МААМ-картинки

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ

Наталья Шибарова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ

Использование здоровьесберегающих технологий

в работе с детьми в ДОУ.

Н. А. Шибарова., воспитатель

МБДОУ ЦРР – детский сад №10, г. Мценск

В настоящее время в дошкольных учреждениях предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Однако сейчас всё чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремиться взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьёзные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он всё больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой».

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах

Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально - психологической и духовно-нравственной. Кроме того отмечается низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. [ 1]

Для нас стало важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия. Поэтому «здоровьесберегающие технологии» мы стали применять в своей практике как систему мер, включающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

В своей работе мы используем динамические паузы, которые проводятся во время занятий и длятся по времени от 2 до 5 минут в зависимости от того как устали дети. Они могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других, при выборе опираемся на вид занятия.

Например динамическая пауза «весна»- давайте поиграем на лесной полянке, отдохнём под чудесную музыку П. И. Чайковского «апрель».

Динамические паузы разработанные на основе народной игры «солнышко» и народной песни «во кузнице…» и т. д. [4]

Подвижные и спортивные игры очень помогают нам на прогулке, в групповой комнате – малой и средней степенью подвижности. В подвижных играх дети выполняют различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, ловля и т. д. Увлечённые игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Всё это ведёт к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма. Игры подбираем в соответствии с возрастом ребёнка. И большим успехом пользуются игры, которые проводим во время непосредственной образовательной деятельности. Например: «щенок и кошки», «мишки – шалунишки», «обезьянки», «соберём цветочки», «прокати мяч», «поймай морковку» и т. д. [2]

Ежедневно в любой удобный отрезок времени проводим пальчиковую гимнастику, это прекрасная возможность отвлечь детей, переключить их внимание на телесные ощущения. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь. Например : «белка», «семейка», «компот», «паучок» и т. д. [7]

В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки ежедневно проводим в любое свободное время гимнастику для глаз. По времени она занимает 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику проводим по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. Проводим её в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность, и после гимнастики практикуем расслабляющие упражнения. Например: «а сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка». Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику. [4]

Большую пользу для сохранения и укрепления здоровья детей в нашей работе приносит дыхательная гимнастика. Проводим её в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. Проводим её в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Перед проведением процедуры проветриваем помещение, даём детям инструкции об обязательной гигиене полости носа. («петушок», «собачки», «рубка леса» и т. д.).[4]

Особое внимание в нашей работе мы уделяем гимнастике после сна. Наша задача подготовить организм ребенка к двигательной активности после сна, осуществляя плавный, естественный переход от состояния покоя к бодрствованию, этому и помогает зарядка в постели. Она создает положительный эмоциональный настрой, дает оздоровительно-закаливающей эффект.

Достичь максимальной двигательной и эмоциональной активности нам позволяют комплексы, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. Ребята охотно перевоплощаются в разных животных, изображая их движения и повадки, с удовольствием выполняют упражнения и с предметами и без. Например, с поролоновым мячом, который на время превращается в снежок, или со звездами, вырезанными из упаковочной бумаги. А если предмет спрятать под подушку или в детскую обувь, то проведение зарядки начнется с сюрпризного момента. Мы сопровождаем показ упражнений объяснением. Количество повторений каждого движения зависит от желания и физического состояния детей. Комплекс проводим в течение 5-7 минут. Форма проведения может быть различна, это и упражнения на кроватках, и обширное умывание, и ходьба по ребристым поверхностям, и лёгкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другое. [6]

Благодаря тому, что здоровьесберегающая деятельность используется в комплексе, у детей формируется мотивация на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие. Совершенствуются ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, и потребность к здоровому образу жизни.

Список литературы:

1. Бересневой З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М. : Творческий Центр 2008.

2. Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5 – 6 лет. М. : ТЦ Сфера 2008.

3. Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников. – СПб. : Речь 2007.

4. Галанов А. С. Игры, которые лечат. - М. : Творческий Центр 2006.

5. Маханева М. Д. Здоровый ребенок. – М. : АРКТИ, 2004.

6. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста - М. : Владос 2004.

7. Потапчук А. А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб. : Речь 2007.

Публикации по теме:

Использование современных образовательных технологий в коррекционной (логопедической) работе с детьми дошкольного возраста Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Тербунского муниципального.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Консультация с педагогами Киракосян Юлия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №77 Калининского района Санкт-Петербурга «Использование.

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста. Условия формирования личного вклада педагога. По данным НИИ гигиены.

Использование здоровьесберегающих технологий в познавательном развитии с детьми среднего дошкольного возраста «Использование здоровьесберегающих технологий в познавательном развитии с детьми среднего дошкольного возраста» «Детям совершенно так же,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зренияИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, логопедов, учителей-дефектологов и родителей. Зрительную гимнастику необходимо проводить.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ Материал статьи для сборника победителей областного конкурса «Лучший педагогический работник ДОУ 2015» «Использование здоровьесберегающих.

План по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» План по самообразованию Тема: «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: продолжать повышать.

План работы по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» План работы по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» на 2017-2018 учебный.

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога ДОУ» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Тербунского муниципального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ
Опубликовано: 15 января 2018 в 23:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД