Татьяна Мецлер
Итоговое комплексное логопедическое занятие «Путешествие в страну Грамматику. Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое комплексное занятие
в старшей логопедической группе
учитель-логопед Мецлер Т. В.
Тема: Путешествие в страну Грамматику.
Дифференциация звуков Ш-Ж
Цели и задачи:
Образовательные
Закрепить:
• правильное произношение звуков Ш, Ж;
Публикация «Итоговое комплексное логопедическое занятие „Путешествие в страну Грамматику, Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
• умение давать характеристику звукам;
• умение различать звуки Ш-Ж в словах;
• придумывать слова с заданным звуком;
• умение определять позицию звука в слове;
• выполнять звуковой анализ слов (ШАР, ЖУКИ)
• подбирать обобщающее слово, классифицировать;
• подбирать слова - признаки к предмету;
• придумывать предложения по картине с заданным предлогом НА (В, ПОД)
Коррекционно-развивающие
развивать:
• фонематическое восприятие и фонематические представления
• артикуляционную и мелкую моторику
• координацию, согласование слова с движением
• просодическую сторону речи
Воспитательные
воспитывать:
• умение слушать других детей и педагога
• умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь
• активность, коммуникабельность
• вежливого обращения с окружающими; формулы словесной вежливости
Оборудование: компьютер и компьютерная игра «Учимся говорить правильно», дидактическая кукла - обезьянка Фифа, мяч, цветные напольные подушки, наборы для звукового анализа, настольно-печатная игра «Четвёртый лишний», сюжетная картина «Игры детей летом», прищепки для самомассажа
Ход:
1 Орг. момент
Логопед (с дидактической куклой «Фифой» и разноцветными подушечками) приглашает детей в путешествие в страну Грамматику:
- Сядет на Волшебную подушечку тот, чьё имя начинается со звука …
2 игра «Добавляй-ка»:
ша-ша – наша Маша (хороша)
шу-шу – я письмо (пишу)
ши-ши – Миша с Машей… (малыши)
Жа-жа – есть ежата у (ежа)
Жу-жу – как-то уж пришел к (ежу)
Жи-жи – мне ежаток (покажи)
- Какие звуки чаще всего встречались в этих чистоговорках?
- Это одинаковые звуки или разные?
- Дайте характеристику звуку Ш (Ж)
3 игра «Не ошибись» (электронная, правильность ответа проверяется с помощью загорающейся лампочки) – Назовите картинку. Какой звук, Ш или Ж в ней слышится. В какм месте в слове спрятался этот звук
4 игра «Придумай словечко со звуком Ш (Ж)»
(за каждое слово получают жетон из сундучка Лесовичка)
5 Компьютерная «Учимся говорить правильно»:
упражнение «Собери корзинки» - Назовите картинки. Соберите в 1 корзинку картинки со звуком Ш, а во вторую- со звуком Ж
Физминутка «Котёнок»
Пальчиковая игра (с элементами самомассажа)
6 Звуковой анализ слов ШАР, ЖУКИ
7 игра «Четвёртый лишний»
(дети выбирают карту, определяют лишнюю картинку, объясняют свой выбор)
8 Компьютерная «Учимся говорить правильно»:
Упражнение «Подбери признак» (к данным словам – признакам подбирают картинку)
- Какие слова подобрали к слову «лиса»? (рыжая, пушистая, хитрая)и т. д.
9 игра «Придумай предложение»
с предлогом НА (В) по картине «Игры детей летом»
10 Итог. Оценка деятельности детей
Самоанализ логопедического занятия
Место занятия в системе занятий
Занятие итоговое на конец учебного года, по форме – фронтальное, комплексное.
Выбор данной формы занятия позволил объединить разные виды логопедических занятий, проводимых с детьми в течение года: по звукопроизношению, по развитию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи.
Обоснование поставленных целей
К занятию поставлены образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи, соответствующие программным требованиям с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей данной группы
Характеристика группы детей (кол-во детей, возраст, речевые заключения)
Принципы построения занятия
Занятие построено с учетом личностно-ориентированного подхода к детям. В ходе занятия были реализованы следующие принципы:
• Природосообразности (учитывалась природа каждого ребёнка, создавалась ситуация успеха и возможность реализовать свои инд. качества)
• Дифференцированного подхода (все задания носили диф. характер, к детям с более высокими речевыми возможностями предъявлялись более высокие требования и задания большей сложности)
• Принцип проблемности (педагогом не давалось готовое решение того или иного задания, на каждом этапе занятия логопедом создавалась минипроблема, которую дети решали сами или с помощью педагога)
• Открытости и гибкости (содержание занятия корректировалось в зависимости от реальных условий, в частности, физминутку «Котёнок пришлось провести раньше, а также ввести ещё одну физминутку «Весёлые человечки», для избегания переутомления и увеличения двигательной активности детей)
• Гуманизации (понимание, признание, принятие ребёнка как личности)
• Взаимодействия (партнёрские взаимоотношения с детьми в ходе занятия)
• Опора на личный опыт (учитывалась индивидуальная компетенция детей, давалась детям возможность объяснять друг другу непонятные слова, выражения)
а также коррекционных принципов:
• Учёт структуры речевого дефекта (детям с более сложным речевым дефектом задания дифференцировались, индивидуализировались требования к ответам детей, учитывался этап роботы над звукопроизношением у каждого ребёнка)
• Поэтапности (занятие построено с соблюдением этапности; смена заданий от простого к сложному: выделение звука, различение сходных по звучанию, определение позиции в слове, умение придумывать слова с заданным звуком, работа по подбору и согласованию слов в словосочетании, работа над предложениями с предлогами)
• Использование обходного пути (привлечение различных анализаторов, опора на наиболее развитые способности, так ребёнку с алалией, любящему пересчитывать предметы и называть буквы, предлагалось посчитать картинки или жетоны, тем самым вызывая в нем уверенность и интерес)
• Формирование и коррекция речевых навыков в условиях естественного речевого общения (создавалась ситуация свободного общения, диалога, взаимопомощи при ответах, поощрение рассуждений или творческих высказываний)
• Принцип комплексности (на занятии взяты задания из разных разделов программы и объединены общей задачей; речевые дефекты рассматриваются не отдельно, а комплексно)
Мотивировка выбора методов, соответствие их целям и содержанию
На занятии использованы методы, которые помогли реализовать поставленные задачи:
• Наглядные (картинки предметные и сюжетная картина, электронная игра, компьютерная игра, раздаточный материал для анализа)
• словесные (игры на развитие фонематического слуха «Придумай словечко»)
• практические методы обучения (выкладывали схемы слов, используя индивидуальные наборы для звукового анализа; отбирали лишнюю картинку в игре «Четвёртый лишний»)
Все выбранные методы помогли реализации поставленных задач. На занятии обеспечена максимальная двигательная активность детей за счет постоянной смены видов деятельности, пространственной позиции при выполнении заданий (стоя, сидя на ковре, сидя на стульях у компьютера, сидя за столами, играя в подвижную игру, что помогло предотвратить перегрузку детей. Дети были активны, заинтересованы в ходе всего занятия, показали хорошие знания и умения, полученные в течение года на логопедических занятиях.