МААМ-картинки

Использование здоровьесберегающих технологий, как условие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Елена Мамедова
Использование здоровьесберегающих технологий, как условие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Использование здоровьесберегающих технологий, как условие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи

учитель-логопед Гребенчук Т. В.,

воспитатель Мамедова Е. В.

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 63

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий, как условие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах

Особенность социализации в дошкольном возрасте – существенное усложнение и расширение сферы социализирующих влияний, реализуемых уже не только во взаимодействии с взрослыми, но через активные игровые контакты со сверстниками. Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в наиболее мощный социальный фактор становления личности ребёнка. Общаясь со сверстниками, ребёнок приобретает опыт формирования отношений, который в свою очередь, определяет базу для самопознания и самооценки, для развития мотивационных структур социального поведения.

Степень социализации личности является важным критерием её адаптации к жизни в обществе. Л. С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что любой дефект, ограничивая ребёнка в общении с окружающим миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества. Дошкольный возраст – период наиболее полного и интенсивного овладения детьми не только правильным звукопроизношением, лексико-грамматическими понятиями, но и речью как средством общения в социуме. К сожалению, в последнее время возросло число детей с общим недоразвитием речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в социально-волевой сфере ребёнка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамоты. У детей с тяжелыми нарушениями речи, как правило, нарушено не только речевое развитие, но и недостаточно сформированы сенсорная, интеллектуальная и аффективно-волевая сферы и в большинстве случаев имеются неврологические и соматические заболевания.

Дети с системными нарушениями речи в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными, так как не имеют:

- достаточного набора адаптируемых способов поведения, запускаемых и регулируемых соответствующими стимулами;

- способность искать компромисс в решении проблемных ситуаций с помощью речевого общения;

- достаточно развитую способность выражения эмоционального состояния, сопереживания другому человеку;

- достаточного уровня самообслуживания.

Поэтому особенностью коррекционно-развивающей работы является не только формирование грамматически правильной речи, но и работа над развитием понятийного мышления и расширением познавательных возможностей. Активизация поведения осуществлялась по разработанной нами системе при особых условиях, режиме, стимулирующем эмоциональное развитие, формирующем мотивацию к взаимодействию и обучению. Обучение требует от ребёнка массу сил, часто цена обучения становится настолько высокой, что наносит вред его здоровью : обостряются хронические заболевания, снижается иммунитет, усиливается эмоциональное неблагополучие. В настоящее время возникло особое направление в педагогике: педагогика оздоровления. Здоровьесберегающая педагогика позволяет оздоравливать детей без помощи лекарств, средствами самого обучения. Именно педагог в состоянии сделать для здоровья ребёнка, иногда больше, чем врач. Перспективным направлением является поиск приёмов, методов обучения, педагогических технологий соответствующих законам функционирования мозга и индивидуально типологическим особенностям детей.

Метод межполушарной коррекции психофизиологических отклонений в развитии, позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов, от которых напрямую зависит развитие речи. Использование в работе игр и упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия является эффективным средством оздоровления детей.

Нами разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи, которая включает комплекс здоровьесберегающих игр и упражнений, способствующих развитию межполушарного взаимодействия, как одного из альтернативных методов сохранения здоровья детей с параллельным раскрытием интеллектуального потенциала.

Применение данного комплекса здоровьесберегающих игр и упражнений позволяет повысить работоспособность, снять психо-эмоциональное напряжение, стабилизировать энергетический потенциал, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю, преодолеть двигательную пассивность.

При выполнении упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуются регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Игры и упражнения рекомендуется использовать как в непосредственно образовательной деятельности, так и во время поведения режимных процессов и в самостоятельной деятельности. Выполнять упражнения целесообразно в начале занятия, т. к. они настраивают на предстоящую умственную нагрузку. Так же их можно использовать при выполнении умственных нагрузок в процессе занятия, но не прерывать ими творческую деятельность. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности связаны с работой правого полушария и целостного восприятия, должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с выполнением заданий на логику, с использованием знаков и чертежей, и, следовательно, с работой левого полушария и дискретного восприятия может быть прервана выполнением упражнений. Для максимального эффекта упражнения должны включать: сжатие, растяжение, расслабление. С каждым днём задания могут усложняться, объём увеличиваться, наращивать темп упражнений. Игры и упражнения проводятся в доброжелательной обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребёнка! Использование таких методик позволяет выявить скрытые способности человека, расширить границы деятельности его мозга.

Изучение динамики изменения социального поведения детей с недоразвитием речи доказало, что использование специальных дидактических игр и упражнений позволяет значительно улучшить речевое развитие, социально-бытовые навык, позволяет ребенку более органично вписаться в социальное окружение.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Обобщение опыта. «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста» Музыкальный.

Использование технологий эффективной социализации как средство повышения качества дошкольного образования Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную.

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста Основные задачи музыкально-оздоровительной работы в ДОУ: -Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Охрана здоровья детей и его укрепление является одной из основных задач, каждого дошкольного учреждения. При этом заботятся не только о.

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста» «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.» Ж. -Ж. Руссо Условия формирования личного вклада педагога.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста СЛАЙД 1 Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи 5–7 лет Использование здоровьесберегающих технологий в работе с воспитанниками специальной (коррекционной) группы с нарушениями речи. Обобщение.

Использование здоровьесберегающих технологий в театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста .

Использование здоровьесберегающих технологий — важное условие полноценного развития детей с ОВЗ (нарушением слуха) Стала востребованность образовательных учреждений в здоровьесберегающих образовательных технологиях. Понятие «здоровьесберегающие образовательные.

Презентация для родителей «Информационная безопасность как условие успешной социализации детей дошкольного возраста» В наше время, в период цифровизации идет активный процесс формирования и повсеместного использования информационных ресурсов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий, как условие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Опубликовано: 20 марта 2019 в 15:51
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД