МААМ-картинки

Истории к разговору с детьми о семье «Наши замечательные дедушки». Пособие для воспитателя (6 фото)

Жданова Татьяна Дмитриевна
Истории к разговору с детьми о семье «Наши замечательные дедушки». Пособие для воспитателя

Истории к разговору с детьми о семье . Пособие для воспитателя

Серия публикаций в помощь тематическим беседам с детьми продолжается.

Оживить» картинки пластилином, мягкими акварельными карандашами и пастельными мелками мне помогли юные иллюстраторы – мои воспитанники.

*

Наш словарик:

Дедушка – отец кого-то из родителей, передающий внукам свои знания и умения.

Истории к разговору с детьми о семье «Наши замечательные дедушки». Пособие для воспитателя

О дедушках – следующие истории. Ребята, постарайтесь ответить на вопросы в их заглавии.

Публикация «Истории к разговору с детьми о семье „Наши замечательные дедушки“, Пособие для воспитателя» размещена в разделах

Послушайте вначале, как писали о дедушках в старину Лев Толстой и Клавдия Лукашевич:

ЧЬЕМУ ПРИХОДУ РАДУЕТСЯ ДЕДУШКА?

Скучно живется дедушке Егору. Он плохо слышит, плохо видит и целые дни на печи лежит.

Одна радость, когда внук Вася придет из школы.

Вася всегда почитает деду, а дед послушает.

Вася читает громко, ясно, занятно.

Хорошо тому деду, у которого такой внук есть.

***

ЗА ЧТО БЫЛ ПРИСТЫЖЕН ВНУК?

Дед стал стар. Раз он лез на печку и не мог взлезть.

Внук был в избе. Ему стало смешно.

«Стыдно, внук. Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп».

***

КТО ОСТАВИЛ ПУСТОЙ КОРЗИНКУ СВОЕГО ДЕДУШКИ?

Дряхлый дедушка с плетушкой шарит меж кустов,

Припадает над опушкой, теребит своею клюшкой –

Нет ли там грибов.

Да напрасно смотрит дед: ничего под ёлкой нет.

Знать, внучата спозаранку шарили в кустах,

И остались на полянке только тонкие поганки

В белых колпаках.

***

– Надеюсь, ребята, что вы внимательны к своим дедушкам, очень их любите, как это замечательный мальчик:

ОБРАДУЕТ ЛИ ДЕДУШКУ ПИСЬМО ВНУКА?

Здравствуй, милый дедушка! Как ты без меня?

Кто тебе для трубки принесет огня?

Кто поставит палку, кто откроет дверь?

Кто же позаботится о тебе теперь?

Кто поймет, как много у тебя тревог?

Как бы наш теленок вдруг не занемог…

Как там поживает мой петух-драчун?

Без меня скучает старый пес-ворчун?

А когда вернешься в избу со двора,

То кому ты скажешь: «Внучек, спать пора!»?

А кому расскажешь, как ты в старину

Уходил из дома с шашкой на войну?

Скоро я приеду, дедушка, домой.

Остаюсь с поклоном внук любимый твой.

***

О ЧЕМ МЕЧТАЮТ НАШИ ДЕДУШКИ?

– Кап-кап, – говорит дерево в сосульках.

– Кап-кап, – говорит газетный киоск.

– Кап-кап, – выговаривает дом с резными ставнями. Это они капают, а маленькому Коле жалко, ему кажется, что это они плачут.

– Почему? – спрашивает Коля своего деда. – Почему они все плачут?

– Не плачут, а радуются, – дед поднял указательный палец вверх и еще говорит, – солнце им греет, ну и капают. Пора такая.

Тут ручей блестит, течет под ногами, утекает далеко. Дедушка сложил из газеты кораблик, дал внуку, внук поставил кораблик на воду и толкнул пальчиком. Тот поплыл, поплыл быстро. А ветер на него еще дует, а ветер пахнет хорошо весной да солнцем, и дышать им легко.

– Ну! Беги, давай! – сказал дед.

И Коля побежал-побежал за корабликом, он машет руками, он подпрыгивает и улыбается до ушей. Вот ручей течет, вот кораблик плывет, вот Коля бежит, вот ветер летит, а вот дедушка идет своими взрослыми шагами, их всех догоняет.

«Я как вырасту ростом, как дедушка, сразу поплыву на огромном корабле по огромному морю и по океану!» – мечтает маленький Коля.

«Ах, до чего же было замечательно!» – вспоминает вдруг дедушка кораблики своего детства. И так захотелось стать маленьким мальчиком и мечтать о дальних плаваниях!

***

Фото «Наши замечательные дедушки»

ПОЧЕМУ НЕ ПОСТАРЕЛ СТОЛЕТНИЙ ДЕДУШКА?

У меня есть дедушка, как зима, седой.

У меня есть дедушка с белой бородой.

В день знакомства нашего – это не секрет –

Было мне полмесяца, а ему сто лет.

Маленькие ласточки, песнями звеня,

Будят вместе с дедушкой на заре меня.

На зарядке солнышко рядом видит нас.

Поднимаем руки мы по команде: «Раз!»

И водой холодною, прямо из ручья,

Вместе умываемся: дедушка и я…

Много знает дедушка былей-небылиц:

Про луну и солнышко, про зверей и птиц.

Я вопросы разные задаю ему:

– Где? Зачем? А скоро ли? Сколько? Почему?

Мне на все мой дедушка может дать ответ.

И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет.

…Он читает книжки мне – ведь читать я сам

Не могу понять пока еще даже по слогам…

Приезжайте в гости к нам по горам крутым –

Сами познакомитесь с дедушкой моим!

***

ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ О МОЕМ ПРАДЕДУШКЕ?

Мой прадед, хоть уж был старик,

Сидеть без дела не привык.

И люди говорят нередко:

«Его мосток», «Его беседка»,

«Его платан», «Его родник».

Приду к скамейке у ручья –

Услышу: «Вот его скамья».

И кто-то отдохнуть присядет…

Хоть жил давным-давно мой прадед,

О нем все помнят. Как и я.

***

Истории к разговору с детьми о семье . Пособие для воспитателя - фото

КТО СТАРШЕ – ДЕДУШКА ИЛИ МАЛЬЧИК?

Жил старый-старый… мальчик с сутулою спиной.

Он горбился за книгой, сгибался за едой,

И он ворчал, ворчал, бурчал, и всех он огорчал.

Пошлют его за хлебом, а он ворчит при этом.

Попросят мыть посуду – ворчит-бурчит: «Не буду.

Не буду. Не буду. Не буду мыть посуду».

И у него был дедушка, который не ворчал.

И не ворчал, и не бурчал, и всех он выручал.

Какой-то странный дедушка! Какой-то он чудной!

Веселый статный дедушка, ну просто молодой!

***

ЧТО ХРАНИТСЯ В СТАРИННОЙ КОПИЛКЕ?

Когда бабушка внучкой была, она очень сказки любила. А сказки ей дедушка рассказывал.

Прибежит, бывало, внучка к дедушке и:

– Расскажи дедушка сказку!

А он:

– Какую?

А она:

– Какую хочешь.

Тогда дедушка велит внучке подать деревянный точеный грибок, откроет он у грибка крышечку-шляпку и начнет в грибке рыться. А в нем всякой всячины много. И перышко гусиное, и пуговка радужная, и от очков обломышек. Переберет дедушка всякую всячину, пересмотрит и сказку сказывать начинает.

Как-то внучка спрашивает дедушку:

– А зачем ты грибок просишь, как сказку начинаешь сказывать?

А дедушка ей и отвечает:

– Это не грибок, внучка, а копилочка.

– Какая копилочка, дед?

– Сказочная. Дедушкина. Я ведь, внучка, тоже внучком был, и мне тоже дед сказки рассказывал. Придумает он сказку или услышит, сейчас же в копилочку безделушку-памятку положит, чтобы сказку не позабыть. Про гуся сказка – гусиное перо. Про свечку – огарочек, про пшеницу – зернышко.

И ты так, внучка, делай, когда бабушкой будешь. Тебе и завешаю эту дедушкину копилочку.

Так и делала внучкой, когда бабушкой стала. Свои памятки в дедушкину копилку добавляла. А теперь эта копилка нам в наследство досталась. И мы это наследство не только бережем, а по мере наших сил умножаем.

Вам достанется эта копилка – то же самое делайте.

***

Фото №1 Истории к разговору с детьми о семье

ПОВЕЗЛО ЛИ АЛЁШЕ С ДЕДУШКОЙ?

Алеша рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. За это его очень любили в семье. Больше всех Алешу любил дедушка. Любил и как мог помогал ему расти хорошим человеком….

Дрова рубить и пилить вздумает Алеша – милости просим! Дед за одну ручку держится, внук – за другую. Помучится парень, да научится.

Так и во всем. Красить ли крылечко захочет малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать – дедушка никогда не отказывал.

Вот так и жил Алеша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, трудовым человеком себя чувствовал.

Хорошо на свете жить, когда у тебя дело есть, когда руки у тебя хваткие. Даже в пасмурный день на душе светло и весело

***

КАК НИКИШЕ ПОМОГЛА ДЕДУШКИНА НАУКА?

Никишин дедушка учил своего внука следы зверей читать.

Однажды ребята шли в свое село через лес. Хорошо бежать по первому снегу. А на снегу много всяких следов. Побежали мальчики по следам и заблудились. Испугались ребята.

Вдруг Никиша увидел знакомые следы. Они и вывели ребят к сторожке лесника. Собачьи следы всегда к жилью выводят.

Домой Никиша пришел усталый, но счастливый.

***

Фото №2 Пособие для воспитателя Серия публикаций в помощь тематическим беседам с детьми продолжается

ПОЧЕМУ ДЕДУШКА ПОЖАЛЕЛ ЧЕРВЯКОВ?

– Дедушка, ты обещал утром взять нас на рыбалку. Почему передумал?

– Эх, ребятки, да не смог я червяков раздобыть!

– Что случилось?

– А вот что. Стал я копать, и первым мне попался молоденький червячок. Хотел его в банку бросить, а он в моей руке стал корчиться, извиваться.

– Ну и что, деда, они всегда так делают!

– То-то и оно! Мне послышалось, как маленький червяк пропищал тоненьким голоском: «Отпусти меня добрый человек! – Я только недавно появился на свет, жизни ещё не видел, семейку не создал, червячками-детками не налюбовался. А так хочется!»

«Ладно, – сказал я ему, – живи!» И отпустил.

– Дедушка, а следующий тоже был молодым?

– Нет, как раз червяк был взрослым, но не очень шустрым. Подумалось: «Наверное, он такой же старенький, как и я. Меня-то ноги уже не очень носят. Представил, что ему предстоит погибнуть во рту у рыбы, и стало как-то не по себе».

Я ему сказал: «Буду рад, если тебе удастся спокойно пожить на старости лет!» И тоже отпустил. «А я-то как рад!» – произнес он на прощанье и тихо покашлял.

– Дедушка, так уж и покашлял?

– Да, точно! Наверное, растрогался…

– А что было дальше?

– Выкопал я третьего червяка – крепыша, красавца, модника! А он мне и говорит легким баском: «Не губи главного работника-земледельца! У меня важная задача – со своими собратьями землю удобрять, ходами её пронизывать, воздух и влагу корням давать.

Где нас много – почва для садов и огородов лёгкая, плодородная! Внукам твоим подарим витаминный урожай!»

Я ему: «Спасибо, привет друзьям-червякам!» Так и расстались.

– Ох, и дедушка, мастер рассказывать! И все же, как хорошо,

что ты червяков отпустил.

*

– Ребята, о чём эта история? Расскажите её кратко, используя выражения: молоденький червячок, старенький, крепыш-земледелец, как хорошо, что их отпустил.

Как вы думаете, а бывают ли заботливые дети среди животных? Оказывается, бывают, и тому есть множество свидетельств.

***

Фото №3 Оживить картинки пластилином мягкими акварельными карандашами и пастельными мелками мне помогли юные иллюстраторы мои воспитанники

КАК СЛОНЫ ПОМОГАЮТ СВОИМ СТАРЕЙШИНАМ?

Послушайте о том, как слоны не оставляют без помощи своих пожилых родственников и за это от мудрого учителя получают необходимые знания и опыт:

Известно, что постаревшие слоны однажды покидают стадо. Делают они это тогда, когда почувствуют, что уже не в состоянии угнаться за молодыми. Ведь стадо обычно совершает быстрые и длительные переходы с одного пастбища на другое.

Если пожилой слон решил остаться на определенной местности, то с ним остается помощники – один или два молодых слона.

В случае опасности молодые животные предупреждают его об этом и прячут в укрытии. А сами смело бросаются навстречу врагу. Нередко слоны сопровождают старца до самой его смерти!

И что очень важно – старец, как бы в благодарность за заботу, обучает молодых телохранителей древней слоновьей мудрости.

*

Этот пример и еще многие-многие другие факты подтверждают, что животные наделены душевными качествами.

Но ведь человеку дано гораздо больше! Как жаль, что мы забываем об этом. И как часто большинству людей не хватает такого же, как у слонов, сердечного отношения к своим пожилым и, как им кажется, уже не особенно интересным и нужным родным!

***

В публикации использованы мои истории, а также Расула Гамзатова, Эммы Мошковской, Гиго Цагараева (с осетинского, Калины Малиной (с болг., Евгения Пермяка, Леонида Нечаева, Вячеслава Брейэра.

Публикации по теме:

Истории и притчи к разговору с детьми «О Хвастовстве и Скромности». Пособие для воспитателяИстории и притчи к разговору с детьми «О Хвастовстве и Скромности». Пособие для воспитателя Продолжаю серию публикаций – в помощь тематическим беседам с детьми. Мои юные иллюстраторы помогли мне «оживить» картинки пластилином, мягкими.

Истории к разговору с детьми «О нашей речи. Часть четвертая — волшебные слова Извинения и ваше умение Прощать»Истории к разговору с детьми «О нашей речи. Часть четвертая — волшебные слова Извинения и ваше умение Прощать» Итак, продолжаю серию публикаций с историями нравственного направления – в помощь тематическим беседам с детьми. Мои воспитанники творчески.

Истории к разговору с детьми «О речи. Часть первая — нежные и ласковые слова»Истории к разговору с детьми «О речи. Часть первая — нежные и ласковые слова» Мои воспитанники – юные иллюстраторы, как всегда поработали творчески. Они подобрали для разных историй и моих четверостиший контурные картинки.

Истории к разговору с детьми «О речи. Часть вторая — волшебные слова благодарности»Истории к разговору с детьми «О речи. Часть вторая — волшебные слова благодарности» Продолжаю серию публикаций в помощь тематическим беседам с детьми. Мои юные иллюстраторы, как и всегда, творчески подобрали контурные картинки.

Истории к разговору с детьми о семье «Наши любимые бабушки». Пособие для воспитателяИстории к разговору с детьми о семье «Наши любимые бабушки». Пособие для воспитателя Продолжаю серию публикаций – в помощь тематическим беседам с детьми. Юные иллюстраторы помогли мне «оживить» картинки мягкими акварельными.

Истории к разговору с детьми о скромности с детскими иллюстрациямиИстории к разговору с детьми о скромности с детскими иллюстрациями Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с ребятами. Начну с этой притчи: САМАЯ ДОСТОЙНАЯ.

Истории к разговору с детьми о смелости и преодолении себяИстории к разговору с детьми о смелости и преодолении себя Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с ребятами. КАК МАЛЬЧИК СЕБЯ ПРЕОДОЛЕЛ Пришел Сережа.

Истории к разговору с детьми «Об Аккуратности, Опрятности и Старании». Пособие для воспитателяИстории к разговору с детьми «Об Аккуратности, Опрятности и Старании». Пособие для воспитателя Продолжаю серию публикаций – в помощь тематическим беседам с детьми. Мои юные иллюстраторы помогли «оживить» картинки пластилином, мягкими.

Истории к разговору с детьми «Об упорстве, старании и терпении» с картинками от юных иллюстраторовИстории к разговору с детьми «Об упорстве, старании и терпении» с картинками от юных иллюстраторов Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с ребятами. ЧТО ДЕЛАЕТ МАЛЕНЬКИХ БОЛЬШИМИ? У Евгения.

Истории к разговору с детьми «Об упрямстве и уступчивости» с картинками от юных иллюстраторовИстории к разговору с детьми «Об упрямстве и уступчивости» с картинками от юных иллюстраторов Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с ребятами. Начну с этого четверостишия. УПРЯМЫЙ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Истории к разговору с детьми о семье «Наши замечательные дедушки». Пособие для воспитателя
Опубликовано: 9 марта 2021 в 10:16
+1415Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 450.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД