Светлана Радионова
Итоговое занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе
Программное содержание: закрепить
- умения сравнивать предметы, выделять существенные признаки, подбирать синонимы;
- умения классифицировать предметы по общим признакам; делить слова на слоги,
- закрепить правильное произношение звука [Ж] в чистоговорке;
Публикация «Итоговое занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- прививать интерес к русскому народному фольклору.
Оборудование: репродукция картины Васнецова «Алёнушка», открытки животных, клетки для животных; корзина с овощами, ребус, набор букв, избушка бабы Яги, пеньки, Том и Тим.
Ход занятия.
Восп. – Сегодня у нас необыкновенное занятие. У нас много гостей, а главное, сегодня к нам обещали прийти наши друзья Том и Тим с угощениями. Поэтому мы должны работать быстро, четко, чтобы показать чему мы научились в течение года.
- Давайте вспомним, какие пословицы о грамоте, об ученье мы знаем.
Ученье свет, а неученье тьма.
Красна птица опереньем, а человек ученьем.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Азбука к мудрости ступенька.
Без букв и грамматики не будет и математики.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
- Так зачем же нужно учиться? (ответы детей)
- Вспомним, на какие две большие группы делятся буквы? (гласные и согласные)
- Какие бывают предложения по количеству слов? (длинные и короткие)
- Приведите примеры длинных и коротких предложений по репродукции картины Васнецова «Аленушка»
- Как называется картина? Кто её написал? На сюжет какой русской народной сказки написана?
Влетает Баба Яга
Баба Яга: - Ага, собрались, занимаетесь, значит, а я вот ваших-то друзей Тима и Тома, которые шли к вам с угощениями, заперла и не выпущу, пока вы мне не поможете.
Восп. – Баба Яга, а чем же мы можем тебе помочь? (Баба Яга плачет)
Б. Я. – Кощей Бессмертный не хочет на мне жениться, говорит мне, что стара, глупа, некрасива! (смотрится в зеркальце, видите ли, Василису Премудрую ему подавай. А мне по лесу заданий набросал, говорит, если справлюсь, то может и жениться. А задания-то людские, откуда мне про них знать. Вот он и посоветовал у вас поучиться. И вот, я у вас, но по дороге немного порезвилась. В зоопарк заскочила, двери в клетках все раскрыла, пусть звери-то выбегут, а вы туда придёте, вот потеха будет (смеётся). А Кощей теперь и велит их мне расселить, да ещё как! В первую клетку посадить животных, в названиях один слог; во вторую – в названиях которых два слога, а в третью клетку посадить животных, в названиях которых три слога. А что это за слоги я не знаю, помогите!
Восп. – Ну что ж, ребята, давайте поможем, друзей-то надо выручать.
Д/игра «Зоопарк»
Восп. – А теперь Баба Яга пошли в твой лес.
Б. Я. – Пошли, пошли милые.
(Дети идут, а по пути деревья: ель, сосна, дуб, берёза)
- Баба Яга, а что это за деревья в лесу растут?
Б. Я. – Да откуда мне знать, растут да и растут, тысячу лет уже растут.
- А вы, ребята знаете, какие бывают деревья? (Хвойные и лиственные)
- Приведите пример.
- Посмотрите, что за птица сидит на дереве?
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист,
Здорово дрозд, приятель
и ставит подпись (дятел)
Б. Я. – Так вот, кто мне спать не даёт и стучит, и стучит.
Восп. – Баба Яга, да ведь он не просто стучит, он ведь лес твой лечит. Давайте ребята, расскажем Бабе Яге о дятле (рассказы детей и воспитателя о дятлах).
Б. Я. – А я и не знала, что он такой молодец, теперь подкармливать его буду.
- Послушайте слова дятла. Д/И «Телеграфист»
- Оправляемся дальше по тропинке.
Это что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц)
Д/и «Где бывал зайка?»
Б. Я. – Вот-вот, вам игра, а мне велено узнать, где он побывал, а попробуй, отгадай, ведь где он только за день не бывает. Да еще близнеца его назови (плачет)
Восп. – Да это же просто Баба Яга, мы сейчас заглянем к нему в корзинку и узнаем, откуда он бежит, а заодно ещё раз поучим тебя делить слова на слоги (в корзине лук, капуста, свёкла, морковь, картофель). Как это можно назвать одним словом? (овощи)
- Какой овощ сорвал по ошибке? (лук)
- Давайте составим предложение о том, где побывал Зайка.
- Зайка побывал на огроде. Составьте схему предложения. С какой буквы начинаем предложение? (с большой) Что поставим в конце? (точку)
[___ ___ ___.
- Сколько слов в предложении? Назовите первое; второе; третье; четвертое слово.
- А как ещё по-другому можно заменить слово зайка? (косой, серенький, длинноухий, трусишка, хвастунишка)
- Вот видишь, Баба Яга, и здесь мы разобрались.
Б. Я. – А братец-то, близнец?
Восп. – Кто же, дети, у зайца братец близнец? (кролик)
(Рассказы детей о зайцах и кроликах)
- Что-то долго мы идём Баба-Яга к твоей избушке, пора отдохнуть.
Физминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем, руки сложили назад.
- Баба Яга, где же твоя избушка?
Б. Я. – За лесами, за морями.
- И, правда, море.
(Читают стихи дети)
1. Я люблю этот ветер,
Пропитанный запахом соли,
Плодородные степи
И ширь бирюзовых морей
Чаек утренних крик
И родимых просторов приволье
Океанские штормы,
Что волны взлетают до рей.
2. Я люблю, когда солнце
Над синью морской золотится
И у берега тихо
И робко звенят тростники
Высоко над водой машут крыльями птицы
И с веселою песней
На ловлю спешат рыбаки… (Б. Глушаков)
Восп. – Рыбаки спешат на ловлю. Скажите, ребята, в море водятся, только ли рыбы?
А каких морских животных знаете? Почему они животные? (Живородящие, живут в воде, дышат легкими)
- Что знаете о китах? (ответы детей). Показ картинки.
- Что же здесь случилось? (Китёнка выбросило на берег, а что бы ему помочь нужно разгадать ребус и сказать какими звуками различаются эти слова).
Ребус: КИТ – КОТ
- Вьётся тропка в тёмной чаще
Под листвою шелестящей
Скрыта от взора человека
Стоит избушка эта.
- А что это у тебя, Баба Яга, на крыльце рассыпалось?
Б. Я. – Да, это Кощей Бессмертный карточки какие-то дал, чтобы я их по домам разослала, а где их дома, откуда мне знать.
Восп. – Да это же наши буквы! Не беда, сейчас мы в живые буквы превратимся и по домам сами разбежимся. Д/и «Буквы по домам»
- А почему мы их так расселили, расскажем стихи.
1. Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
2. А согласные, согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь,
Ссс…- змеиный слышен свист,
Шшш…- шуршит опавший лист,
Жжж…- шмели в саду жужжат,
Ррр…- моторы тарахтят. (В. Берестов)
Восп. – Вот видишь, Баба Яга, буквы бывают гласные и согласные, поэтому они и разбежались в разные домики.
- Ой, кто это?
Я, Мишка косолапый, весёлый и лохматый.
В лесу спокойно жил, с лисичкою дружил
Пришёл Кощей однажды и всех нас погубил
Вы, ребята помогите, быстрее чистоговорку повторите
И от сна меня спасите:
Жи-жи-жи –
Что ты делаешь, скажи?
Жу-жу-жу –
Кощей спит, а я сижу
Жи-жи-жи –
Для чего сидишь, скажи?
Жу-жу-жу –
Сон Кощея сторожу.
- Ну что, Баба Яга, выпускаешь наших друзей?
Б. Я. – Выпускаю, выпускаю. (Появляются Тим и Том)
- А какие они могли нести угощенья, если Тим, друг мягких согласных? (мягкие)
Том – друг твёрдых согласных? (твёрдые)
- Встаньте друзья Тима (в чьих именах есть мягкие согласные)
Друзья Тома (в чьих именах есть твёрдые согласные)
- Ну что ж, верно, молодцы!
- Баба Яга, ты поняла, чему и как мы учимся на занятиях в детском садике?
Б. Я. – Понять-то поняла, да вот всему-то сразу не научилась. Можно я к вам ещё приду?
Восп. – А сейчас мы прощаемся с Бабой Ягой и гостями. До новых встреч в школе!