МААМ-картинки

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду для детей с нарушением зрения (часть II)

Марина Нечуговских
Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду для детей с нарушением зрения (часть II)

часть 1

Второй блок - зрительные гимнастики

Презентация опубликована в 1 части.

Из чего складываются гимнастики для глаз?

Надо иметь ввиду, что тренировки – это хорошо, это здорово, но не надо забывать, что эффективная работа глаза зависит от того, как хорошо человек умеет расслабляться.

Схематично гимнастики для глаз можно представить так:

• Расслабление, пальминг – это умение привести себя в гармонию с собой и окружающей средой

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду для детей с нарушением зрения (часть II)» размещена в разделах

• Это соляризация (хорошее освещение, достаточное поступление света в глаз)

• Сама гимнастика, тренировка глазных мышц

Начнём с пальминга. Сесть удобно, расслабиться, ладошки сложить домиком. Ладошки тёплые, мы немного согреем глаза, что улучшить приток крови к глазам. Абсолютно чёрный цвет способствует восстановлению нервных клеток сетчатки и даёт возможность видеть лучше. Нос должен быть открыт. Представьте: черных бархат, черный мяч…

Приятная музыка – и расслабление пойдёт быстрее. Первое время остаются блики, мерцания, которые пройдут по мере освоения этого упражнения.

Упражнения для тренировки наружных мышц

Крест.

Надо дать специальную нагрузку на наружные мышцы, смотрим влево-вправо-вверх-вниз, повторить около 5 раз. Можно представить карту. Дети – мореплаватели, рисуют глазами запад-восток-север-юг.

Зажмуривание.

Чтобы усилить приток крови к глазам.

Открыть, часто поморгать, глазам стало гораздо комфортнее

Циферблат.

Огромный циферблат обводим по кругу, 12-3-6-9, 5-6 раз в одну сторону, затем в другую. Что-то случилось и часы пошли в другую сторону.

Круг

Обводим круг глазами. 5-6 раз в одну сторону, 5-6 раз в другую. Для детей это арена цирка. Зажмуривание. Открыть, моргать.

Змейка

Повторить 5-6 раз в одну сторону, затем в другую сторону. Детям – пружинка.

После того, как вы потренируете наружные глазные мышцы можно сделать соляризацию. Это может быть лампа, солнце, в помещении хорошо работает горящая свеча. Посмотреть на свет, в другую сторону. Источник света как бы проплывает перед глазами.

Упражнения для тренировки внутренних мышц.

• Метка на стекле. Более весёлое – Капитан и Компас. Смотреть на компас, на горизонт, чтобы правильно вести корабль. Постепенно время увеличивается. Облегчает работу глаз на близком расстоянии.

Упражнение для тренировки отводящих мышц глаза

Ставим перед собой ладошку с растопыренными пальцами, голова фиксирована и не движется. Поднимаем ладошку в сторону и пытаемся увидеть на максимальном расстоянии 5-6 раз.

Упражнения на расслабление

Проговорю несколько упражнений. Так называемые, «Большие повороты», голову и плечи поворачиваем так, чтобы окошко проплывало. Не фиксируем взгляд.

«Частокол». Из этой же серии. Расстояние от глаз – 30 см. Глаза не фиксируется на растопыренных пальцах. Ощущение, что ладошки проплывают, хотя вы и не двигаете руками.

Упражнения, имеющие другой характер. Выполняются с закрытыми глазами. Пытаемся представить знакомый предмет. Закрываем глаза и рисуем носом. Пишем перед собой букву а…

С помощью носа мы можем полнее представить объём предмета (домик, цветок, огурец). Хочу обратить ваше внимание на дыхание. Дыхание не задерживать.

В работе мы широко применяем элементы методики В. Ф. Базарного. Мне нравится, что в его методике хорошо продуманны приемы для повышения работоспособности на занятиях, обеспечивается кратковременный активный отдых, снимается напряжение с глаз, с мышц туловища, особенно в статическом состоянии.

Схемы зрительных траекторий. Дети прослеживают глазами по стрелкам, останавливают взгляд в нужном месте по инструкции педагога. На конце каждой стрелки взгляд останавливается, глаз отдыхает. Для создания игровой мотивации на конец указки можно поместить бабочку. И прослеживать ее полет «от цветка к цветку».

Зрительные гимнастики на основе стихотворных произведений. Подойдут любые небольшие стихотворения с четким ритмом и подходящие по смыслу. Дети сопровождают действиями, движениями чтение стишка. Стихотворный материал поможет сделать зрительную гимнастику более живой и интересной.

III блок.

Стрелоплан.

Вот такой планшет со стрелками может стать вашим помощником в решении многих задач: от тренировки глаз до познавательных. Удобство в том, что можно придумать бесконечно много вариантов игр с ним: стоя, лёжа, с мешочком на голове, с силуэтными изображениями и реальными предметами, с фишками и кубиками. С запоминанием и воспроизводством. С интересным цветовым решением, изучением формы, цвета, счёта.

Весёлые ладошки.

Здесь сочетаются фиксация взора, гимнастика, знание цифр.

Динамические паузы.

Во время занятий по мере утомляемости детей используем динамические паузы. В зависимости от вида занятий это: «Оживлялки», музыкальные паузы, физкультминутки и др.

Музыкальная ритмика.

Музыкальная ритмика как часть коррекционной работы: 2 раза в неделю по 30 минут проводит музыкальный руководитель, обращая особое внимание на художественную ценность материала, соразмерность нагрузки, возраст детей.

Дидактическая сетка – многофунцкиональное пособие. С помощью прищепок дети прикрепляют картинки по инструкции педагога (синими – транспорт, красными – фрукты и т. п). Закрепляются пространственные понятия: справа – ягоды, слева – цветы.

Живая рука.

Упражнение для мелкой мускулатуры пальцев и рук, которые влияют на зрение, и включают в себя одновременно решение таких вопросов, как развитие зрительного восприятия (хроматический контраст, восприятие объектов при разной удалённости, прослеживание за действиями руки и др.)

Серсо.

Совершенствуется система «Рука - глаз», отрабатывается содружественное действие руки и глаза, точность и чёткость движений.

Каток.

На любом свободном месте на стене, клейкими полосками рисуется траектория с петлями, поворотами, пунктирными линиями. Ребёнок катком проезжает по дорожкам.

Пальчиковая гимнастика.

Работу над развитием мелкой моторики удобно сочетать с работой над зрительным восприятием. Многие задания выполняются под контролем зрения, а это всегда можно использовать, включив задачу на тренировку глазных мышц.

Коррекционная гимнастика.

Здесь всегда можно включить зрительные ориентиры, специальные упражнения, о которых я говорила выше.

Физкультурные занятия.

Можно всегда разнообразить включением нестандартного оборудования, спец. дорожек, пособиями ярких, локальных цветов.

Зрительно-пространственная активность.

В работу по ориентировке в пространстве органично включаются упражнения на фиксацию взора, переключение взора, прослеживающую функцию глаз. Воспитатель, который включает в свою работу цели и задачи по сохранению зрения детей, позиционирует себя как грамотный, современный, тонкий, умный, думающий педагог.

Сейчас многие педагоги увлекаются арт-терапией. Технология воздействия цветом – одна из них.

Релаксацию проводим в любых подходящих помещениях. Используя спокойную, классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).

Промывание цветом.

Вы как бы прошлись своим внутренним взором по имеющейся в природе палитре. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, фиолетовый… Ну и какой же из этих перечисленных цветов вам вспомнился наиболее ярко? Выбрали? Представили? Какой цвет в ваше головке поселился? Ну и славно. Теперь представьте, что перед вами ванночка, вся до краёв наполненная именно этой краской. А раз представили, то смена опускайте глазки туда и мысленно полощите их в этом особенно приятном для вас цвете.

Таким образом, гимнастики для глаз, физкультурные минутки, упражнения, комплексы помогают снять утомление, напряжение, развивают эмоции, будят творческую фантазию и воображение, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Желаю вам на долго сохранить здоровье глаз, чтобы ощущать радость видения, ясного взора.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Детский сад — территория здоровья» (Стендовый доклад из опыта работы) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДЕТСКИЙ САД – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Электронная гимнастика для глаз.Электронная гимнастика для глаз. В век электронной технике, и компьютеризации охрана зрения встает на первое место. Разрабатывается много разных зрительных гимнастик. Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду для детей с нарушением зрения (часть II)
Опубликовано: 18 октября 2014 в 17:45
+54Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД