Ольга Пиякина
«Путешествие осеннего листочка». Итоговое занятие по теме «Осень» (2 младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обобщить представления детей по теме «Осень».
Задачи:
способствовать установлению причинно – следственных связей между изменениями в природе и изменениями в жизни животных;
закрепить знания об овощах и фруктах;
формировать эмоциональную отзывчивость на персонаж Осень;
способствовать развитию инициативы и самостоятельности в общении со взрослыми и детьми;
помочь детым преодолеть неуверенность, скованность, зажатость;
продолжать прививать детям любовь к природе, применяя имеющиеся знания.
Средства:
Публикация «„Путешествие осеннего листочка“, Итоговое занятие по теме „Осень“ (2 младшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
1) берёзовый жёлтый листок, привязанный ниточкой к указке;
2) макет берёзки;
3) костюм Осени;
4) осенние листочки, вырезанные из картона (для ходьбы по ним);
5) листочки, вырезанные из картона на каждого ребёнка (берёзовые, кленовые, дубовые);
6) охапка осенних листьев;
7) игрушка - ёжик;
8) поднос с натуральными овощами и фруктами (морковь, картофель, лук, капуста, яблоко, груша).
Способы:
1) мотивация (появление листочка);
2) Песня «Эхо»;
3) музыкальная игра "Солнышко и дождик";
4) сюрпризный момент – появление персонажа Осень;
5) д/и "Такой листок - лети ко мне";
6) сюрпризный момент – появление игрушки - ежа;
7) физминутки;
8) д/и "Отгадай загадку, получи отгадку";
9) беседа о пользе овощей и фруктов;
10) рефлексия.
Предварительная работа:
-наблюдение за сезонными изменениями в природе;
- чтение стихотворений И. Бунин «Листопад», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»; рисование осенних листочков;
-д/и «С какого дерева лист», «Во саду ли во городе»;
-п/и «Солнышко и дождик»;
- разучивание песни «Эхо»;
-индивидуальная работа: панно «Огород», «Фруктовое дерево» (на пуговицах).
Индивидуальная работа:
проговаривать слова в играх (ф. и. детей);
соотносить движения со словами в играх (ф. и. детей);
закреплять в речи названия листочков и в умении их различать: берёзовые, кленовые, дубовые листочки (ф. и. детей).
Словарная работа:
осенние листья, берёзовый лист, кленовый лист, дубовый лист,
дикие животные.
Ход НОД
У педагога в руках берёзовый жёлтый листок, привязанный ниточкой к указке.
Листок : Здравствуйте, ребята! Я - осенний листочек, меня задул к вам озорной ветерок. Попробуйте догнать меня.
Дети догоняют листок. Воспитатель подводит их к макету берёзки.
Воспитатель: Посмотрите, листочек прилетел к дереву. Кто из вас знает, как оно называется?
Ответы детей.
Листок : Это моё дерево, моя берёзка.
Воспитатель: Ребята, почему листочек называет берёзку своим деревом?
Рассуждения воспитанников. Педагог обобщает ответы детей: листочек с берёзы, листочек берёзовый.
Воспитатель: Ребята, а почему, листочки на берёзе желтые, а не зелёные?
Ответы детей (наступила осень).
Воспитатель: Верно, потому что осень - пора жёлтых листьев. Полюбуйтесь, в какой наряд одела берёзку золотая осень.
Воспитатель: На смену осени придёт зима, она снимет с берёзы золотой наряд и укроет её. (снегом).
Песня «Эхо»
Воспитатель: Наступила осень.
Воспитанники: Осень, осень.
Воспитатель: Клён листочки сбросил.
Воспитанники: Сбросил, сбросил.
Воспитатель: Заблестели лужи.
Воспитанники: Лужи, лужи.
Воспитатель: Дождик вам не нужен?
Воспитанники: Нужен.
Воспитатель: значит, давайте поиграем в игру
"Солнышко и дождик".
Воспитатель:
Дождик, дождик, подожди,
Из воды плести дожди,
Туча солнце не бодай,
Голубое небо дай!
(Звучит мелодичная музыка, входит Осень).
Воспитатель:
Глядите, Осень к нам идёт,
В ярком сарафане
За собой она ведёт
Белые туманы,
И дожди холодные,
И ветра сквозные,
И деньки короткие,
Тихие такие,
Солнышко неяркое,
Небо голубое…
Встрече с милой Осенью
Рады мы с тобою?
Дети. Да!
Осень : Здравствуйте, мои друзья,
Очень рада встрече я.
По полям, лесам гуляла,
Вас, детишки, поджидала.
По листочкам мы пойдём,
В лес осенний мы придём.
(Дети вслед за Осенью идут по осенним листочкам, приходят в осенний лес.)
Осень :
Все листочки разные
Жёлтые да красные,
Вот осиновый, дубовый,
Вот берёзовый, кленовый…
Все листочки хороши!
Смелей берите малыши!
(Дети берут по листочку и Осень проводит с ними игру
"Такой листок - лети ко мне".
Цель: упражнять в сличении листьев по сходству.
Одновременно проводится индивидуальная работа: как называется твой листок? с какого он дерева)
Осень : Ребятки, послушайте, как в лесу тихо. Птичек не слышно. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель (прислушивается) : Кто там под листочками шуршит, фыркает и пыхтит?
Осень : Отгадайте загадку: "Сердитый, колючий, не трогай его лучше". Кто это?
Ответы детей.
Воспитатель: В траве живёт колючий ёж,
Щетинится и ёжится.
- Ну, покажись, дружок,
Не прячь свою смешную рожицу!
Осень : Ёжик сворачивается в клубок, когда почувствует опасность.
Прячет мордочку, живот и лапки.
Превращается в колючий мяч.
Попробуй подступись к нему.
Воспитатель: Ёжик, мы тоже умеем сворачиваться в клубок.
Давайте, дети, покажем.
Физминутка:
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся -
Ёжик сладко потянулся.
(Дети сначала садятся на корточки, группируются, потом потягиваются, выпрямляясь.)
Воспитатель: Ребята, ежи - дикие или домашние животные?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем пи таются ежи?
Ответы детей.
Осень : Правильно говорите, ребята. Ежи питаются мышами, червями.
А когда наступает осень, ежи прячутся под листьями, травой - и засыпают крепким сном до весны. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Осень : Ежи - дикие животные, им хорошо только в природе, поэтому их нельзя брать домой. Положим ежа снова под листья, пусть спит.
А нам с вами пора идти дальше.
(Дети бегут за листочком).
Листок : Я летел, летел, в огород я прилетел.
Воспитатель: Осень, осень золотая, наша гостья дорогая,
Хорошо, что ты пришла, Что нам осень принесла?
Осень : Вы загадки отгадайте и отгадки получайте.
Загадки:
1. Расту в земле на грядке,
Красная, длинная, сладкая.
2. Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький.
3. И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покапай немножко, под кустом.
4. Листья собраны в кочан
В огороде у сельчан.
Без неё во щах не густо.
Как зовут её?
5. Само оно с кулачок, имеет бочок.
Дотронешься - гладко, а откусишь - сладко.
5. Этот фрукт как неваляшка,
Одет в жёлтую рубашку.
Осень : Ребята, а можно ли есть овощи и фрукты прямо с огорода или из магазина? Почему?
Ответы детей.
Осень : Ветерок живёт без горя
За далёким синим морем.
К нам, ребята, прибежал,
Все деревья раскачал!
Воспитатель: Сейчас ребятки наши станут деревцами,
Поднимут ручки - ветки вверх и ими покачают!
Ветер качает деревца, срывает с них последние листочки.
Подхватил ветерок наш берёзовый листок,
Покружил его, покружил и уложил на землю, -
Так закончилось путешествие осеннего листочка.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что больше всего вам понравилось?
Ответы детей.
Осень : Мне приятно это слышать.
Очень хорошо мне было, всех ребят я полюбила,
Но прощаться нам пора, ждут меня ещё дела! (уходит)
Литература.
1. Бодраченко И. В. Игровые досуги для детей. М., Сфера, 2009г.
2. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М., Мозаика- Синтез, 2010г.
4. Порхунова В. В. Планирование эколого-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
5. Ермолаев С. Д. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах.