Татьяна Храмова
Итоговое занятие по окружающему миру
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие по окружающему миру
Удивительные свойства воздуха
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
3. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
4. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Публикация «Итоговое занятие по окружающему миру» размещена в разделах
5. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Материал: целлофановые пакеты, трубочки для коктейля, стакан с водой, крышка из под фломастера, шарик надувной, апельсин, лук, чеснок, кусок резины, резиновая игрушка, киндеры, таз с водой, лист бумаги на каждого ребенка и краски, резинка бельевая, зажимы, карточки - схемы.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Воспитатель: А сейчас встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: А теперь присаживайтесь. (Дети садятся на ковер)
Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
Воспитатель: Правильно! А что необходимо, для жизни человеку, растениям и животным? (пища, вода, воздух)
Воспитатель: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
Воспитатель: Вы знаете, сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут). Давайте проверим.
Игра «Ныряльщики»
-Предлагаю поиграть в игру «Ныряльщики»
Вдох, присели и не дышим, нырнули.
Кому воздуха не хватает, встает и выныривает.
-Легко было без воздуха? (трудно, тяжело)
- Без воздуха можем долго находиться?
-Да, ребята, воздух нам очень нужен. Без него нет жизни на земле.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория).
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (Дети садятся)
Воспитатель: Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
Воспитатель: Итак, начнем наши опыты:
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть ли сейчас около нас воздух? Как это можно проверить? Можно поймать воздух, как? Подумайте. (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Воспитатель: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, мы приоткроем пакет и тихонечко будем выпускать воздух. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Наши открытия мы будем отмечать с помощью карточек с символами, чтобы мы не забыли про них. Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («Перечеркнутое цветное пятно и перечеркнутый глаз»)
Воспитатель: А вы как думаете, в нас есть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «В человеке есть воздух»
Воспитатель: Давайте проверим, возьмите трубочку, опустите один конец в воду, а в другой подуйте.
Воспитатель: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем носом новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали, что в человеке есть воздух. (Вешаем карточку с изображением человека)
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
Воспитатель: Возьмите по крышечке из под фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А сейчас давайте пройдем на ковер.
Воспитатель: Посмотрите у меня есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли крышки из под фломастера и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
А еще когда можно услышать воздух в природе? Когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
(Прикрепляем карточку с ухом)
Предлагаю сделать физкультминутку:
Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два – три нагнулись, пол достали
А четыре – прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть запах у воздуха? Какой? (ответы детей) Давайте пройдем к нашим столам.
Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. А где еще мы можем почувствовать запахи? Какие запахи нравятся вам? (ответы детей)
Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, чеснок). Только не подглядывать. Отвечать когда спрошу. Вы замечательно справились. Молодцы.
Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. (Вешаем карточку зачеркнутого носа)
Эксперимент № 5 «Воздух легче воды»
Воспитатель: Как вы думаете, воздух легче или тяжелее воды? Это мы сейчас проверим.
Воспитатель: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины, киндеры.
Воспитатель: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она плавает. Ребята хотите, покажу фокус? У меня два киндера, я их опускаю в воду. Почему один тонет, а другой нет? (в одном из киндеров заранее налита вода).
Что внутри игрушки? (воздух и вода)
Вывод: Внутри киндера и игрушки есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды. (Прикрепляем карточку киндера на воде)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня воздух ловили, выдували, слушали, нюхали, говорили, что человек без воздуха не может жить, а как вы думаете, воздух относится к живой или неживой природе?
Дидактическая игра «Живая и неживая природа» (на столе разложены картинки живой и неживой природы рубашкой вниз, дети подходят, берут по одной картинке и вешают на стенд, где весят обозначения. Зеленый квадрат - это живая природа, красный квадрат - это неживая природа.)
Воспитатель: Посмотрите все картинки расположены правильно?
Важно беречь нашу природу, охранять, не загрязнять, и живую и неживую. Как мы с вами можем беречь природу? (ответы детей) Ребята, представьте себе, если бы не было воздуха, что - бы произошло?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
Воспитатель: Хотите попробовать?
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( Показать технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. Давайте с помощью наших карточек-подсказок расскажем про секреты воздуха, которые мы с вами узнали. (Обобщение знаний по карточкам) Воспитатель: Где мы с вами сегодня были? Чем там занимались? Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
Молодцы, ребята.