Приложение МААМ

Эссе «Об истории образования и педагогической мысли» (2 фото)

Надежда Прудникова
Эссе «Об истории образования и педагогической мысли»
▼ Скачать + Заказать документы

Предметом исследования в истории педагогики выступает процесс обучения и воспитания человека в контексте истории.

Среди методологических оснований выделяют цивилизационный подход.

Главный принцип – характеристика эпохи.

Образование является институтом трансляции культуры.

В контексте истории выделяют два типа воспитания:

1. Воспитание первообщинного человека

Эссе «Об истории образования и педагогической мысли»

2. Воспитание человека в условиях классового общества

Фото «Об истории образования и педагогической мысли»

С появлением семьи появляется семейное воспитание:

Публикация «Эссе „Об истории образования и педагогической мысли“» размещена в разделах

1. Школа жрецов и писцов (отделение умственного труда от физического);

2. Дома молодежи.

Инициации – обряд перевода юношей и девочек в категорию взрослых – стали исторически первым общественным институтом, имевшим целью преднамеренную организацию воспитания и обучения.

Древневосточная цивилизация – прародина образования (5 тыс. лет до н. э.). Прародиной образования стали страны Древнего Востока (Вавилония, Египет, Китай, Индия и др.).

Три основных типа школ:

1. Дворцовые – для элиты общества;

2. Жреческие – создавались при храмах;

3. Писцов-чиновников – для удовлетворения нужды административно-хозяйственного правления.

Конфуций – центральным в его учении был тезис о правильном воспитании, как непременном условии процветании государства.

Под влиянием конфуцианства образование приобрело гуманитарный характер (почти на 2 тыс. лет) – принцип ЖЭНЬ (гуманность, человечность); принцип ЛИ (правила поведения).

Игнорировали конфуцианство такие науки, как математика, астрономия, медицина.

Человек, обучающийся в контексте истории

Цели обучения и воспитания не могут быть жесткими.

Античность (VIII в. до н. э. – V в. н. э.) Индивид не рождается членом общества;

«Человек обучающийся» - существо, приобретающее в контексте обучения и воспитания способность к добродетельному ведению жизни в условиях социума;

Пайдейа – преображение человека средствами обучения и воспитания (образование человека);

Аристотель (ликей);

Платон (академия);

Сократ – прародитель эвристического обучения (беседы Сократа);

Пифагор.

Школа в Афинах (VII в. до н. э.)

С 7 лет – школа грамматиста (начальное образование – чтение, письмо, счет, декламация стихотворений);

Школа кифариста (общий музыкальный курс – пение, музыка);

Палестра – школа состязаний (гимнастика) 12 – 14 лет (педотриб – ученик палестры). Игра в мяч, плавание, борьба, бег;

Эфебия – военная школа (18 лет – эфебы);

Гимнасии – изучение философии.

Древний Рим[/i]

За основу взята Афинская школа.

Школа оратора Марк Авель Квинтилиан.

Средние века (V– XVI вв.)

Западная Европа.

Выделяют раннее средневековье, развитое средневековье, Возрождение.

Религиозная педагогика. Все школы возникают при церквях: почитание Бога, смирение перед его волей, познание через призму религиозного видения;

Фома Аквинский – теолог, схоластика (средневековая ученость);

Обучение – единство верный путь к познанию Бога, «человек обучающийся» - человек, понимающий религиозные истины;

Приходские школы;

Монастырские школы;

Изучали тривиум (грамматика, диалектика, риторика);

Квадривиум (геометрия, арифметика, музыка, астрономия);

Индивидуальная работа учителя и ученика;

Схоластика – вид средневековой учености: вероучение в форме научного знания (бессмертность души доказывает через логику Аристотеля).

Университеты (XII в.) Италия, Франция, Англия (Кэмбридж).

Четыре факультета: артистический (7 свободных искусств) подготовительный факультет; Богословский; медицинский; юридический; 11 – 12 лет.

Рыцарское воспитание Воспитание для детей феодалов;

До 7 лет – дома;

До 14 лет – паж;

14 лет – оруженосец при рыцаре;

21 год – титул рыцаря;

Рыцарские добродетели (охота, верховая езда, плавание, фехтование, стрельба из лука, шашки, пение и стихосложение, придворный этикет).

Эпоха «Возрождение» (XV– XVI вв.)«

Человек обучающийся» - это существо, начинающееся в ходе обучения и воспитания выстраивать свою жизнь, воплощая в ней требования божественной сущности души и раскрывая природные возможности.

Преемственность с идеями античной культуры, возрождение на новых основаниях. Эпоха гуманизма, ценность человека, право на радость жизни;

Франсуа Рабле (1483 – 1553 гг.) «Гаргантюа и Пантагрюэль» - сатира на бесплодность средневековой учености.

Новое время (XVII -1918 г. XX вв.)

Ф. Бэкон, Р. Декард, Дж. Локк, Ж. -Ж. Руссо;

«Человек обучающийся» - это существо постигающее в контексте образование открытие ИНТЕЛЛЕКТОЛЬ человека законы мироздания, усваивающего ЗНАНИЯ и РАЗУМНО выстраивающего свою жизнь;

Я. А. Коменский (1592 – 1670 гг., Чехия) – «Великая дидактика», «Пампедия» (воспитание и образование, мировоззрение культуры – принцип природосообразности – универсальный закон мироздания;

«Просвещение» (XVII – XVIII вв.) Дж. Локк (1632 – 1704 гг.) – воспитание новой породы людей – воспитание джентльмена – характер, физическое развитие, нравственное воспитание, умственное воспитание, ручной труд – ремесло; «Мысли о воспитании»;

Ж. -Ж. Руссо (1712 – 1778 гг.) – теория естественного и свободного воспитания, природосообразное воспитание, «Эмиль, или о воспитании», возрастная периодизация.

Возрастная периодизация:

0 – 2 лет – Младенческий возраст (идея свободы: не пеленать, предупреждать капризность);

2 – 12 лет – Детский возраст (сон разума: идея собственности того, что приобретено своим трудом; идея дисциплины – мысли естественных последствий; идея развития органов чувств – основы развития ума);

12 – 15 лет – Отрочество (идея умственного воспитания – проблемное обучение; умственное образование – знания о мире, физика, география, астрономия, математика; источник знаний – опыт ребенка, создание жизненных ситуаций, способствующих обогащению опыта);

15 – 17 лет – Юношесткий возраст период «Бурь и страстей» (воспитание добрых чувств; воспитание добрых суждений; воспитание доброй воли; половое воспитание).

Эпоха «Просвещения»

«Человек обучающийся» - это существо, которое при помощи образования усмиряет свое эгоистическое начало и вписывается в разумный миропорядок, становясь проводником идеи непрерывного общественного развития.

XVIII – XIX вв.

Выстраивание педагогики на антропологической основе («человек делает себя сам»);

И. Г. Пестолоцци – идея природосообразного и культуросообразного обучения и воспитания;

Социальная среда – фактор воспитания;

Идея семейного воспитания;

Идея «элементарного образования»;

«Линград и Гертруда»;

«Лебединая песня».

«Человек обучающийся» - это существо, способное в ходе образования осознать свою включенность в историю, в социальную жизнь. Осознать свою жизненную миссию, научиться раскрывать свои телесные и духовные потенциалы.

Образ «Человек обучающийся» в ходе истории изменчив, т. к. оно отражает специфику и требования определенной эпохи.

Публикации по теме:

Теории обучения и воспитанияТеории обучения и воспитания .

Восемь основных принципов взаимодействия с родителями воспитанников (нехитрые подходы посредством эмоционального контакта) I Принцип Создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Об истории образования и педагогической мысли»
Опубликовано: 10 мая 2014 в 18:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Об истории образования и педагогической мысли»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Прудникова (УИ 152182) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД