Получи документы

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста

Маргарита Кокина
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста.

Смирнова Е. А. ,

воспитатель

высшая квалификационная категория

Кокина М. В.

воспитатель

МБДОУ №19 «Снежинка»

г. Северодвинск

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Слайд №1. Представляем вашему вниманию опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста».

Слайд №2. Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. Как говорил В. А. Сухомлинский «От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Слайд №3. Тема здоровья детей на современном этапе считается не только актуальной, но общечеловеческой. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.

Актуальность здоровья людей говорит о необходимости принятия неотложных мер по здоровьесбережению, оздоравливанию детей, по профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье. В связи с этим особо востребованным на сегодня является создание специальных педагогических методик, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются здоровьесберегающими образовательными технологиями - ЗОТ.

Слайд №4. Что такое здоровьесберегающие технологии? Это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителя, ребёнка и доктора.

Слайд №5. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, применительно к ребенку – это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада; формирование у него необходимых знаний о ЗОЖ и умений использовать полученные знания в повседневной жизни.

Слайд №6. Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду :

сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;

создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;

обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.

Слайд №7. Современные здоровьесберегающие технологии делятся на 3 группы :

1) Технологии сохранения и стимулирования здоровья

2) Технологии обучения здоровому образу жизни

3) Коррекционные технологии.

Слайд №8. Рассмотрим первую группу - технологии сохранения и стимулирования здоровья. В этот блок входит:

• Динамическая пауза

• Релаксация

• Пальчиковая гимнастика

• Гимнастика для глаз

• Дыхательная гимнастика

• Гимнастика бодрящая

• Подвижные и спортивные игры

Слайд №9. Для меньшей утомляемости детей во время занятия используют динамические паузы, или как ещё называют физкультминутки, 2-5 мин. по мере утомляемости детей в стихотворной, шуточной форме в соответствии с тематикой занятия. Рекомендуется для всех возрастных групп.

Слайд №10. Релаксация помогает ребенку расслабится, успокоится, снять эмоциональное, нервное напряжение, особенно перед сном или в конце занятия. Релаксация проводится в любом помещении, в зависимости от состояния детей и целей. Педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Например: «Пушистые облака», музыка дождя, шум моря, пение птиц в лесу и др. Рекомендуется для всех возрастных групп.

Слайд №11. Неотъемлемой частью здоровьезберегающих технологий является пальчиковая гимнастика. Воздействия на кончики пальцев, стимулирует прилив крови к рукам, активизирует умственную активность.

Проводиться индивидуально или с подгруппой детей ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Они разнообразны по содержанию. Используем в работе следующие виды пальчиковых игр:

Игры-манипуляции: такие игры развивают воображение. В каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ. К ним можно отнести такие игры как: «Сорока, сорока, «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Моя семья» и другие.

Сюжетно-пальчиковые упражнения: К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев. Например: «Распускается цветок», «Птички», «Грибы» и др.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой: Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») : Предложены Полом Деннисоном и Гейлом Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности. Например: «Кулак – ладонь - ребро», «Ухо - нос», «Колечко» и др.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук: В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик. Например: «Помоем руки под горячей струёй воды», «Молоточек», «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

Я перчатку надеваю,

Я в нее не попадаю.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

«Раз, два, три, четыре, пять!», и др.

Театр в руке (пальчиковый театр). Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Например: «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «Мышка» и др.

Разработана картотека пальчиковых игр «Времена года».

Слайд №12. Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет мышцы глаз, а также улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях). Используется ежедневно, по 3-5 мин. в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Слайд №13. Во время проведения дыхательной гимнастики активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации работы организма. Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Выполняются дыхательные упражнения в среднем темпе. Количество упражнений увеличивается до 6-8. В тёплое время дыхательные упражнения проводятся на свежем воздухе. Например: «Подыши одной ноздрёй», «Загони мяч в ворота», «Удивляемся», «Подуй на снежинку».

На группе разработана картотека дыхательных упражнений.

Слайд №14. Бодрящая гимнастика проводится в постели и на дорожках здоровья. Основная её цель: поднять настроение и мышечный тонус детей после сна. Проводим несколько разминочных упражнений в постели: «Подтягивание», «Массаж живота», «Великан», «Бедняга прибежал к врачу», «Но кошка хитрая была», «Кошечка». Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты. Можно использовать упражнения, сопровождаемые различными стихами.

Слайд №15. Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой подвижности. Например: «Два Мороза», «Хитрая лиса», «Ручеек», «Шире круг», «Ловишки», «Мышеловка» и др.

Слайд №16. Рассмотрим вторую группу здоровьесберегающих технологий – технологии обучения ЗОЖ. В этот блок входит:

• Утренняя гимнастика

• Физкультурные занятия

• Самомассаж

• Точечный массаж

• Коммуникативные игры

• Активный отдых (физкультурные и музыкальные досуги, праздники)

Слайд №17. Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8-10 минут с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. Комплексы утренней гимнастики выполнятся часто в игровой форме. Нами в практике используются открытые мероприятия для родителей, где они могут сами принять участие в утренней гимнастике.

Слайд №18. Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю. 2 раза в физкультурном зале и 1 раз на улице. Перед занятием необходимы влажная уборка и хорошее проветривание помещения. ООД по физической культуре проводятся в соответствии с программой. Физкультурные занятия направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета, присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка. Длительность занятия в старшей группе 25 минут. Как говорит шестая заповедь шестая заповедь ЗОЖ «двигайтесь». Даже 8 минут занятий спортом в день продлевает жизнь.

Слайд №19. Самомассаж – это массаж, выполненный самим ребёнком. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия, или в виде динамической паузы на занятиях ежедневно. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребёнка из объекта в субъект педагогического воздействия. Т. о. дети лучше учатся понимать своё тело и между делом развивают мелкую моторику рук. В старшем возрасте самомассаж должен быть более точным и правильным – ребёнок приучается следить за мелким движением своих рук.

В упражнениях мы используем традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Например: «Растирание ладоней», «Снятие перчатки», «Браслетик». Массаж внутренней поверхности ладоней проводим с использованием различных предметов : карандашей с гладкой и ребристой поверхностью, грецкие орехи, шишки. Используем упражнения с шариком массажором Су-Джок.

Перед занятием для концентрации внимания предлагаем помассировать «точку ума» - указательным пальцем массируем между бровей над носом (9 раз в одну сторону, 9 в другую). По окончанию занятия массируем «точку веселья» - указательным пальцем потираем кончик носа (9 раз в одну сторону, 9 в другую).

Слайд №20. В утренние часы проводим точечный массаж. Особенно полезен в преддверии эпидемий, в осенний и зимний периоды. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями. Используется наглядный материал (модули). Проводим строго по специальной методике.

Слайд №21. Коммуникативные игры проводятся 1 раз в неделю с детьми старшего возраста по 25 минут. Занятия строятся по определённой схеме и состоят из нескольких частей. В них входят: беседы, этюды и игры разной степени подвижности, рисование, лепка и др. У нас такие занятия проводит педагог-психолог. Такие игры сплачивают коллектив, стимулируют проявление внимания к сверстнику.

Слайд №22. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняя двигательные задания, при этом ведут себя более расковано, чем на физкультурном занятии (это им позволяет двигаться без особого напряжения). При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они прочно овладели.

Физкультурные досуги и праздники обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, учат творческому использованию двигательного опыта в условиях коллективной деятельности.

Физкультурные развлечения проводим 1 раз в месяц. Например: «В гости к мультяшкам» - ноябрь, «Зимняя спартакиада» - декабрь, «Путешествие в страну Игралию» - январь, «День защитника Отечества» - февраль и др.

Слайд №23. Третья группа здоровьесберегающих технологий – это коррекционные технологии. В этот блок входит:

• Музыкотерапия (технология музыкального воздействия)

• Сказкотерапия

• Артикуляционная гимнастика

Слайд №24. Музыка обладает мощным психологическим воздействием на детей. Проводит музыкальный руководитель. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Слайд №25. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Этим занимается педагог-психолог.

Слайд №26. Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения. Проводим ежедневно перед началом занятий. Нами на группу приобретен плакат «Артикуляционная гимнастика с детьми».

Слайд №27. Здоровьесберегающая деятельность в детском саду осуществляется в следующих направлениях:

Физкультурно-оздоровительное

Медико-профилактическое

Информационно-просветительское

Слайд №28. Физкультурно-оздоровительное направление подразумевает:

Соблюдение режима занятий, отдыха, питания, сна как средство физического воспитания дошкольника.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Развитие физических качеств и двигательной активности.

Создание психолого-педагогических условий для формирования эмоционального благополучия, бережного отношения к ребенку, уважение к индивидуальности и личности.

Становление физической культуры дошкольников.

Слайд №29. Рассмотрим второе направление – медико-профилактическое. К ним относятся следующие технологии организации мониторинга здоровья дошкольников :

Разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья.

Организация и контроль питания детей, физического развития дошкольников, закаливания.

Организация профилактических мероприятий в детском саду.

Организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПинов.

Организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Слайд №30. Рассмотрим третье направление – информационно-просветительное. Это обеспечение валеологической образованности родителей, детей и педагогов. Для этого в нашей группе:

Сделаны папки-передвижки «ЗОЖ».

Проводится анкетирование родителей по ЗОЖ.

Разработаны консультации для родителей «Как влияет цвет на поведение детей», «Прогулки зимой», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Музыкотерапия в детском саду и дома», «Магия овощей», «Профилактика инфекционных заболеваний», «Профилактика гриппа» и др.

Изготовлены дорожки здоровья.

Проведены открытые мероприятия: утренняя гимнастика с родителями, развлечение «По радуге дуге», занятие для родителей «Секреты здоровья», занятие для педагогов по ФЭМП с элементами здоровьесберегающих технологий «Путешествие в страну Математики».

Оформлены стенгазеты на тему «Я здоровье берегу».

Проведён проект с родителями «Азбука здоровья».

Рисование с детьми рисунков на конкурс «Хочу быть здоровым», «Вижу мир таким»

Родители с детьми оформили портфолио «Я за здоровый образ жизни».

Проведена акция «Подари книгу детскому саду о ЗОЖ».

Проведено родительское собрание в виде практикума «Секреты здоровья».

Создана среда (спортивный уголок) для самостоятельной двигательной деятельности детей.

Слайд №31. Вывод: По этой теме мы работаем два года. Работа будет продолжена дальше. Хочется отметить низкую заболеваемость детей, ребята улучшили показатели в гибкости, метании, быстроте бега, прыжках и других параметрах на физкультурных занятиях.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! Все мы с вами знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. А фундаментом всего дошкольного образования.

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» В настоящее время диагностируется все больше детей с нарушениями физического и психического здоровья. Поэтому применение здоровьесберегающих.

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в рамках реализации ФГОС». Своим выступлением.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Охрана здоровья детей и его укрепление является одной из основных задач, каждого дошкольного учреждения. При этом заботятся не только о.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Пальчиковая гимнастика В процессе воспитания и образования с детьми младшего возраста я использую современные образовательные технологии - пальчиковую гимнастику.

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста» «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.» Ж. -Ж. Руссо Условия формирования личного вклада педагога.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста СЛАЙД 1 Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения.

Методическая разработка для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ» Методическая разработка для воспитателей:«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения».

Отчет по плану самообразования по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Отчет по плану самообразования Черемисиной Ирины Михайловны за 2017 – 2018 учебный год. План самообразования составлен по теме «Использование.

Использование здоровьесберегающих технологий при проведении прогулок с детьми младшего дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий при проведении прогулки с детьми младшего дошкольного возраста Вырастить ребенка здоровым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 марта 2019 в 14:28
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Кокина (УИ 816649) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД