Елена Мудрецова
Итоговое занятие в подготовительной группе «Путешествие по островам знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных в течение года.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять знания о цифрах, числовом отрезке, составе числа из двух меньших чисел, прямой и обратный счет в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счете; 2. Закреплять умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание; 3. Узнавать геометрические фигуры, выделять лишнюю фигуру по общим признакам и различиям; 4. Закреплять знания о буквах и звуках, умение определять на слух мягкость и твердость звука, делить слова на слоги, составлять предложения по схеме и опорным словам, определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное; 5. Уметь называть противоположные по значению слова (антонимы, подбирать определения к слову; закреплять знания о героях сказок; 6. Закреплять знания детей о видах транспорта; республике, стране, в которой живем.
Публикация «Итоговое занятие в подготовительной группе „Путешествие по островам знаний“» размещена в разделах
Развивающие: 1. Развивать речевую и познавательную активность детей; 2. Создавать условия для развития логического мышления, внимания, сообразительности; 3. Развивать у детей слуховое внимание и восприятие; умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; выполнять различные игровые задания. 4. Развивать умение двигаться в соответствии с видами музыкальных жанров (колыбельная, марш, танцевальная); 5. Обеспечивать двигательную активность детей для повышения умственной работоспособности детей; 6. Развивать в детях положительную оценку, уверенность в себе;
Воспитательные: 1. Воспитывать самостоятельность, активность, интерес к заданиям; 2. Формировать навыки сотрудничества с педагогом и сверстниками; 3. Воспитывать гуманистическую направленность поведения: эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, доброжелательность.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие; социально – коммуникативное развитие.
Предварительная работа: Чтение сказок; дидактические игры: «Назови соседей», «Сосчитай сколько», «Четвертый лишний»; беседы о родной стране, республике; лото «Транспорт».
Методы и приемы: Словесные: Беседа, загадки, вопросы воспитателя к детям, ответы детей, педагогическая оценка. Наглядные: Карточки «Острова», схемы предложений, таблица «Домик», демонстрация картинок. Практические: Упражнения, дидактические игры.
Материалы и оборудование: Магнитофон; аудиозаписи: шум моря, колыбельная, марш, танцевальная, песня К. Ибряева, С. Соснина «По лесенке знаний»; спортивный инвентарь – мяч, дуга, «кочки»; магнитная доска, набор магнитных цифр, математических знаков (+; -; =, букв для составления слова БАБОЧКА, сундучок с сюрпризом. Демонстрационный материал: - таинственное послание ; - карточки с названиями «Островов» ; - картинка с изображением цветов (7) и бабочек (6, бабочка ; – домик с окошками ; – иллюстрации к задачам с изображением птиц и подснежников ; – картинка с изображением геометрических фигур, каждая из которых может быть лишней ; – схемы предложений и модели слов к ним; – сказочный кроссворд. Раздаточный материал: - листок с точками-цифрами (1- 8, при соединении которых получается изображение кораблика; - домик с окошками (состав числа 10 из двух меньших чисел, на каждом этаже написана только одна цифра; - альбомного листа (для самооценки); - цветные карандаши: желтый, голубой, синий, красный; - простой карандаш.
Ход НОД:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня гостей пришло к нам. Давайте поздороваемся с ними. (Здороваются). Молодцы. Ой! А это что ещё такое? (Замечает скрученную в трубочку бумагу). Что за таинственное послание? (разворачивает её). Ребята! Это же самая настоящая карта сокровищ. Она указывает, где находится клад. Но чтобы добраться до него, нам нужно отправиться в путешествие по этим островам. На каждом из них нас ждут задания-испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать. Готовы отправиться в путь? Дети: да.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: Ребята, для путешествия нам нужен транспорт. Какие виды транспорта вы знаете? Дети: Водный, воздушный, наземный. Воспитатель: Назовите водный транспорт (лодка, корабль, пароход, катер и т. д.). Воздушный (самолет, вертолет, ракета). Наземный (автобус, грузовик, мотоцикл и т. д.). Молодцы! Ну а на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, выполнив следующее задание (дети садятся за столы). Возьмите листок и простой карандаш, соедините точки по порядку (дети выполняют задание самостоятельно).
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? Дети: Кораблик.
Воспитатель: И так мы отправляемся в путешествие на корабле. Начинаем отсчёт. (Дети вместе считают в прямом порядке от 1 до 10) Поплыли (Включить шум моря) Воспитатель: А чтобы не скучно было плыть, проведем зарядку для ума: Сколько дней в неделе? Как называется первый день недели? Второй? Пятый? А какой день идет после вторника? Как называются выходные дни? Молодцы! Сколько месяцев в году(12) Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль, весенние (март, апрель, май, летние (июнь, июль, август, осенние (сентябрь, октябрь, ноябрь). Какой месяц год начинает? (январь) А какой заканчивает? (декабрь) В каком месяце вы пойдете в школу? (в сентябре) Всё правильно!
Воспитатель: Я вижу первый остров – МАТЕМАТИЧЕСКИЙ. На этом острове растут прекрасные цветы и порхают бабочки. (воспитатель показывает картину с изображением цветов и бабочек) - Сколько цветов? (7) - Сколько бабочек? (6) - Чего больше? (цветов больше, чем бабочек) - Чего меньше? (бабочек меньше цветов) - На сколько? (на одну) - На все ли цветы сядут бабочки? (нет) - Почему? (потому что одной бабочки не хватает) Воспитатель: Бабочка прилетит тогда, когда вы ответите, какое природное явление напоминает последовательность расположения цветов (радугу). А вот и бабочка. Сколько стало цветов и бабочек? (их стало поровну) Воспитатель: На этом острове в хижине живут индейцы. На хижине – номер. Нам нужно поселить в хижину соседа так, чтобы при сложении чисел получился номер хижины.
Игра «Посели соседа» (состав числа из двух меньших чисел)
Ход игры: Цифра на крыше обозначает количество жильцов на каждом этаже. Ребёнок должен подобрать и поставить цифру на второе окошко. Воспитатель: А теперь весёлые задачки. Давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
1. На ветке сидело 4 птицы. Прилетела еще одна. Сколько стало птичек?
- Какое условие в задаче? - Какой вопрос? - Когда птица прилетела, их стало больше или меньше? (больше). - Какое действие будем выполнять? (прибавлять, складывать) - Какой ответ в задаче? (Всего стало 5 птичек) Ребенок выкладывает решение на доске.
2. На проталине выросло 7 подснежников,3 подснежника сорвали. Сколько подснежников осталось на проталине?
- Какое условие в задаче? - Какой вопрос? - Когда 3 подснежника сорвали их осталось больше или меньше? (меньше) Какое действие будем выполнять? (вычитать, отнимать) Ребенок выкладывает на доске решение задачи. - Какой ответ в задаче? (Осталось 4 подснежника)
А теперь необычные задачи – на внимание.
1. С одного берега на другой собираются переплыть утята и цыплята. Кто первым доплывет до берега? (Утята. Цыплята плавать не умеют)
2. Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько. На дубе яблоки не растут).
Воспитатель: Молодцы, внимательные. (демонстрирует карточку с изображением геометрических фигур)
Воспитатель: Что это? (геометрические фигуры) Каждая из этих фигур может быть лишней. Какая и почему? Ответы детей : - Лишний круг, потому что у него нет углов; - Лишний треугольник, потому что он красный, а остальные фигуры зеленые; - Лишний квадрат, потому что в нем широкие полоски, а в остальных фигурах узкие; - Лишний прямоугольник, потому что в нем полоски нарисованы вертикально, а в остальных горизонтально. Воспитатель: Умнички! А теперь в путь. (Включить шум моря)
Что за чудо островок! На нем домик-теремок! Раньше его здесь не было! ТС-с-с! Да в нем слышна музыка! Ну-ка подойдем поближе, прислушаемся и с помощью движений, покажем, что там происходит. ( звучит музыка: колыбельная, марш, танцевальная; дети «спят», маршируют, танцуют) Воспитатель: Ребята, нам пора дальше в путь. (Включить шум моря)
Воспитатель: Вижу остров – ГРАМОТЕЙКА. Вам нужно ответить на вопросы: - Чем отличается звук от буквы? (Звук слышим, произносим. Букву видим, пишем) - Какие бывают звуки? (гласные, согласные) - Какие звуки называются гласными? (которые тянуться, поются, не имеют преград при произношении) - Какие звуки называются согласными ( которые при произношении встречают преграду: губы, зубы, язык) - Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие) - Какие две буквы не обозначают звука? (мягкий знак и твердый знак) Игровая ситуация «Составим отгадку» Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел- Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) Детям раздаются буквы. На доске составляется слово БАБОЧКА. - Как определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов) - Хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в этом слове. - Сколько слогов в этом слове (три слога) -Назовите первый, второй, третий. (ба – боч – ка) -Какой слог ударный (первый) - Какое слово «спряталось» здесь? (БОЧКА) - Как можно сказать о бабочке? Какая она? (легкая, воздушная, красивая, прекрасная и т. д.) МОЛОДЦЫ! - Ребята, скажите, из чего состоит наша речь? (из предложений) - А предложение состоит из… (слов) – Первое слово в предложении пишется (с большой буквы) - В конце предложения ставится (точка) - Какие ещё знаки вы знаете? (вопросительный, восклицательный) Игра «Собери из слов предложения» Воспитатель: Ребята, слова выпали из предложений и потерялись. Помогите собрать предложения, используя схемы. (Группа детей, используя схемы предложений и модели слов выполняют задания у доски, остальные проверяют их)
Весна!
Журчат ручьи.
Ярко светит солнце.
Вопросы к детям: - Какое первое предложение? - Сколько в нем слов? - Как его надо произнести? (Радостно, громко) - Почему? (В конце стоит восклицательный знак) - В каком предложении два слова? - Прочитайте его. – Сколько слов в третьем предложении? - Прочитайте его так, если бы в конце стоял вопросительный знак. МОЛОДЦЫ! И мы отправляемся дальше. (Включить шум моря)
Воспитатель: Ребята, я вижу «ОСТРОВ НАОБОРОТ» На этом острове всё наоборот : рыбы летают, птицы живут в воде, ночью светит солнце, летом идёт снег. Вот и наше задание на этом острове называется “Наоборот” (с мячом) : низкий - высокий длинный – короткий узкий – широкий мягкий – твёрдый лёгкий – тяжёлый горячий – холодный чистый – грязный пустой – полный кислый – сладкий толстый – тонкий прямой – кривой веселый – грустный злой – добрый светлый – темный открытый – закрытый
Воспитатель: Молодцы, и этим заданием справились! Но чтобы добраться до следующего острова, нам надо преодолеть препятствия: пройти по камням, пролезть под лианой и перепрыгнуть через яму (дети проходят полосу препятствий)
Мы прибыли на остров «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ» - В какой республике мы живем? (В Мордовии) - Как называется наш город? (Саранск) –Люди каких национальностей проживают в нашей республике? (Русские, мордва, татары) Воспитатель: Ребята, кроме Мордовии есть и другие республики. Но мы все вместе живем в одной прекрасной стране. – Как она называется? (Россия) – Назовите столицу нашей Родины? (город Москва) – Кто руководит нашей страной? (президент) – Назовите символы России (Гимн, флаг, герб) Воспитатель: На флаге нашей Родины три полосы одинаковой ширины. – Какие? (белая, синяя, красная) - Что означает белая полоса? (мир, чистота) - Синяя это – (небо, верность) – Красная – (отвага, мужество, героизм) Воспитатель: МОЛОДЦЫ! На все вопросы ответили. Плывем дальше. (Включить шум моря)
Воспитатель: А вот последний остров «СКАЗОЧНЫЙ» Смотрите сундучок! Открыть мы его сможем, если разгадаем сказочный кроссворд. (Дети разгадывают слова по горизонтали)
Я с бала королевского,
Однажды убегала.
И туфельку хрустальную
Случайно потеряла. (Золушка)
Всё пустяк для Дурака,
Не продаст он лишь конька:
Хоть ушастый, ростом мал,
Расторопен и удал!
Всем известен тот конёк.
Как зовётся?. (Горбунок.)
Деревянным был мальчишка Непослушный шалунишка, Другом был Пьеро, Мальвины. Знают все, он – … (Буратино)
С фонариком и с песней -
Идёт в лесу ночном.
Не ошибёшься, если
Ты скажешь: - Это. (гном)
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор … (Айболит)
Железные зубы, Костяная нога. Все люди знают – Это баба… (Яга)
Воспитатель: Разгадав все слова по горизонтали, мы видим главное слово по вертикали. Прочитайте его (ЗНАНИЯ). Теперь мы сможем открыть сундучок (Вынимает письмо и зачитывает) «ВЫ НАШЛИ САМЫЙ ДРАГОЦЕННЫЙ КЛАД – ЭТО ВАШИ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ПРИГОДЯТСЯ ВАМ В ШКОЛЕ» Еще здесь золотые монетки вам, за то, что справились со всеми заданиями. А теперь пришло время вернуться в детский сад. Начинаем обратный отсчет (дети считают в обратном порядке от 10 до 1) (Включить шум моря)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
РЕФЛЕКСИЯ. Воспитатель: Ребята, пока плывем обратно, предлагаю каждому оценить свою работу. Если вам понравилось путешествие и считаете, что справились со всеми заданиями, то нарисуйте солнышко. Если вы считаете, что у вас что - то не получилось, нарисуйте облачко. Ну а если вам было очень трудно справляться с заданиями – нарисуйте тучку.
ИТОГ. Воспитатель: Ну, вот мы и в детском саду. Что мы сегодня делали? (Путешествовали по островам знаний) Где вам могут пригодиться знания? (в школе) Мне понравилось с вами путешествовать : вы были дружные, смелые, внимательные, сообразительные. Думаю, к школе вы готовы на «отлично»! (раздает детям шоколадные монетки).
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36 комбинированного вида»
Контрольно – учетное занятие
«Путешествие по островам знаний»
Составитель: Мудрецова Е. Ю. ,
воспитатель высшей
квалификационной категории.
Саранск
2017