МААМ-картинки

Итоговое занятие по краеведению «Тайны деревянной ложки» (подготовительная группа)

Карина Фокина
Итоговое занятие по краеведению «Тайны деревянной ложки» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной к школе группе. Тема: «Тайны деревянной ложки»

Цель: Прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

Публикация «Итоговое занятие по краеведению „Тайны деревянной ложки“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

1. Познакомить детей с историей русской ложки, расширять представления детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте, упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами.

2. Расширить кругозор детей об укладе, быте и традициях русского народа, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа

3. Продолжать работу по сплочению коллектива детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.

4. Развитие творческих способностей детей и познавательной активности.

5. Воспитание интереса к изучению истории русского народа, любви и уважения к русскому народному творчеству, традициям русского народа.

Подготовительная работа : рассматривание альбома «Ремесла наших предков», рассматривание разных видов ложек на иллюстрациях, разучивание пословиц, игра на ложках.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Праздник деревянной ложки», Атрибуты: банка варенья, «волшебный платок», миска, деревянные ложки по количеству детей, бубенцы. Большая расписная ложка. Для игры – 4 деревянных яичка, 4 ложки, 2 корзинки; ложка, запелёнатая в лоскуток ткани; иллюстрации разных видов ложек, народные костюмы для детей (для мальчика и девочки по одному)

Воспитатель: Ребята, я сегодня вам приготовила сюрприз! Давайте посмотрим, что же там внутри? Вынимает из корзинки банку варенья. Варенье! Вкусное, ароматное, давайте будем угощаться!

Дети: А как кушать? Ложек-то нет!

Воспитатель: Ах, и правда, Хозяюшка забыла приготовить ложки. Мы ведь не сможем есть без них варенье! Как же быть? Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись! Правда? Почему вы так думаете? Я думаю, что неспроста Хозяюшка про ложки забыла, а для того, чтобы мы узнали, когда появилась ложка на Руси и каким ложками люди ели в давние времена. Отправляемся в путь! Где наш волшебный платок из бабушкиного сундука? Он опять нам поможет перенестись на много-много лет назад. Возьмите платок за края.

Глазки вы сейчас закроете

И тихонечко постойте

Платком ярким мы махнем

И все в сказку попадем

В хороводе покружились,

Где сейчас мы очутились?

Воспитатель обращает внимание детей на русскую избу. На столе лежат деревянные ложки. Воспитатель предлагает детям сесть на скамейки вокруг длинного стола.

Презентация «История деревянной ложки»

Воспитатель: Давным-давно у людей не было ложек, и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они часто ломались, крошились. Люди решили делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Прошло еще много лет, и человек сделал деревянную ложку, она получалась легкая, удобная, не нагревалась от горячей пищи и стоила совсем недорого! И ложки стали появляться в каждой семье. Богатые люди на Руси – бояре и князья за стол садились с серебряными ложками, эти ложки были очень дорогими, очень долго служили, а у деревянной ложки стачивались быстро края, потому что ими задевали о дно посуды В богатых семьях ложки украшали драгоценными камнями, резьбой, а бедные люди ели самой простой ложкой.

Воспитатель ставит на стол большую миску и раздает детям ложки, сопровождает свой рассказ показом.

Воспитатель: Ложками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на Руси не было до очень позднего времени. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски.

-У людей на Руси ложка всегда была при них, ее носили за поясом или голенищем сапога. В гости без собственной ложки не ходили, хозяин никогда не давал гостю ложку, а ждал, когда тот свою достанет. Даже царь, когда обедал в гостях, слуге приказывал с собой брать царскую ложку. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам" или «О ложке не проси, всегда с собой её носи». Давайте и мы попробуем поносить ложку за поясом! Дети выполняют.

- А теперь я вам вот такую ложку покажу- она завернута в лоскуток, как малыш в пеленку. Зачем была нужна такая ложка? Как вы думаете? Ответы детей.

Такую ложечку делала мама для своего маленького ребенка, когда он плохо кушал или плохо засыпал. Ложка превращалась в игрушку, чтобы дать маме возможность заняться домашними делами. Игральная ложка делалась на скорую руку и в любой момент могла вернуться на стол. Дети постарше тоже играли с ложками. Хотите, и мы с вами поиграем! На самый великий, светлый праздник Пасхи среди детей устраивались игры-забавы с яйцами и ложками : “Пронеси воду в ложке”. “Пронеси яйцо в ложке”. Мы сейчас тоже с вами поиграем в игру “Пронеси – не урони”

Дети делятся на 2 команды, по сигналу бегут и проносят в ложке деревянное яичко, стараясь его не уронить по пути.

Воспитатель: Молодцы! А теперь присаживайтесь, да меня дальше слушайте!

А как вы думаете, как же ложки вырезали из дерева? Пилой пилили? Ножом строгали? Сколько ложек получалось из одного полена?

Презентация «История деревянной ложки» продолжение

Делали ложки из разных пород деревьев. Сначала раскалывали чурбан на баклуши (чурки) и обтесывали баклуши вчерне – эту работу доверяли детям, а заключительные - скобление готовой ложки ножом, ошкуривание и полировку - женщинам. Отсюда пошло выражение "бить баклуши", которое сначала значило: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время.

Воспитатель: А что же дальше? Не знаете? А что было дальше нам Иван да Марья расскажут!

Выходят два ребенка в русских народных костюмах-мальчик и девочка.

Мальчик Иван: Давным-давно, в глухой деревушке, жил-был парень Иван – деревянных дел мастер. Бывало, заготовит он древесины из разных пород деревьев : из берёзы, осины, липы. Возьмё т в руки инструменты: топор, нож, резаки разные и давай мастерить. Умелые руки Ивана то лавочку, то саночки, то кадку сладят. А вот из остатков дерева резал мастер ложки. А замечательные ложечки выходили: большие и маленькие, лёгкие и тяжёлые. Были они беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Всем хороши ложки, да вот только сам мастер смотрел на них и вздыхал. Сделает ложку, все неровности, шероховатости снимет, да и уберёт с глаз долой, на полку – пылиться. Долго лежали, скучали ложечки.

Девочка Марья: Но как- то раз заглянула на чаёк к Ивану Марья – девица Мастерица. А Марья очень рисовать любила. Увидала Марья, что у мастера на полках ложек видимо – невидимо. Позабыты они, позаброшены, лежат, скучают, от пыли, да от времени темнеют. Пожалела девица ложки. Украсила их узорами разными. Все ложки у Ивана преобразились, одна другой краше. Любо – дорого взглянуть, в руки взять.

Воспитатель (с лукошком в руке) Быстро разлетелась по округе молва о ложках деревянных – расписных. Понаехало народу со всех сторон, и купили у Мастера и Мастерицы все ложки. И до сих пор они вместе ложки деревянные расписные мастерят, дружно живут и нас с вами в гости ждут!

А ведь всякая ложка на Руси имела свое назначение и название: простая широкая ложка средней величины называлась «межеумок». Бурлацкая ложка звалась «бутырка», была такой же широкой, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды, как своеобразный знак отличия. Ложка «баская» была долговатой и тупоносой, «полубаская» - немного покруглее. Слово «баский» означало: красивый, красный, видный. «Носатой» называли всякую остроносую ложку. Про нее была поговорка: "Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!"

А как вы думаете, как называлась профессия человека изготовлявшего ложки? Таких мастеров называли «ложкари».

Ведущий: У меня есть большая деревянная ложка, она волшебная - кто её возьмёт, должен будет рассказать пословицу про ложку.

Дети, передавая ложку друг другу, рассказывают пословицы.

Пословицы:

1. Без ложки и добрый едок станет.

2. Бочка мёду, ложка дёгтю - всё испортит.

3. Всей удали у него - что за ложкой потеть.

4. Голова с пивной котёл, а ума ни ложки.

5. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

6. Один с сошкой, семеро с ложкой.

7. Ложка не крошка, рот не поцарапает.

8. Ложку не донес, а рот открываешь.

9. Что положишь в котел, то попадет в ложку.

10. Нечего хлебать, так дай ложке полежать.

11. Красна ложка едоком, а лошадь ездоком.

12. Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.

13. Всей удали у него - что за ложкой потеть.

Воспитатель: А еще деревянные ложки можно использовать как превосходный музыкальный инструмент, при соприкосновении они издают удивительно гармоничный, красивый, чистый звук. А музыкантов, играющих на ложках, называют «ложечники». Иногда вдоль рукоятки исполнители навешивают на ложки бубенцы, украшающие цокающий перестук дополнительным звоном. Давайте и мы с вами превратимся в веселых ложечников!

Воспитатель раздает детям ложки и бубенцы. Под фонограмму «Ах, вы, сени, мои сени» дети подыгрывают на ложках и бубенцах.

Воспитатель: Как много интересного и забавного узнали мы здесь про нашу привычную всем ложку. Ну и напоследок напутствие от предков: "Живите на красную ложку!" Чтобы в семье был праздник каждый день. А теперь нам пора домой возвращаться! Беритесь все за волшебный платок!

Глазки вы сейчас закроете

И тихонечко постоите.

Платком ярким мы махнем

В детский сад попадем.

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Праздник деревянной ложки»Сценарий праздника «Праздник деревянной ложки» ель:Создать условия для расширения знаний детей о народном фольклоре через знакомство с деревянной ложкой. Задачи: Образовательные задачи:.

Итоговое комплексное занятие по краеведению (старшая, подготовительная группы) «Путешествие по островкам» Тема: «Путешествие по островкам» Задачи: Учить детей действовать по обстановке; активизировать запас слов: камбала,навага,килька,кок.

Итоговое логопедическое подгрупповое занятие «Профессии» (подготовительная к школе группа) Итоговое логопедическое подгрупповое занятие «Профессии» (подготовительная к школе группа) автор: Ситдикова Д. З. Лексическая тема: «Профессии».

Итоговое занятие по ФЭМП «Космические приключения» (Старшая группа)Итоговое занятие по ФЭМП «Космические приключения» (Старшая группа) Итоговое занятие по ФЭМП «Космические приключения» (Старшая группа) Цель: Обобщить полученные знания по математическому развитию за учебный.

Итоговое занятие «Поиграем с клоуном» (младшая группа) Итоговое занятие на тему: «Поиграем с клоуном» Вос-ль: Дмитриева Антонина Анатольевна 1к. к. Группа: младшая Задачи: Образовательные: Закрепить.

Итоговое занятие «В поисках клада» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности.

Мастер-класс по изготовлению новогодней ёлки из деревянной заготовки (старшая группа)Мастер-класс по изготовлению новогодней ёлки из деревянной заготовки (старшая группа) Не для кого не секрет, что предновогодняя суета и изготовление поделок с детьми, дарят всем предпраздничное настроение и положительные эмоции.

Мини-музей деревянной игрушки (вторая младшая группа)Мини-музей деревянной игрушки (вторая младшая группа) Знакомство детей с искусством должно начинаться как можно раньше, а именно, с дошкольного детства. Не случайно эстетическое воспитание.

Проект «Тайны растительного мира» (подготовительная к школе группа)Проект «Тайны растительного мира» (подготовительная к школе группа) муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» Предгорного муниципального района Ставропольского края.

Занятие «Не боимся мы простуды» (подготовительная группа) Занятие (подготовительная группа) Тема: «Не боимся мы простуды» Цель: Закрепить и обобщить знания детей профилактике и способах лечения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Итоговое занятие по краеведению «Тайны деревянной ложки» (подготовительная группа)
Опубликовано: 21 марта 2019 в 09:59
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Итоговое занятие по краеведению «Тайны деревянной ложки» (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Карина Фокина (УИ 40711) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД