МААМ-картинки

Исторические этапы становления и развития теории и методики математического образования дошкольника (2 фото)

Федоряк А Г
Исторические этапы становления и развития теории и методики математического образования дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

В развитии теории и методики развития математических

представлений можно выделить исторические этапы становления.

Первый этап – эмпирическое развитие методики. Вопросы

математического развития детей своими корнями уходят в

классическую и народную педагогику. Различные считалки,

Публикация «Исторические этапы становления и развития теории и методики математического образования дошкольника» размещена в разделах

пословицы, поговорки, загадки, потешки были хорошим материалом в

обучении детей счету, позволяли сформировать у ребенка понятия о

числах, форме, величине и т. д. Позднее на этом этапе произошло

выдвижение идеи о необходимости математического развития детей

дошкольного возраста. Выдающиеся мыслители прошлого (Я. А

Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, видные

деятели (М. Монтессори, Ф. Фребель) осознавали, что без

предварительной математической подготовки детям будет трудно

осваивать школьную программу.

9

Второй этап – Начальный этап становления теории и методики

математического развития дошкольников. Определение содержания,

методов и приемов работы с детьми, дидактических материалов.

Исторически этот этап относится к 20-30 годам 20го века. Большую

роль сыграли отдельные педагоги-исследователи: Е. И. Тихеева, Ф. Н.

Блехер, Л. В. Глаголева и др., «школ» и направлений сенсорного

воспитания (М. Монтесори, Л. АВ. Венгер).

С начала 20 века в России начала создаваться научнообоснованная дидактическая система обучения дошкольников

математике. Ее начальный этап – начало 20 века – 40-е годы 20 века. В

это время в дореволюционной России методические пособия

адресовывались, как правило, одновременно семье и д/с, в них

родители и воспитатели знакомились с содержанием обучения

математике детей. В 1912 голу выходит пособие В. А. Кемниц

«Математика в д/с» : игры, беседы, упражнения, изучение чисел 1-10,

действий с ними, форм, величин, измерения, части и целого.

До 1939 года в д/с Ленинграда детей обучали счету по методике

Л. В. Глаголевой, в которой она рекомендовала опираться на обе

господствующие в то время теории : восприятия числа путем счета и

путем образа. Она пропагандировала разнообразие методов :

• лабораторный (отработка практических действий с

использованием наглядных материалов)

• исследовательский (поиск детьми ситуаций применения

знаний, аналогичных изучаемым)

• иллюстративный (закрепление умений в продуктивной

деятельности)

• наглядный

• игра.

Кроме того, Глаголева раскрыла приемы формирования

представлений о величинах, измерении, делении целого на части.

Третий этап – Создание научно обоснованной дидактической

системы формирования элементарных математических представлений

в дошкольном возрасте : определение содержания, методов и приемов

работы с детьми, дидактических материалов. Этот этап продолжался с

50х годов 20 века. А. М. Леушина изучала теорию и методику развития

10

количественных и числовых представлений у детей в процессе

обучения.

Четвертый этап – Психолого-педагогические исследования 60-70

годов 20 века. Изучались закономерности становления представлений

о числе, развития счетной деятельности, вычислительной

деятельности. Обосновывалась необходимостью начинать обучение

детей с раннего возраста, с восприятия множеств предметов, с

последующим обучением счету, выделению отношений между

числами. Разрабатывались дидактические материалы, пособия, игры.

Это были исследования психологов: И. А Френкеля, Л. Ф. Яблокова,

Н. А. Менчинской, Н. Н. Лежавы, Г. С. Костюка. Педагогов: А. М.

Леушиной, Н. Г. Бакст. В 70-80 годы проведены исследования по

отдельным проблемам методики (Т. В. Тарунтаева, В. В. Данилова, Г. А.

Корнилова, Т. Д. Рихтерман).

Пятый этап – современное состояние теории и методики

математического развития детей дошкольного возраста. С 80х годов 20

века до настоящего времени. Современное состояние теории и

методики развития математических представлений у детей

дошкольного возраста сложилось в 80-90 годы и первые годы нового

столетия под влиянием развития идей обучения детей математике, а

также реорганизации всей системы образования. Уже в 80 годы начали

обсуждаться пути совершенствования как содержания, так и методов

обучения дошкольников математике. В качестве негативного момента

отмечалась ориентировка на выработку у детей предметных действий,

в основном связанных со счетом и простейшими вычислениями, без

должного уровня их обобщенности. Такой подход не обеспечивал

подготовку к усвоению математических понятий в дальнейшем

обучении. Специалисты изучали возможности интенсификации и

оптимизации обучения, способствующие общему и математическому

развитию ребенка, отмечали необходимость повышения

теоретического уровня осваиваемых детьми знаний. Это требовало

реконструкции программы обучения. Начались поиски путей

обогащения содержания обучения. Решение этих сложных задач

осуществлялось по-разному.

Исторические этапы становления и развития теории и методики математического образования дошкольника
Фото №1 Развитие ребенка
Автор публикации:
Исторические этапы становления и развития теории и методики математического образования дошкольника
Опубликовано: 18 января 2023 в 21:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исторические этапы становления и развития теории и методики математического образования дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Федоряк А Г (УИ 1096423) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД