МААМ-картинки

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду для детей с нарушением зрения (часть II)

Марина Нечуговских
Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду для детей с нарушением зрения (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы

часть 1

Второй блок - зрительные гимнастики

Презентация опубликована в 1 части.

Из чего складываются гимнастики для глаз?

Надо иметь ввиду, что тренировки – это хорошо, это здорово, но не надо забывать, что эффективная работа глаза зависит от того, как хорошо человек умеет расслабляться.

Схематично гимнастики для глаз можно представить так:

• Расслабление, пальминг – это умение привести себя в гармонию с собой и окружающей средой

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду для детей с нарушением зрения (часть II)» размещена в разделах

• Это соляризация (хорошее освещение, достаточное поступление света в глаз)

• Сама гимнастика, тренировка глазных мышц

Начнём с пальминга. Сесть удобно, расслабиться, ладошки сложить домиком. Ладошки тёплые, мы немного согреем глаза, что улучшить приток крови к глазам. Абсолютно чёрный цвет способствует восстановлению нервных клеток сетчатки и даёт возможность видеть лучше. Нос должен быть открыт. Представьте: черных бархат, черный мяч…

Приятная музыка – и расслабление пойдёт быстрее. Первое время остаются блики, мерцания, которые пройдут по мере освоения этого упражнения.

Упражнения для тренировки наружных мышц

Крест.

Надо дать специальную нагрузку на наружные мышцы, смотрим влево-вправо-вверх-вниз, повторить около 5 раз. Можно представить карту. Дети – мореплаватели, рисуют глазами запад-восток-север-юг.

Зажмуривание.

Чтобы усилить приток крови к глазам.

Открыть, часто поморгать, глазам стало гораздо комфортнее

Циферблат.

Огромный циферблат обводим по кругу, 12-3-6-9, 5-6 раз в одну сторону, затем в другую. Что-то случилось и часы пошли в другую сторону.

Круг

Обводим круг глазами. 5-6 раз в одну сторону, 5-6 раз в другую. Для детей это арена цирка. Зажмуривание. Открыть, моргать.

Змейка

Повторить 5-6 раз в одну сторону, затем в другую сторону. Детям – пружинка.

После того, как вы потренируете наружные глазные мышцы можно сделать соляризацию. Это может быть лампа, солнце, в помещении хорошо работает горящая свеча. Посмотреть на свет, в другую сторону. Источник света как бы проплывает перед глазами.

Упражнения для тренировки внутренних мышц.

• Метка на стекле. Более весёлое – Капитан и Компас. Смотреть на компас, на горизонт, чтобы правильно вести корабль. Постепенно время увеличивается. Облегчает работу глаз на близком расстоянии.

Упражнение для тренировки отводящих мышц глаза

Ставим перед собой ладошку с растопыренными пальцами, голова фиксирована и не движется. Поднимаем ладошку в сторону и пытаемся увидеть на максимальном расстоянии 5-6 раз.

Упражнения на расслабление

Проговорю несколько упражнений. Так называемые, «Большие повороты», голову и плечи поворачиваем так, чтобы окошко проплывало. Не фиксируем взгляд.

«Частокол». Из этой же серии. Расстояние от глаз – 30 см. Глаза не фиксируется на растопыренных пальцах. Ощущение, что ладошки проплывают, хотя вы и не двигаете руками.

Упражнения, имеющие другой характер. Выполняются с закрытыми глазами. Пытаемся представить знакомый предмет. Закрываем глаза и рисуем носом. Пишем перед собой букву а…

С помощью носа мы можем полнее представить объём предмета (домик, цветок, огурец). Хочу обратить ваше внимание на дыхание. Дыхание не задерживать.

В работе мы широко применяем элементы методики В. Ф. Базарного. Мне нравится, что в его методике хорошо продуманны приемы для повышения работоспособности на занятиях, обеспечивается кратковременный активный отдых, снимается напряжение с глаз, с мышц туловища, особенно в статическом состоянии.

Схемы зрительных траекторий. Дети прослеживают глазами по стрелкам, останавливают взгляд в нужном месте по инструкции педагога. На конце каждой стрелки взгляд останавливается, глаз отдыхает. Для создания игровой мотивации на конец указки можно поместить бабочку. И прослеживать ее полет «от цветка к цветку».

Зрительные гимнастики на основе стихотворных произведений. Подойдут любые небольшие стихотворения с четким ритмом и подходящие по смыслу. Дети сопровождают действиями, движениями чтение стишка. Стихотворный материал поможет сделать зрительную гимнастику более живой и интересной.

III блок.

Стрелоплан.

Вот такой планшет со стрелками может стать вашим помощником в решении многих задач: от тренировки глаз до познавательных. Удобство в том, что можно придумать бесконечно много вариантов игр с ним: стоя, лёжа, с мешочком на голове, с силуэтными изображениями и реальными предметами, с фишками и кубиками. С запоминанием и воспроизводством. С интересным цветовым решением, изучением формы, цвета, счёта.

Весёлые ладошки.

Здесь сочетаются фиксация взора, гимнастика, знание цифр.

Динамические паузы.

Во время занятий по мере утомляемости детей используем динамические паузы. В зависимости от вида занятий это: «Оживлялки», музыкальные паузы, физкультминутки и др.

Музыкальная ритмика.

Музыкальная ритмика как часть коррекционной работы: 2 раза в неделю по 30 минут проводит музыкальный руководитель, обращая особое внимание на художественную ценность материала, соразмерность нагрузки, возраст детей.

Дидактическая сетка – многофунцкиональное пособие. С помощью прищепок дети прикрепляют картинки по инструкции педагога (синими – транспорт, красными – фрукты и т. п). Закрепляются пространственные понятия: справа – ягоды, слева – цветы.

Живая рука.

Упражнение для мелкой мускулатуры пальцев и рук, которые влияют на зрение, и включают в себя одновременно решение таких вопросов, как развитие зрительного восприятия (хроматический контраст, восприятие объектов при разной удалённости, прослеживание за действиями руки и др.)

Серсо.

Совершенствуется система «Рука - глаз», отрабатывается содружественное действие руки и глаза, точность и чёткость движений.

Каток.

На любом свободном месте на стене, клейкими полосками рисуется траектория с петлями, поворотами, пунктирными линиями. Ребёнок катком проезжает по дорожкам.

Пальчиковая гимнастика.

Работу над развитием мелкой моторики удобно сочетать с работой над зрительным восприятием. Многие задания выполняются под контролем зрения, а это всегда можно использовать, включив задачу на тренировку глазных мышц.

Коррекционная гимнастика.

Здесь всегда можно включить зрительные ориентиры, специальные упражнения, о которых я говорила выше.

Физкультурные занятия.

Можно всегда разнообразить включением нестандартного оборудования, спец. дорожек, пособиями ярких, локальных цветов.

Зрительно-пространственная активность.

В работу по ориентировке в пространстве органично включаются упражнения на фиксацию взора, переключение взора, прослеживающую функцию глаз. Воспитатель, который включает в свою работу цели и задачи по сохранению зрения детей, позиционирует себя как грамотный, современный, тонкий, умный, думающий педагог.

Сейчас многие педагоги увлекаются арт-терапией. Технология воздействия цветом – одна из них.

Релаксацию проводим в любых подходящих помещениях. Используя спокойную, классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).

Промывание цветом.

Вы как бы прошлись своим внутренним взором по имеющейся в природе палитре. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, фиолетовый… Ну и какой же из этих перечисленных цветов вам вспомнился наиболее ярко? Выбрали? Представили? Какой цвет в ваше головке поселился? Ну и славно. Теперь представьте, что перед вами ванночка, вся до краёв наполненная именно этой краской. А раз представили, то смена опускайте глазки туда и мысленно полощите их в этом особенно приятном для вас цвете.

Таким образом, гимнастики для глаз, физкультурные минутки, упражнения, комплексы помогают снять утомление, напряжение, развивают эмоции, будят творческую фантазию и воображение, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Желаю вам на долго сохранить здоровье глаз, чтобы ощущать радость видения, ясного взора.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Детский сад — территория здоровья» (Стендовый доклад из опыта работы) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДЕТСКИЙ САД – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Электронная гимнастика для глаз.Электронная гимнастика для глаз. В век электронной технике, и компьютеризации охрана зрения встает на первое место. Разрабатывается много разных зрительных гимнастик. Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду для детей с нарушением зрения (часть II)
Опубликовано: 18 октября 2014 в 17:45
+54Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду для детей с нарушением зрения (часть II)» (включая файлы) размещена пользователем Марина Нечуговских (УИ 47089) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД