Людмила Мысина
Итоги летней оздоровительной работы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Успех летних оздоровительных мероприятий определяется, прежде всего, тем, насколько своевременно и правильно подготовился к ней коллектив детского сада. Хорошо осознавая что: одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий. Мы решили начать применять отдельные инновационные формы в утренней гимнастике и на физкультурных занятиях.
Публикация «Итоги летней оздоровительной работы в детском саду» размещена в разделах
Утренняя гимнастика: является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. При составлении комплексов утренней гимнастики мы помнили об их вариативности, содержании и характере. Наряду с традиционной утренней гимнастикой мы старались внедрять разные ее типы и варианты, например:
Утренняя гимнастика игрового характера, которая включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.
Утренняя гимнастика проводилась нами в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе – в течении 5–7 мин. непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики мы предлагали дыхательные упражнения.
Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.) с использованием магнитофона.
Упражнения на полосе препятствий – детям предлагали упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.
Физкультурные занятия - являются основной формой организованного обучения физкультурным упражнениям. Занятия обязательны для всех детей. Занятия проводятся круглый год. Летом физкультура не отменяется. С нашими детьми в летний период мы проводили следующие типы физкультурных занятий:
Классические занятия ( по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).
Игровые занятия ( с использованием игр: народных, подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов и т. д.).
Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т. д.).
Сюжетные занятия – комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т. д.). «Путешествие»
Ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений).
Самостоятельные занятия (самостоятельная тренировка по выбору, затем проверка задания инструктором по ф/к или воспитателем).
Тематические занятия (с одним видом физических упражнений, например: метание, прыжки.
Чтобы физкультурные занятия были радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника, мы нашли выход, соединив положительные качества традиционной программ и внедрение технологий Ж. Е. Фирилевой «Са – фи - дансе», авторской программы Н. Н. Ефименко «Театр физического развития», Н. А. Фоминой «Сюжетно – ролевая ритмическая гимнастика». С этой целью была разработана система использования технологии «Са – фи -дансе» на занятиях по физической культуре.
Помимо утренней гимнастики и физкультурных занятий в своей работе наши педагоги использовали бодрящую гимнастику после дневного сна, которая носила вариативный характер и в зависимости от этого менялась её продолжительность (от 7–15 минут). После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика игрового характера состояла из 2–3 упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены». Дети постепенно просыпались под звуки музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняли 4–5 общеразвивающих упражнений. Предлагались упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняли ходьбу, постепенно переходящую в бег – выбегали из спальни в хорошо проветренную группу. В группе дети выполняли произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходили к упражнениям на дыхание, затем одевались.
Среди нетрадиционных форм оздоровления, которые мы использовали в своей работе можно выделить такие, как: дыхательные и звуковые гимнастики. Цель – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным упражнениям. При этом осуществлялась профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Самомассаж, который проводился один раз в день (детям предлагали сделать массаж ушных раковин, пальцев.). Аутотренинг проводился после двигательной активности. Воспитатели предлагали сесть или лечь на одеяло, отвлечься от тревожных мыслей: дышать глубоко и спокойно. Релаксация, обучая детей методом релаксации, мы помогали им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе. Для получения наибольшего оздоровительного эффекта мы соблюдали следующие правила при подборе упражнений и их выполнении.
1. Упражнения выполняются в тихой, спокойной обстановке.
2. Расслабляться лучше с закрытыми глазами.
3. В зависимости от условий применения данных упражнений использовали различные позы.
4. Во время выполнения учили детей распознать ощущения напряженности и расслабленности.
5. Не спеша заканчивали упражнения, дети могли полежать или посидеть, если им хочется
6. Все задания выполняются под спокойную музыку.
Наряду с этим использовали музыкотерапию – это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменять душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции, в других странах. В конце прошлого века русский физиолог И. Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями доказал, что мелодии доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект. Музыка, которую охотно слушали дети, стимулировала выделение пищеварительного сока и повышала аппетит. Фитонцидотерапию, которая применяется в лечении и профилактике многих болезней. Давали детям чеснок, а так же различные виды лука: репчатый, зеленый, порей - это обеззараживающие, убивающие бактерии лечебные растения. Водотерапию, дети принимали воздушные ванны; сухое обтирание; обтирались мокрым полотенцем; обливали ноги, на прогулке играли в игры с водой. В своей работе наши педагоги широко использовали смехотерапию, которая ускоряет выздоровление, помогает справиться с трудностями, сохранять душевное равновесие, оптимизм. Это не заменяет лечение, но служит сильным и приятным дополнительным средством. Смех позволяет полностью расслабиться.
Итоги летней – оздоровительной работы, с использованием отдельных форм системы «Са – фи -дансе» и других нетрадиционных подходов показали положительную динамику уровня развития детей, повышения интереса к физической культуре и спорту, благодаря введению увлекательных форм работы.
В этом учебном году мы продолжим использовать систему технологии «Са – фи -дансе» и нетрадиционной методики, которые будут способствовать профилактике и укреплению здоровья наших детей.