Светлана Коровина
Использование элементов технологии аквааэробики при обучении плаванию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие современного общества предъявляет новые требования к деятельности образовательных организаций, к осуществлению воспитательно-образовательного процесса в целом. Образовательная политика Российской Федерации выходит на новый качественный уровень и Федеральный государственный образовательный стандарт становится одним из основополагающих документов становлении дошкольного образования. Одной из приоритетных задач современной образовательной организации является оздоровление детей. По данным ВОЗ показатели состояния здоровья детей дошкольного возраста снижаются. В связи с этим необходимо организовать работу по формированию у воспитанников здорового образа жизни с целью всестороннего укрепления здоровья детей. Постепенное решение проблемы, на наш взгляд, возможно через:
Публикация «Использование элементов технологии аквааэробики при обучении плаванию дошкольников» размещена в разделах
- внедрение простых диагностических технологий, позволяющих осуществлять дифференциальный подход к дальнейшему построению индивидуальных программ;
- разработку индивидуальных образовательных программ с использованием современных здоровьесберегающих технологий;
- работу с родителями по формированию культуры здорового образа жизни семьи.
В нашей дошкольной организации №157 АНО ДО «Планета детства «Лада» г. о. Тольятти уже больше 10 лет функционирует бассейн, который является одним из инструментов, позволяющих в полной мере решать поставленные в плане оздоровления дошкольников задачи. Педагогический опыт, накопленный за многолетний труд, позволил нам разработать программу обучения плаванию детей дошкольного возраста с использованием технологии аквааэробики. Целесообразность применения элементов именно этой технологии была обусловлена рядом причин: наличие невысокой работоспособности мышц дошкольников, быстрое утомление детей при статических нагрузках.
Аквааэробика – специально разработанная система упражнений в воде, способствующая более быстрому, интересному, занимательному способу обучения плаванию. Каждое из упражнений аквааэробики имеет привлекательное для ребенка название («Лягушки на кочках», «Речные рыбки», «Путешествие по Волге», «Маленькая русалочка» и др.). Упражнения аквааэробики имеют общую оздоровительную направленность, положительно воздействуют на костно-мышечный аппарат ребенка.
Во время занятий в воде чередуется напряжение и расслабление различных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще неокрепший, податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка.
Систематические занятия детей в воде, ведут к совершенствованию органов кровообращения, совершенствуется механизм терморегуляции, повышается свойства укрепления нервной системы (за счет коррекции процессов возбуждения и торможения, снятия психофизического напряжения, создания положительного эмоционального отклика на общение с водой, крепче становится сон, в целом осуществляется общее психофизическое развитие ребенка, оздоровление его организма. Обеспечение уровня физической подготовки ребенка осуществляется педагогом в соответствии с индивидуальными особенностями здоровья ребенка, с требованиями, предъявляемыми общеобразовательной программой.
Мы используем комплексную систему обучения дошкольников плаванию с использованием технологии аквааэробики, состоящую из пяти этапов.
Первый этап – для детей младшего возраста, где обучение ведется в тесном контакте с воспитателями. Во время режимных моментов, например при умывании, дети с воспитателем могут рассмотреть струйку воды, почитать стихи, потешки о воде. На специально организованном занятии инструктором по плаванию проводятся игры с водой – «Подуй на кораблик», «Ямка на воде», «Шумные пузырьки». Также рекомендуется провести экскурсию в бассейн, где в дальнейшем дети будут учиться плавать.
Второй этап предназначен для детей младшего и среднего возраста. Во время комплексов утренних гимнастик, занятиях по физической культуре, включаются комплексы упражнений рекомендованные инструктором по плаванию, для более быстрого усвоение детьми сложно-координационных упражнений.
Третий этап – предназначен для всех возрастов. На данном этапе занятия проходят непосредственно в чаше бассейна. Занятия на этом этапе начинаются с обучения детей различным передвижениям по бассейну (в парах, в тройках, держась за руки, паровозиком со сменой направления и т. п., далее упражнения у поручня («Моторная лодка», «Русалочка», затем безопорные упражнения, но с поддержкой инструктора по плаванию («Саночки», «Тележка», «Аквапарк») и выполнение безопорных упражнений самостоятельно. На этом этапе уделяется большое внимание упражнениям на дыхание («Насос», «Большой пузырь»). Целесообразно использование игр на воде («Баба сеяла горох», «Карусель», «Рыбки в неводе», во время которых дети учатся правильно дышать, открывать глаза в воде, нырять.
Четвертый этап предназначен для детей среднего, старшего возраста. Для обучения плаванию используются специальные доски, нудлы, круглые плавательные доски, мячи среднего размера. Предметы для ныряния. Дети пробуют плавать самостоятельно. Заканчиваются занятия играми в воде.
Пятый этап предназначен для детей старшего, подготовительного возраста. На данном этапе идет обучение элементам спортивных стилей плавания – кроль на груди, на спине. На этом этапе очень важно закрепить навыки дыхания, соответствующее каждому стилю плавания. На этом этапе дети играют в игры с подныриванием, используется природный материал для ныряния (гладкие камни). Также используются лопатки для плавания и ласты.
Игры на воде являются одним из основных средств аквааэробики. В зависимости индивидуальных особенностей детей, игры на воде делятся на три группы. Первая группа – игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета. Они простые и не требуют предварительного объяснения. Это в основном игры, направленные на ознакомление с водной средой и овладение основными движениями, составляющие комплексы упражнений аэробного характера. Сюда относятся игры типа «Кто быстрее спрячется под водой?», «У кого больше пузырей?», «Кто дальше проскользит?» и т. д. Вторая группа – игры сюжетного характера. В сюжетных играх иногда необходимо разделить участников на соревнующиеся группы. Сюда относятся игры типа «Караси и карпы», «Рыбы и сеть» и др. Игра может продолжаться в течение всего занятия. Третья группа – командные игры. Участники объединяются в равные по силам команды. Такие игры воспитывают у них чувство коллективизма, развивают инициативность и быстроту ориентировки, требуют проявления самостоятельности, достаточного развития волевых усилий, умения управлять собой. Круг упражнений в воде рекомендован к каждому возрасту, выбирается по принципу от простого к сложному. В старшем и подготовительном возрасте комплекс упражнений достигает своего наибольшего разнообразия. Сюда включаются упражнения с различными предметами, нетрадиционным оборудованием, в парах – как элемент знакомства с синхронным плаванием и другими водными видами спорта.
В результате системного использования элементов технологии аквааэробики ежегодно плаванием овладевают свыше 80% воспитанников, что свидетельствует об эффективности применения этой технологии в работе с дошкольниками при достижении поставленных задач по формированию ЗОЖ.
Список литературы:
1. Большакова, И. А. Маленький дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста : Пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений. / И. А. Большакова. – М. : АРКТИ, 2005.
2. Бондаренко, Т. М. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 4-5 лет в ДОУ. / Т. М. Бондаренко. – М. : Издательство : ИП Лакоценин С. С., 2012.
3. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований / под. ред. Н. В. Микляевой. – М. : Издательство: УЦ «Перспектива», 2011.