, языка. Это – основа восприятия поэзии и шире – литературы вообще.
6. Развитие свободного, не скованного условностями восприятия и отношения к музыкальному искусству. Пройдя через собственное творчество, узнав законы элементарной музыки, можно предположить, что слушатель будет подготовлен к общению с музыкальной культурой в целом, куда он войдет как неотъемлемая ее часть.
Это в какой-то степени игра, но это еще и труд, поэтому привитое желание трудиться, воспитанная потребность в собственном творчестве будут затем перенесены на более широкие области деятельности.
Инструментарий Карла Орфа
• «Звучащие» жесты»
Начальный этап организации детского музицирования в рамках шумового оркестра целесообразно начинать с использования так называемых «звучащих жестов» (bodipercussia).
Звучащие жесты - это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и другие. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики. Подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе в русском фольклоре. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Работу с детьми над звучащими жестами необходимо воспринимать как важную форму простейшего активного участия детей в музицировании. Их использование вносит элемент движения, так необходимого для ощущения музыки и для освоения детьми ее ритма, потому что так он осознается и усваивается лучше всего. Это лучшее средство метроритмического воспитания.
Видео: https://www.youtube.com/embed/RvheZwBHtWM• Деревянные палочки (клавесы).
• Треугольник.
• Бубны, барабаны.
• Бубенцы.
• Маракасы.
• Штабшпили (ударные инструменты, представляющие собой резонансный ящик и ряд пластинок определённой высоты из дерева или металла. Звук извлекается ударами палочек. Штабшпили с деревянными пластинами называются ксилофонами, а с металлическими – металлофонами).
Вышеперечисленные инструменты являются основными и представляют собой лишь часть «Орфовского набора». При желании педагог может найти и ознакомиться с другими инструментами, необходимыми ему для создания детского оркестра.
Видео: https://www.youtube.com/embed/uCeti6uJj6sКарл Орф, создавая свою музыкально-педагогическую концепцию, адресовал её прежде всего педагогам, работающим с детьми в сфере музыкального воспитания, а не образования. Поэтому его система максимально приближена к возможностям и интересам обыкновенного ребёнка.
Элементы системы музыкального воспитания гармонично вплетаются в структуру занятий.
Формы работы на занятиях по системе К. Орфа
Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.
Речевые упражнения как основа первоначальной музыкальной тренировки – одна из очень удачных находок Орфа. В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал Орф, стоит упражнение речевое. Ими обогащается не только музыкальное воспитание, но и преподавание родного языка и даже иностранного. Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм модели, так и специально сочинённый, изменённый в педагогических или иных целях. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.
Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.
Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.
У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.
В детском саду обучение танцу не является специальной задачей. Отправная точка в работе педагога – двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружение, бег и бег вприпрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое. Повторяемые во множестве вариантов простые движения и должны составлять главную заботу педагога-музыканта, работающего с дошкольниками.
Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.
Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов.
Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.
В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.
Самое первое представление о выразительности различных тембров они получают, если попробуют озвучить какую-нибудь сказку, например «Кошкин дом». Вначале педагог читает сказку, выделяются персонажи, за ними закрепляются инструменты - импровизационный театр готов!
Видео: https://www.youtube.com/embed/8E0dhylqw28Таким образом, система музыкального воспитания Карла Орфа обладает необходимой гибкостью, универсальностью, которые обеспечивают ей удивительную жизненность на протяжении десятилетий. Современное прочтение этой системы позволяет увидеть в ней глубокие корни и связи, а также сочетать её идеи с другими педагогическими концепциями, лучшими методиками отечественных и зарубежных педагогов, что даёт возможность оптимально и комплексно подходить к решению задач развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.