Надежда Прудникова
Эссе «Об истории образования и педагогической мысли»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметом исследования в истории педагогики выступает процесс обучения и воспитания человека в контексте истории.
Среди методологических оснований выделяют цивилизационный подход.
Главный принцип – характеристика эпохи.
Образование является институтом трансляции культуры.
В контексте истории выделяют два типа воспитания:
1. Воспитание первообщинного человека
2. Воспитание человека в условиях классового общества
С появлением семьи появляется семейное воспитание:
Публикация «Эссе „Об истории образования и педагогической мысли“» размещена в разделах
1. Школа жрецов и писцов (отделение умственного труда от физического);
2. Дома молодежи.
Инициации – обряд перевода юношей и девочек в категорию взрослых – стали исторически первым общественным институтом, имевшим целью преднамеренную организацию воспитания и обучения.
Древневосточная цивилизация – прародина образования (5 тыс. лет до н. э.). Прародиной образования стали страны Древнего Востока (Вавилония, Египет, Китай, Индия и др.).
Три основных типа школ:
1. Дворцовые – для элиты общества;
2. Жреческие – создавались при храмах;
3. Писцов-чиновников – для удовлетворения нужды административно-хозяйственного правления.
Конфуций – центральным в его учении был тезис о правильном воспитании, как непременном условии процветании государства.
Под влиянием конфуцианства образование приобрело гуманитарный характер (почти на 2 тыс. лет) – принцип ЖЭНЬ (гуманность, человечность); принцип ЛИ (правила поведения).
Игнорировали конфуцианство такие науки, как математика, астрономия, медицина.
Человек, обучающийся в контексте истории
Цели обучения и воспитания не могут быть жесткими.
Античность (VIII в. до н. э. – V в. н. э.) Индивид не рождается членом общества;
«Человек обучающийся» - существо, приобретающее в контексте обучения и воспитания способность к добродетельному ведению жизни в условиях социума;
Пайдейа – преображение человека средствами обучения и воспитания (образование человека);
Аристотель (ликей);
Платон (академия);
Сократ – прародитель эвристического обучения (беседы Сократа);
Пифагор.
Школа в Афинах (VII в. до н. э.)
С 7 лет – школа грамматиста (начальное образование – чтение, письмо, счет, декламация стихотворений);
Школа кифариста (общий музыкальный курс – пение, музыка);
Палестра – школа состязаний (гимнастика) 12 – 14 лет (педотриб – ученик палестры). Игра в мяч, плавание, борьба, бег;
Эфебия – военная школа (18 лет – эфебы);
Гимнасии – изучение философии.
Древний Рим[/i]
За основу взята Афинская школа.
Школа оратора Марк Авель Квинтилиан.
Средние века (V– XVI вв.)
Западная Европа.
Выделяют раннее средневековье, развитое средневековье, Возрождение.
Религиозная педагогика. Все школы возникают при церквях: почитание Бога, смирение перед его волей, познание через призму религиозного видения;
Фома Аквинский – теолог, схоластика (средневековая ученость);
Обучение – единство верный путь к познанию Бога, «человек обучающийся» - человек, понимающий религиозные истины;
Приходские школы;
Монастырские школы;
Изучали тривиум (грамматика, диалектика, риторика);
Квадривиум (геометрия, арифметика, музыка, астрономия);
Индивидуальная работа учителя и ученика;
Схоластика – вид средневековой учености: вероучение в форме научного знания (бессмертность души доказывает через логику Аристотеля).
• Университеты (XII в.) Италия, Франция, Англия (Кэмбридж).
Четыре факультета: артистический (7 свободных искусств) подготовительный факультет; Богословский; медицинский; юридический; 11 – 12 лет.
• Рыцарское воспитание Воспитание для детей феодалов;
До 7 лет – дома;
До 14 лет – паж;
14 лет – оруженосец при рыцаре;
21 год – титул рыцаря;
Рыцарские добродетели (охота, верховая езда, плавание, фехтование, стрельба из лука, шашки, пение и стихосложение, придворный этикет).
Эпоха «Возрождение» (XV– XVI вв.)«
Человек обучающийся» - это существо, начинающееся в ходе обучения и воспитания выстраивать свою жизнь, воплощая в ней требования божественной сущности души и раскрывая природные возможности.
Преемственность с идеями античной культуры, возрождение на новых основаниях. Эпоха гуманизма, ценность человека, право на радость жизни;
Франсуа Рабле (1483 – 1553 гг.) «Гаргантюа и Пантагрюэль» - сатира на бесплодность средневековой учености.
Новое время (XVII -1918 г. XX вв.)
Ф. Бэкон, Р. Декард, Дж. Локк, Ж. -Ж. Руссо;
«Человек обучающийся» - это существо постигающее в контексте образование открытие ИНТЕЛЛЕКТОЛЬ человека законы мироздания, усваивающего ЗНАНИЯ и РАЗУМНО выстраивающего свою жизнь;
Я. А. Коменский (1592 – 1670 гг., Чехия) – «Великая дидактика», «Пампедия» (воспитание и образование, мировоззрение культуры – принцип природосообразности – универсальный закон мироздания;
«Просвещение» (XVII – XVIII вв.) Дж. Локк (1632 – 1704 гг.) – воспитание новой породы людей – воспитание джентльмена – характер, физическое развитие, нравственное воспитание, умственное воспитание, ручной труд – ремесло; «Мысли о воспитании»;
Ж. -Ж. Руссо (1712 – 1778 гг.) – теория естественного и свободного воспитания, природосообразное воспитание, «Эмиль, или о воспитании», возрастная периодизация.
Возрастная периодизация:
0 – 2 лет – Младенческий возраст (идея свободы: не пеленать, предупреждать капризность);
2 – 12 лет – Детский возраст (сон разума: идея собственности того, что приобретено своим трудом; идея дисциплины – мысли естественных последствий; идея развития органов чувств – основы развития ума);
12 – 15 лет – Отрочество (идея умственного воспитания – проблемное обучение; умственное образование – знания о мире, физика, география, астрономия, математика; источник знаний – опыт ребенка, создание жизненных ситуаций, способствующих обогащению опыта);
15 – 17 лет – Юношесткий возраст период «Бурь и страстей» (воспитание добрых чувств; воспитание добрых суждений; воспитание доброй воли; половое воспитание).
Эпоха «Просвещения»
«Человек обучающийся» - это существо, которое при помощи образования усмиряет свое эгоистическое начало и вписывается в разумный миропорядок, становясь проводником идеи непрерывного общественного развития.
XVIII – XIX вв.
Выстраивание педагогики на антропологической основе («человек делает себя сам»);
И. Г. Пестолоцци – идея природосообразного и культуросообразного обучения и воспитания;
Социальная среда – фактор воспитания;
Идея семейного воспитания;
Идея «элементарного образования»;
«Линград и Гертруда»;
«Лебединая песня».
«Человек обучающийся» - это существо, способное в ходе образования осознать свою включенность в историю, в социальную жизнь. Осознать свою жизненную миссию, научиться раскрывать свои телесные и духовные потенциалы.
Образ «Человек обучающийся» в ходе истории изменчив, т. к. оно отражает специфику и требования определенной эпохи.