Приложение МААМ

Использование дидактических игр в работе по формированию, развитию и коррекции грамматических компонентов речи

Марина Терновская
Использование дидактических игр в работе по формированию, развитию и коррекции грамматических компонентов речи
▼ Скачать + Заказать документы

Грамматическим строем языка ребенок начинает овладевать на втором году жизни. В этот период, в возрасте около полутора лет, ребенок от употребления отдельных слов переходит к речи фразами. У него возникает потребность в овладении правилами связи слов друг с другом для выражения своей мысли. Первые предложения детей очень несовершенны, слова в них еще не согласуются друг с другом, а как бы нанизываются одно на другое. («Дай мишка папа»). Это так называемые детские аграмматизмы. Такие аграмматизмы свойственны всем без исключения детям и при нормальном ходе речевого развития, исчезают не позднее четырехлетнего возраста без всякой специальной помощи. Эти отклонения чаще всего наблюдаются в случаях задержки речевого развития у детей, когда переход к фразовой речи заметно запаздывает. Некоторые дети начинают овладевать фразовой речью лишь после 2-3 лет, и аграмматизмы в их речи задерживаются до 6,10 и более лет. В тех случаях, когда возрастные аграмматизмы детской речи не исчезают к положенному сроку, необходима целенаправленная, систематическая работа по их преодолению.

Публикация «Использование дидактических игр в работе по формированию, развитию и коррекции грамматических компонентов речи» размещена в разделах

Так как ведущим видом деятельности в дошкольный период – является игра, то преодоление нарушений грамматических категорий будем проводить играя. Сущность игры, как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра есть средство познания ребенком действительности. Дидактические игры являются своеобразной формой учебной деятельности. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения. Опираясь на игровую деятельность, игровые формы и приемы - мы без болезненно включаем ребенка в учебную работу.

2. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно – образного мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Самое главное заключается в том, чтобы дидактическая игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Основные условия проведения дидактической игры.

1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

2. выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, учувствовать в игре.

3. необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

4. необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения.

5. средстваи способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

6. между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

7. используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Организация дидактических игр.

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются проведением игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

Далее, необходимо определиться с количеством играющих. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны исполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участи.

Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

И наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Обязательно нужно обратить внимание на проявления поведения детей в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели.

Список используемой литературы.

1. Е. В. Карпова Дидактические игры в начальный период обучения Ярославль «Академия развития» 1997 .

2. Л. Г. Парамонова Говори и пиши правильно «Дельта» «Аквариум» 1996.

3. Игры в логопедической работе с детьми под редакцией В. И. Селиверстова Киев 1985.

Публикации по теме:

«Добрые пожелания родителям»«Добрые пожелания родителям» Работу над формированием представлений о предлогах следует начинать еще в дошкольном возрасте. И хотелось чтобы наши уважаемые родители знали,что.

Развитие речи ребенка с года Вот и прошло целых двенадцать месяцев. Вашему малышу – год! Вот тут как раз начинается стремительно развиваться его речь. Ребенок все больше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр в работе по формированию, развитию и коррекции грамматических компонентов речи
Опубликовано: 7 апреля 2014 в 16:27
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр в работе по формированию, развитию и коррекции грамматических компонентов речи» (включая файлы) размещена пользователем Марина Терновская (УИ 74048) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД