Марина Нечуговских
Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду для детей с нарушением зрения (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
Второй блок - зрительные гимнастики
Презентация опубликована в 1 части.
Из чего складываются гимнастики для глаз?
Надо иметь ввиду, что тренировки – это хорошо, это здорово, но не надо забывать, что эффективная работа глаза зависит от того, как хорошо человек умеет расслабляться.
Схематично гимнастики для глаз можно представить так:
• Расслабление, пальминг – это умение привести себя в гармонию с собой и окружающей средой
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду для детей с нарушением зрения (часть II)» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
• Это соляризация (хорошее освещение, достаточное поступление света в глаз)
• Сама гимнастика, тренировка глазных мышц
Начнём с пальминга. Сесть удобно, расслабиться, ладошки сложить домиком. Ладошки тёплые, мы немного согреем глаза, что улучшить приток крови к глазам. Абсолютно чёрный цвет способствует восстановлению нервных клеток сетчатки и даёт возможность видеть лучше. Нос должен быть открыт. Представьте: черных бархат, черный мяч…
Приятная музыка – и расслабление пойдёт быстрее. Первое время остаются блики, мерцания, которые пройдут по мере освоения этого упражнения.
Упражнения для тренировки наружных мышц
Крест.
Надо дать специальную нагрузку на наружные мышцы, смотрим влево-вправо-вверх-вниз, повторить около 5 раз. Можно представить карту. Дети – мореплаватели, рисуют глазами запад-восток-север-юг.
Зажмуривание.
Чтобы усилить приток крови к глазам.
Открыть, часто поморгать, глазам стало гораздо комфортнее
Циферблат.
Огромный циферблат обводим по кругу, 12-3-6-9, 5-6 раз в одну сторону, затем в другую. Что-то случилось и часы пошли в другую сторону.
Круг
Обводим круг глазами. 5-6 раз в одну сторону, 5-6 раз в другую. Для детей это арена цирка. Зажмуривание. Открыть, моргать.
Змейка
Повторить 5-6 раз в одну сторону, затем в другую сторону. Детям – пружинка.
После того, как вы потренируете наружные глазные мышцы можно сделать соляризацию. Это может быть лампа, солнце, в помещении хорошо работает горящая свеча. Посмотреть на свет, в другую сторону. Источник света как бы проплывает перед глазами.
Упражнения для тренировки внутренних мышц.
• Метка на стекле. Более весёлое – Капитан и Компас. Смотреть на компас, на горизонт, чтобы правильно вести корабль. Постепенно время увеличивается. Облегчает работу глаз на близком расстоянии.
Упражнение для тренировки отводящих мышц глаза
Ставим перед собой ладошку с растопыренными пальцами, голова фиксирована и не движется. Поднимаем ладошку в сторону и пытаемся увидеть на максимальном расстоянии 5-6 раз.
Упражнения на расслабление
Проговорю несколько упражнений. Так называемые, «Большие повороты», голову и плечи поворачиваем так, чтобы окошко проплывало. Не фиксируем взгляд.
«Частокол». Из этой же серии. Расстояние от глаз – 30 см. Глаза не фиксируется на растопыренных пальцах. Ощущение, что ладошки проплывают, хотя вы и не двигаете руками.
Упражнения, имеющие другой характер. Выполняются с закрытыми глазами. Пытаемся представить знакомый предмет. Закрываем глаза и рисуем носом. Пишем перед собой букву а…
С помощью носа мы можем полнее представить объём предмета (домик, цветок, огурец). Хочу обратить ваше внимание на дыхание. Дыхание не задерживать.
В работе мы широко применяем элементы методики В. Ф. Базарного. Мне нравится, что в его методике хорошо продуманны приемы для повышения работоспособности на занятиях, обеспечивается кратковременный активный отдых, снимается напряжение с глаз, с мышц туловища, особенно в статическом состоянии.
Схемы зрительных траекторий. Дети прослеживают глазами по стрелкам, останавливают взгляд в нужном месте по инструкции педагога. На конце каждой стрелки взгляд останавливается, глаз отдыхает. Для создания игровой мотивации на конец указки можно поместить бабочку. И прослеживать ее полет «от цветка к цветку».
Зрительные гимнастики на основе стихотворных произведений. Подойдут любые небольшие стихотворения с четким ритмом и подходящие по смыслу. Дети сопровождают действиями, движениями чтение стишка. Стихотворный материал поможет сделать зрительную гимнастику более живой и интересной.
III блок.
Стрелоплан.
Вот такой планшет со стрелками может стать вашим помощником в решении многих задач: от тренировки глаз до познавательных. Удобство в том, что можно придумать бесконечно много вариантов игр с ним: стоя, лёжа, с мешочком на голове, с силуэтными изображениями и реальными предметами, с фишками и кубиками. С запоминанием и воспроизводством. С интересным цветовым решением, изучением формы, цвета, счёта.
Весёлые ладошки.
Здесь сочетаются фиксация взора, гимнастика, знание цифр.
Динамические паузы.
Во время занятий по мере утомляемости детей используем динамические паузы. В зависимости от вида занятий это: «Оживлялки», музыкальные паузы, физкультминутки и др.
Музыкальная ритмика.
Музыкальная ритмика как часть коррекционной работы: 2 раза в неделю по 30 минут проводит музыкальный руководитель, обращая особое внимание на художественную ценность материала, соразмерность нагрузки, возраст детей.
Дидактическая сетка – многофунцкиональное пособие. С помощью прищепок дети прикрепляют картинки по инструкции педагога (синими – транспорт, красными – фрукты и т. п). Закрепляются пространственные понятия: справа – ягоды, слева – цветы.
Живая рука.
Упражнение для мелкой мускулатуры пальцев и рук, которые влияют на зрение, и включают в себя одновременно решение таких вопросов, как развитие зрительного восприятия (хроматический контраст, восприятие объектов при разной удалённости, прослеживание за действиями руки и др.)
Серсо.
Совершенствуется система «Рука - глаз», отрабатывается содружественное действие руки и глаза, точность и чёткость движений.
Каток.
На любом свободном месте на стене, клейкими полосками рисуется траектория с петлями, поворотами, пунктирными линиями. Ребёнок катком проезжает по дорожкам.
Пальчиковая гимнастика.
Работу над развитием мелкой моторики удобно сочетать с работой над зрительным восприятием. Многие задания выполняются под контролем зрения, а это всегда можно использовать, включив задачу на тренировку глазных мышц.
Коррекционная гимнастика.
Здесь всегда можно включить зрительные ориентиры, специальные упражнения, о которых я говорила выше.
Физкультурные занятия.
Можно всегда разнообразить включением нестандартного оборудования, спец. дорожек, пособиями ярких, локальных цветов.
Зрительно-пространственная активность.
В работу по ориентировке в пространстве органично включаются упражнения на фиксацию взора, переключение взора, прослеживающую функцию глаз. Воспитатель, который включает в свою работу цели и задачи по сохранению зрения детей, позиционирует себя как грамотный, современный, тонкий, умный, думающий педагог.
Сейчас многие педагоги увлекаются арт-терапией. Технология воздействия цветом – одна из них.
Релаксацию проводим в любых подходящих помещениях. Используя спокойную, классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).
Промывание цветом.
Вы как бы прошлись своим внутренним взором по имеющейся в природе палитре. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, фиолетовый… Ну и какой же из этих перечисленных цветов вам вспомнился наиболее ярко? Выбрали? Представили? Какой цвет в ваше головке поселился? Ну и славно. Теперь представьте, что перед вами ванночка, вся до краёв наполненная именно этой краской. А раз представили, то смена опускайте глазки туда и мысленно полощите их в этом особенно приятном для вас цвете.
Таким образом, гимнастики для глаз, физкультурные минутки, упражнения, комплексы помогают снять утомление, напряжение, развивают эмоции, будят творческую фантазию и воображение, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.
Желаю вам на долго сохранить здоровье глаз, чтобы ощущать радость видения, ясного взора.