Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию литературных произведений

Наталья Елесина
Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию литературных произведений

1 слайд - Мне хочется с вами поделиться опытом работы нашего ДОУ по «Использованию мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию литературных произведений разного жанра».

2слайд

Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти.

Мнемотехника - это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника - система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.

3 слайд. Структура мнемотехники.

Изучив опыт работ Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, И. А. Поташко мы выяснили, что работа по внедрению мнемотехники в образовательный процесс ДОУ строится от простого к сложному.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадраты - отдельный схематичный рисунок с определенной информацией

Мнемодорожки- таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.

4 слайд. Мнемотаблицы (мнемосхемы) - схема в которой заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово, маленькое словосочетание или предложение придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко запоминает информацию.

Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов) .

Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете. В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.

5 слайд – В дошкольной педагогике мнемосхемы называют по-разному. В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Т. В. Большевой – коллажём, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.

6 слайд Актуальность. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации,

где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.

Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой

Всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, внимания, несовершенно логическое мышление.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Мнемосхемы облегчают запоминание у детей, путём образования дополнительных ассоциаций.

7 слайд. На этапе дошкольного возраста Мнемосхемы используются для решения следующих задач:

-развитие связной речи у детей

-обогащения словарного запаса

-при обучении составлению рассказов

-пересказах художественной литературы

-отгадывание и загадывание загадок

-помогают при заучивание стихов

-при разучивании чистоговорок

-помогают в развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления

-сокращение времени обучения

8 слайд. Требования к мнемотаблице - Модель должна отображать обобщенный образ предмета;

- Раскрывать существенное в объекте;

- Быть простой для восприятия и доступной;

- Нельзя злоупотреблять методом.

/b]b]9 слайд. [/b]Этапы работы с мнемотаблицами.

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено

2 этап. Преобразование символов в образы

3 этап. Чтение произведения с опорой на символы (образы, т. е. обработка метода запоминания

Для примера мы рассмотрим стихотворение Нищеевой «Елочка»

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки

Каждое слово стихотворения мы преобразуем в рисунок, выделяя существенное в объекте.

10 слайд. Цель нашей работы – развивать у детей старшего дошкольного возраста умение пересказывать художественные произведения и разучивать стихотворения, загадки, чистоговорки используя мнемотехнику.

Задачи:

• Совершенствовать монологическую речь у детей: умение связно, последовательно излагать содержание;

• Содействовать развитию интереса у детей, принимать активное участие в образовательном процессе;

• Осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение;

• Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения;

• Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

• Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.

11 слайд. Использование мнемотаблиц включали в разные формы работы с детьми:

- Непосредственно образовательной деятельности знакомя детей со сказками, загадками, рассказами, чистоговорками.

- Чтение художественной литературы (вне НОД);

- Старались в самостоятельную детскую деятельность включать использование мнемосхем; Организовывали театральную деятельность с опорой на мнемосхемы.

- Проводили индивидуальную работу по развитию у детей умения пересказывать литературные произведения, разгадывание загадок, разучивание стихов с помощью мнемосхем ;

- организовывали викторины и развлечения: КВН «Знатоки сказок» ; Развлечение «В мире загадок».

12 слайд. Здесь вы можете увидеть этапы работы с детьми по ознакомлению с художественным произведением (сказкой) в НОД

1. Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.

2. Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста).

3. Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемосхемы.

4. Повторное чтение рассказа с опорой на мнемосхему.

13 Слайд. Этапы работы в разучивании стихотворения

• Выразительное чтение стихотворения.

• Сообщение, что это стихотворение будим учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемосхему.

• Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

• Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

• Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемосхему.

• Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемосхему.

14 слайд. Индивидуальная работа

15 слайд. Разгадывание загадок и составление мнемозагадок.

Он коричневый, бывает овальный и круглый. Он маленький, растёт на грядке в огороде. Его можно варить или жарить

Театрализованная деятельность.

16 слайд. Пополнение развивающей предметно –пространственной среды:

- пополнились новыми схемами (оформлены в альбомы);

- схемы стали использоваться не только в развитии речи, но и других видах детской деятельности.

17 слайд. Использовали разные формы работы с родителями

Консультации «Книга – главный друг»;

Беседы «Читаем дома», «Любимая сказка…. ребенка»

Анкетирование :«Приобщение детей к чтению»

«Чем занят ребенок дома»

«Русская народная сказка в жизни ребенка»

«Развитие речи ребенка. Чистоговорки»

Мастер –класс «Разгадай загадку» (мнемозагадки)

Выставки «Любимые книги», совместного творчества «Моя любимая сказка»; «Разгадай загадку» - составленные мнемосхемы вместе с родителями.

Участие в проектах : «Сочини сказку про своего ребенка»; «Загадка – это интересно»

18 слайд. Результаты нашей работы

Мнемотаблицы помогают

• сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим;

• у детей овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов происходит легче и быстрее;

• у дошкольников появляется желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни;

• активизировался словарный запас.

19 слайд. Перспективы

- Продолжать методическую работы с воспитателями по данному вопросу;

-Продолжать активную работу с родителями воспитанников;

- Продолжать пополнение РППС ДОУ составленными детьми мнемосхемами, оформить в индивидуальные альбомы

20 слайд Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

kopija-ispolzovanie-mnemoskhemy_045ts.pptx | 5798,03 Кб | Скачан: 290
 
Публикации по теме:

Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста УНО Борского района Обобщение опыта по теме: Использование технологии Мнемотехника в обучении детей старшего дошкольного возраста..

Конкурс выразительного чтения посредством драматизации литературных произведений Цель: Развитие выразительности речи детей при исполнении литературных произведений. Задачи: Умение строить диалог между героями сказок,.

Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой. Художественная книга для ребенка - это могучее.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе литературных произведений» (младшая группа) Актуальность: именно в дошкольном детстве закладываются основы нравственности личности, ее духовности. Ребенку необходимо через собственный.

Перспективное планирование по использованию приёмов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста Пояснительная записка. Данный перспективный план направлен на развитие у детей связной речи в совместной деятельности с педагогом. Актуальность.

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при обучении рассказыванию» Воспитатель: Соколова Людмила Юрьевна. Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение рассказыванию. Цель:.

Развитие художественного восприятия литературных произведений у дошкольников с использованием театрализованной деятельности Восприятие литературных произведений - это психическая деятельность, направленная на воссоздание художественных образов, представленных.

Развитие творческих способностей при обучении пению детей старшего дошкольного возраста Проблема развития детского творчества приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия отечественных педагогов и психологов.

Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники 1.2. Актуальность опыта Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
  • Лето
Автор публикации:
Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию литературных произведений
Опубликовано: 2 апреля 2016 в 16:40
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения.
Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения. Готовность к школьному обучению можно определить как целостное...
Детский мастер класс по аппликации «Рыбки в аквариуме»
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему внимание детский мастер класс по аппликации из цветной бумаги. Для работы нам потребовалось: альбомный лист ,...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Подарки от осени»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Подарки от осени" Программное содержание: • закрепить и уточнить знания детей о характерных...
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»
Цель: расширять знания педагогов о нетрадиционных методах рисования. Задачи: - познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области...
Проект образовательной деятельности «Прощание с летом»
«Общение» 01. 08-10. 08. 2018 Утреннее приветствие «С добрым утром! С новым днём! ». Беседы «Как вести себя в группе», «Безопасная улица», «Огонь друг или...