Получи документы

Консультация «Использования сказкотерапии при работе с детьми»

Татьяна Александровна Учуватова
Консультация «Использования сказкотерапии при работе с детьми»

Актуальность исследования использования сказкотерапии при работе с детьми обусловлена тем, что именно сказка способствует развитию социальных умений и навыков поведения, а также нравственных и эмоциональных качеств личности, определяющих ее внутренний мир. Многочисленными исследованиями подтверждено терапевтическое воздействие сказки на детей, в том числе, на детей дошкольного возраста.

Публикация «Консультация „Использования сказкотерапии при работе с детьми“» размещена в разделах

Целью моей работы является исследование использования сказкотерапии при работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели мною поставлены следующие задачи:

— осветить значения понятия «сказкотерапия»;

— показать функции сказкотерапии;

— изучить особенности восприятия сказок детьми;

— рассмотреть виды сказок, применяемых в сказкотерапии.

Метод сказкотерапии появился в психологии сравнительно недавно. Различные авторы по-разному трактуют понятие термина «сказкотерапия», выделяя в нем тот или иной аспект. Так, одни авторы считают, что сказкотерапия является способом передачи главных жизненных знаний, другие рассматривают сказкотерапию как лечение сказками, а третьи видят в ней прием коррекционной работы.

Сказкотерапия :

— это лечение с использованием сказок, под которым имеется ввиду открытие знаний, живущих душе клиента и являющимися на данный момент психотерапевтическими;

— это поиск смысла, расшифровки знаний о мире, а также о системе взаимоотношений в нем;

— это процесс возникновения связи между сказочными событиями и поведением реальной жизни; процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Основная цель и задача сказкотерапии — снижение уровня агрессии у детей, устранение повышенной тревожности и страхов, а также развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с окружающими людьми. Для этого в сказкотерапии существуют сказочные способы и приемы работы с детьми, которые, в свою очередь, доступны им благодаря своей простоте и огромному интересу к самой сказке.

Сказкотерапия выполняет следующие функции:

— прогностическая и диагностическая — сказкотерапия способствует получению различных знаний о человеке, его проблемах, помогает раскрыть характерные черты личности и понять жизненные ценности человека;

— развивающая функция сказкотерапии главным образом направлена на развитие индивидуальности, формирование творческих способностей у ребенка, а также социально-адаптивных навыков, на воспитание и обучение ребенка;

— коррекционное (терапевтическое) воздействие сказок направлено на поведение и мировоззрение ребенка, преодоление его психологических проблем.

Большое значение в плане восприятия сказки оказывает также умелое прочтение — интонация, паузы, выделение голосом наиболее существенных моментов содержания. Ключевым условием здесь является эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому.

Развитию эмоций ребенка служит также повторное слушание или чтение одних и тех же сказок. При повторном слушании или прочтении проявление эмоций предвосхищает наиболее острые события, ребенок начинает содействовать герою заранее.

В восприятии сказки важным моментом является то, что сказка должна переживаться слушателями, чтобы впечатления от сказки сохранялись как можно дольше. Поэтому необходимо учитывать, что после прочтения сказки нежелателен переход к делу, никак не перекликающемуся с содержанием прочитанного (например, спортивным соревнованиям). Для закрепления эффекта восприятия сказки я в своей работе применяю один из методов арт-терапии:

— цветотерапия — дети могут нарисовать понравившегося персонажа или сюжет сказки;

— музыкотерапия — прослушивание и обсуждение мелодий, подходящих по настроению тому или иному сюжету;

сказкотерапевтические методы : рисование сказки, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки.

В сказкотерапии мною применяются следующие основные виды ска-зок: художественные сказки (народные, авторские художественные сказки, притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы); дидактические (обучающие) сказки, которые создаются специально с целью подачи учебного материала; психокоррекционные сказки, которые создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; психотерапевтические сказки, чаще всего применяемые психологами и психотерапевтами; медитативные сказки, которые создаются с целью накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Практическое применение сказкотерапии позволяет создавать условия для положительных изменений в поведении детей группы. Дети становятся более спокойными, усидчивыми, повышается познавательный интерес. Развиваются такие качества как доброта, сочувствие, уважение к другим, внимательность. Дети учатся ставить себя на место другого, становятся более раскованы в общении со сверстниками.

Таким образом, использование сказкотерапии является очень важным процессом в воспитании детей, формировании их личности, развитии индивидуальных качеств, а также позволяет добиться главной цели сказкотерапии — устранение различных беспокойств и тревог, снижение уровня агрессии.

Список использованных источников :

1. Вачков И. В. Сказка в работе психолога : определение и типология // Вестник практической психологии образования. 2010. № 2. С. 80–86.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2000. – 310 с.

3. Лутовинова Е. И. Русские народные волшебные сказки : этнопедаго-гический потенциал. / Е. И. Лутовинова. // Семья в России. – 2008. - № 1. – 90 с.

Публикации по теме:

Использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ В наше время, когда произошла электронизация и компьютеризация всех сфер жизни общества, а мы не можем это игнорировать, перед нами встала.

«Разнообразие форм народной культуры и возможности их использования в работе с детьми» «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности нет.

ИКТ: нужны ли они в ДОУ при работе с детьми? ИКТ – нужны ли они в ДОУ при работе с детьми? Что же такое ИКТ? ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста Корныхова Марина Аркадьевна, воспитатель ГБДОУ№44 Пушкинского.

Консультация «Использования методики интерактивной сказки при работе с дошкольниками» Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин писал: «В сказке лож, да в ней намек – добрым молодцам урок». Трудно представить жизнь ребенка.

Коучинг-сессия для педагогов «Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста» Коучинг – сессия для педагогов «Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста»Старший воспитатель.

Особенности использования театрализованных игр в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в.

Применение метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Цель: Содействие  речевому  развитию с помощью сказкотерапии, обогащение словаря,  развитие образного строя и навыков связной речи через.

Творческая мастерская «Модернизация пособий для многофункционального использования в работе с детьми» Задачи: • модернизация пособий для многофункционального использования в воспитательно- образовательной работе с детьми; • развитие у воспитателей.

Учителю об использовании ИКТ при работе с детьми с особыми образовательными потребностями и детьми с особым здоровьем .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использования сказкотерапии при работе с детьми»
Опубликовано: 11 января 2018 в 08:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД