МААМ-картинки

Конспект занятия «История происхождения матрёшки»

НАТАЛЬЯ ЗОТОВА
Конспект занятия «История происхождения матрёшки»

Тема ОД: Рассказы на тему «матрешки народные игрушки».

Цель: Учить детей составлять творческий рассказ о матрешке с использованием прилагательных.

Задачи:

Образовательная – Познакомить детей о истории возникновения русской матрешкой.

- Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов;

- Обогащать словарный запас детей.

Развивающая - Развивать связную речь детей;

Публикация «Конспект занятия „История происхождения матрёшки“» размещена в разделах

- Развивать мышление, воображение, речевое внимание, память;

- Развивать моторику рук детей.

Воспитательная - воспитывать интерес к русской культуре;

- воспитывать усидчивости, вниманию, слушать окружающих;

- воспитывать детей самостоятельности.

Виды деятельности: развитие речи

Формы организации: групповая

Формы реализации детских видов деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая

Оборудование:

Демонстрационный материал: набор– Матрешек, картинки с изображением матрешек : (Семеновская, Тверская, Майдановская, Сергиевская, Вятская, ноутбук, магнитофон.

Раздаточный материал: силуэты матрешек, разрезанные на части.

Ход ОД

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Примечания

Вводная часть (мотивация)

Добрый день и добрый час.

Как я рада видеть вас.

Вы друг к другу повернитесь,

улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Введение в игровую ситуацию.

- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

«Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

- Правильно, ребята, это - матрешка. И сегодня она пришла к нам на занятие. Ребята, а вы знаете, что сама матрешка- это тоже загадка. А вот в чем заключается ее загадочность? Как вы думаете?

- Потому что в самой большой матрешке спрятались другие матрешки. И мы не знаем сколько их. Молодцы.

- Ребята, а что вы знаете о матрешке?

- Это красивая,сделанная из дерева игрушка. В ней вложены другие матрешки поменьше.

- Молодцы. Правильно. Ребята, а хотелось бы вам узнать от куда и как появилась матрешки на руси?

- Как ее делают? Кто ее придумал? И. т. д.

- Я предлагаю вам узнать это прямо сейчас,, пожалуйста, устраивайтесь поудобнее на своих стульчиках, а я начну свой рассказ.

Ответы детей

Ответы детей

Основная часть

Рассказ педагога о матрешке. (сопровождается демонстрацией презентации)

«Оказывается, ребята Матрешке очень много лет. Приблизительно сто лет назад в Россию из Японии привезли маленькую куколку, внутри которой было еще несколько таких же куколок, но меньшего размера. Игрушка очень понравилась детям и взрослым. И через некоторое время, у нас в России стали изготавливать матрешек. Этих куколок называли Матренами. Слово «Матрена» означало - «мать» и действительно матрешка, напоминает нам маму многочисленного семейства.

Для изготовления матрешки сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или березу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет.

К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она ни сухая, но и ни сырая. Из древесины выпиливают заготовки, а затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком.

Самую маленькую куколку — неразборную — делают первой. Порой ее можно разглядеть лишь пристально всматриваясь, иногда для этого необходима лупа.

Вот такой интересный процесс».

- Ребята, назовите, пожалуйста, красивые слова о матрешке. Какая она?

Каждый ребенок берет матрешку в руки и называет слово – признак.

- Ребята, а если у матрешки круглое лицо, значит она какая?

- Круглолицая.

- А если, у нее большие глаза?

- Большеглазая.

- А если темные волосы?

- Темноволосая.

- Ребята, а давайте с вами немножко отдохнем, я предлагаю вам выйти на коврик.

Физкультминутка "Матрешки"

Выполняется детьми движения ( с музыкальным сопровождением: минусовка песни «Русская матрешка»)

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Мы ребята озорные,

Матрешки расписные.

Мы в одеждах наших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Мы похожи друг на дуга. (друг другу повернуться).

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

- Молодцы. Мы хорошо отдохнули, потанцевали. Ая предлагаю вам продолжить беседу о русской матрешке.

Ребята, у меня в руках матрешка. Вам, каждому, поочередно взяв ее в руки надо назвать ее ласковым словом?

Молодцы, вы отлично справились с заданием.

- На первом этаже вы рассказываем о том, какое главное дело у предмета.

- Правильно, и для чего же люди придумали матрешку?

- Люди придумали матрешку, чтобы с ней играть, смотреть на нее и любоваться.

- Совершенно верно! Матрешка – это русская народная игрушка. А еще с помощью матрешки мы может показать малышам, что предметы могут быть разной величины.

- Поднялась наша матрешка на второй этаж и?

- Матрешка узнала, сколько у нее есть друзей.

- Верно, ребята, оказывается, существуют разные виды матрешек :

Самыми популярными считаются Майдановские матрешки. Такую матрешку можно отличить от других по цветку шиповника (розы).

Загородская матрешка— это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром.

Семеновские матрешки раскрашены в яркие цвета, в основном желтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек.

Вятская матрешка - наиболее северная из всех российских матрешек. Этот вид матрешечного мастерства можно смело назвать самым сложным по части производства, ведь кроме самой росписи используется украшение ржаной соломкой. Есть еще и Тверская матрешка. (Педагог демонстрирует картинки с изображением разных видов матрешек).

- Вот оказывается, сколько у нашей матрешки друзей.

- А вот и третий этаж. Что нас здесь ждет?

- Матрешка вдруг осталась совсем одна. Во всем мире пропали матрешки. И теперь мы не можем ею играть, потому что она быстро испортится.

- Как теперь нам обращаться с матрешкой?

- Бережно. Стараться ее не запачкать, не сломать. Можно сделать похожих на не матрешек и играть ими.

(и другие варианты, придуманные детьми)

- Поднялась наша матрешка на четвертый этаж. Что же с ней случилось?

- Матрешка перестала выполнять свое главное дело, но она не сломана.

- Как же так может получиться?

- Например, матрешка стоит в музее и ее нельзя трогать. Матрешку сделали из материала, который легко ломается. Или она очень огромная. Ее унесли в гараж, потому что она старая и т. д.

- Молодцы, что же случилось с нашей матрешкой на пятом этаже?

- Она не выполняет свое главное дело, потому что сломалась.

( Рассуждения детей: у матрешки склеились две половинки, она упала и раскололась на части, или на нее кто-то наступил и др. варианты)

- Вот матрешка добралась до шестого этажа, а там ее ждал новый друг. С чем может подружиться наша матрешка и поменяться функциями?

- Например, с часами. В матрешку встроили часы, теперь смотришь на не и знаешь сколько времени.

Например, со столом. Матрешку сделали большую, как столик, а сверху она не круглая, а как крышка у стола (на голове) и теперь на не можно что-то поставить. Получится такой красивый стол.

Например, с холодильником. Внутри теперь у матрешки холодно и можно складывать туда продукты, чтобы они не испортились.

- Ребята, давайте немного поиграем пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

«На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя. Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать».

Затем самостоятельный рассказ ребенка о матрешке. (Остальные рассказы послушали на вечернем коррекционном занятии)

Ответы детей

Ответы детей

Дети выполняют движения

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети выполняют движение

Заключительная часть (рефлексия)

- Ребята, вам понравилось наше занятие?

- Что же вы нового узнали о матрешке?

- Мне тоже очень понравились ваши рассуждения, ответы, наш с вами рассказ. И я решила подарить вам вот таких матрешек. Представьте себя художниками и попробуйте раскрасить дома свою матрешку. Может быть, она будет похожа на вас и или на маму. Мы пока не знаем. А потом, я предлагаю устроить выставку матрешек в нашей группе.

Ответы детей

Публикации по теме:

Конспект занятия «История русского самовара»Конспект занятия «История русского самовара» «История Русского самовара» Цель: приобщить детей к русской народной культуре, расширять общий кругозор, знакомить с традицией чаепития.

История происхождения праздника «День Матери» с приложением игрового развлечения в младших группах детского сада Автор: Соколова Надежда Александровна Должность: воспитатель Описание: сценарий непринужденного игрового развлечения, приуроченного ко Дню.

Конспект занятия для детей младшего возраста «Фартук для матрёшки»Конспект занятия для детей младшего возраста «Фартук для матрёшки» Конспект «Фартук для матрёшки». Непосредственная образовательная деятельность по аппликации во второй младшей группе. Цель: изготовление.

Конспект интегративного занятия «Сарафан для матрёшки» с детьми второй младшей группыКонспект интегративного занятия «Сарафан для матрёшки» с детьми второй младшей группы Цель занятия: знакомство с русским народным творчеством на примере русской национальной игрушки - матрёшки. Задачи: - Знакомить детей.

Конспект комплексного занятия в младшей группе «Матрёшки в гостях у ребят» Цели и задачи занятия: 1. усиливать восприятие игрушки через народный фольклор 2. Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности:.

Конспект открытого занятия «В гостях у русской матрёшки» Цель: -Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной,.

Конспект занятия «История Руси»Конспект занятия «История Руси» Цель: Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси способствовать проявлению интереса к.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Какие разные матрёшки»Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Какие разные матрёшки» Цель: учить детей отвечать на вопросы воспитателя; учить сравнивать предметы (маленький-большой); формировать способность детей к диалогической.

Нетрадиционные средства оздоровления детей и взрослых материалами природного происхождения «Игры с крупой»Нетрадиционные средства оздоровления детей и взрослых материалами природного происхождения «Игры с крупой» Полянская Ирина Нетрадиционные средства оздоровления детей и взрослых материалами природного происхождения Игры с крупой (Из опыта работы).

Задержка психического развития психогенного происхождения Среди четырех типов задержек психического развития единственным типом, имеющим сохранные мозговые системы, является ЗПР психогенного происхождения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «История происхождения матрёшки»
Опубликовано: 10 июня 2018 в 16:02
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД