Наталья Черникова
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных технологий по формированию физической культуры и культуры здоровья детей, оценка их профилактической и оздоровительной эффективности в условиях ДОУ входят в число основных задач педагогов.
Публикация «Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
В последние годы все чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Здоровьесберегающие технологии - это система, которая позволяет создать максимально возможные условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей.
К ним относятся дыхательная, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика, гимнастика для глаз, подвижные игры.
В течение дня мы проводим с детьми подвижные игры и упражнения. Значение их для развития детей велико.
Во-первых, происходит обогащение двигательного опыта детей
Так как игровые упражнения основаны на выполнении определё нных двигательных заданий: прыжки, бег, ползание, лазание, бросание и ловля мяча, и направлены на упражнение детей в определённых видах движений, получается, что дети, увлечённые игрой, выполняют одни и те же движения несколько раз, не теряя к ним интереса.
Во-вторых, происходит совершенствование имеющихся у детей навыков основных движений путём применения их в игровых ситуациях.
Необходимо как можно чаще использовать при создании игровых ситуаций сказочных персонажей. Дети с удовольствием принимают игровую задачу от них и действуют совместно с ними успешнее.
В-третьих, развиваются двигательные качества: быстрота, выносливость, ловкость.
Благодаря правилам подвижных игр детям приходится то увёртываться, то бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего игрока и т. д.
В-четвёртых, у детей устанавливаются положительные взаимоотношения со сверстниками.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни.
Особенно благоприятен для прогулок весенне-летний период, когда можно использовать выносной материал : физкультурное оборудование, мячи, скакалки, обручи. Дети много времени проводят на свежем воздухе, и мы уделяем внимание развитию у них двигательной активности.
В зимний период каждый год строим из снега снежные постройки, каждая из которых нацелена на развитие каких-либо движений: перешагивание, метание, бег, ходьба, ползание и т. д. Прогулка проходит с пользой для здоровья, когда воспитателями поддерживается оптимальный двигательный режим у детей.
Большое внимание мы уделяем пальчиковой гимнастике. Игры и пособия по развитию мелкой моторики рук делаем своими руками. Они находятся в доступном месте, каждый ребёнок может выбрать игру по своему желанию. Игры нетрадиционные, яркие, привлекают внимание детей, вызывают желание взаимодействовать с ними.
В течение дня уделяем внимание проведению дыхательной гимнастики, которая служит замечательным средством для оздоровления детского организма. Придумываем различные пособия по развитию дыхания, внедряем их в процесс работы с детьми.
Стараемся вовлечь в педагогический процесс родителей. Они являются активными участниками физкультурных досугов и праздников. Благодаря таким совместным мероприятиям повышается родительская компетентность в вопросах организации досугов для детей, происходит приобщение к здоровому образу жизни. Все участники, как правило, всегда получают массу положительных эмоций от совместной двигательно-игровой деятельности.
Одним из видов здоровьесберегающих технологий является самомассаж. Проводим его в игровой форме. Он содействует профилактике простудных заболеваний, укреплению иммунитета детей. Используем для массажа грецкие орехи, щётки, массажные мячики, шишки, ребристые карандаши. Можно упражнять детей в захвате этих предметов всей кистью обеих рук, сжимать кисть и разжимать, катать предмет по ладошке по часовой стрелке и в обратном направлении, катать между ладошками движением вперёд-назад, делать укалывающие движения по ладошкам.
Ежедневно проводим утреннюю гимнастику, в неё включаем дыхательные упражнения.
Гимнастику проводим в утренние часы 5-6 мин. Благодаря утренним упражнениям под ритмичный звук бубна или весёлую музыку детский организм пробуждается ото сна, у детей улучшается настроение, организм в целом подготавливается к нагрузке предстоящего дня.
Развивающую среду группы обогащаем с учётом возрастных особенностей детей. Подбирая оборудование для малышей, стараемся придерживаться определё нных правил: оно должно быть многофункциональным (служить для игр, движений, занятий, легко трансформируемым, прочным, безопасным. Многие пособия также делаем своими руками из подручных материалов.
Пособия располагаем так, чтобы не мешать свободному перемещению детей и дать возможность для общения по интересам небольшими группами.