елена колычева
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе учителя-логопеда «Путешествие по стране королевы Грамматики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок» с. Майма.
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе учителя-логопеда Колычевой Е. С. «Путешествие по стране королевы Грамматики»
Подготовила : учитель – логопед Е. С. Колычева
С. Майма
2017
Публикация «Итоговое занятие в подготовительной к школе группе учителя-логопеда „Путешествие по стране королевы Грамматики“» размещена в разделах
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе учителя-логопеда Колычевой Е. С. «Путешествие по стране королевы Грамматики»
Цели: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам.
Образовательные: повторить и обобщить знания детей, полученные на предыдущих занятиях.
Развивающие: обогащать словарный запас, развивать и корректировать память, слуховое внимание; развивать связную речь.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии; воспитывать самостоятельность, активность, чувство коллективизма; воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Коррекционные: автоматизация звука р
Оборудование:
Фонограмма со звуками транспорта (самолет, поезд, автобус, шум порта, звуки детских голосов).
Слайды с изображением видов транспорта (самолет, поезд, автобус, корабль)
Картинки пароходов с разным количеством иллюминаторов, картинки артикуляционной гимнастики, картинка поезда, предметные картинки, картинки с ребусами, стульчики по количеству детей, стол, доска, мяч.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята, посмотрите, к нам на занятие сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
- Здравствуйте.
Ребята, сегодня я пригласила вас сюда не просто так. Я получила письмо от Королевы Грамматики, которая узнала, что вы скоро пойдете в школу. Она приглашает нас в путешествие по ее стране и приготовила задания, чтобы посмотреть, готовы ли вы к школе или нет. Хотите попутешествовать.
-Да, хотим.
Здесь в конверте задания, которые мы будем выполнять в пути, пора отправляться. Скажите, ребята, а на чем можно путешествовать?
- На машине, автобусе, самолете, поезде.
А как все эти средства передвижения называются одним словом.
- Транспорт.
Молодцы. А давайте мы сегодня попутешествуем на нескольких видах транспорта.
-Давайте.
В путь. Я прошу вас закрыть глазки и прислушаться. Угадайте, что же это за звук?
Фонограмма 1 Звук поезда.
Итак, на чем мы поедем, угадайте.
- На поезде.
Откройте глазки, посмотрите, угадали вы или нет. Дети смотрят на изображение вида транспорта
-Угадали.
Тогда едем (делаем круг по залу, имитируя звуки поезда, а теперь присядем в наш поезд и едем.
Итак, пока мы едем, скажите мне, кто ведет поезд, как называется эта профессия.
-Машинист.
Пока машинист ведет поезд к следующей станции, мы поиграем нашими язычками. Займите свои места в поезде и начнем.
Артикуляционная гимнастика.
Лягушка
Слоник
Лягушка-слоник
Маляр
Лошадка
Грибок
Вот так незаметно мы подъехали к станции Грамотейка.
Задание 1
На доске изображение поезда, рядом предметные картинки, в названиях которых есть звук р, я попрошу вас определить место этого звука в слове (начало, середина, конец, и положить свою картинку в соответствующий вагончик.
Молодцы, вы справились с заданием. Пора отправляться дальше. Закрывайте глазки, слушаем. Что это за звук?
Фонограмма 2 Автобус.
Итак, что это за звук?
- Это машина, автобус.
Откройте глаза, что же это? Дети смотрят на изображение вида транспорта
-Автобус
Поедем на автобусе. Заводим мотор, тррррр. Поехали. (Делаем круг по залу, имитируем поездку на машине). Останавливаемся. Присаживаемся на стульчики.
Скажите, ребята, а как называется человек, который водит автобус или машину, как называется такая профессия.
-Водитель или шофер.
А пока мы едем, давайте поиграем.
Пальчиковая гимнастика
«Веселая старушка»
У веселенькой старушки
Жили в маленькой избушке
Десять сыновей.
Все без бровей
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой!
Они не пили, не ели,
На старушку все глядели,
И все делали вот так… Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
Сложить руки углом и показать избушку.
Показать десять пальцев.
Очертить брови пальцами.
Растопыренные ладони поднесены к
ушам.
Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.
Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.
Очертить большой круг вокруг головы.
Показать руками большую бороду.
Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку».
Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами.
Ребенок показывает любые загаданные им действия.
Молодцы. А пока мы играли, автобус привез нас в деревню Внимательность.
На столе лежат приготовленные картинки.
Задание 2
И вот первое задание.
Послушайте скороговорки и угадайте, какой звук в скороговорках встречается чаще всех остальных.
Я по камушкам пошел – шубу шелкову нашел.
Жужжит над жимолостью жук.
Тяжелый на жуке кожух.
Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему Бока
Наш Полкан из Байкала лакал.
Полкан лакал, но не мелел Байкал.
Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.
Итак, ребята, мне кажется, вы хорошо справились с заданием. Молодцы.
Но, посмотрите, здесь еще одно задание.
Задание 3 Составь слово по картинке.
Посмотрите на картинку, нужно определить первый звук в названии картинки и составить слова из этих звуков.
(Дети выполняют задание).
Молодцы, и здесь вы справились. Пора ехать дальше.
Закрываем глазки, слушаем. Что за звуки вы слышите?
Фонограмма 3
-Это же море.
Давайте посмотрим. Это корабль. Дальше поплывем на корабле. Кто ведет корабль по волнам?
- Капитан, матросы
Правильно. Плывем, а море шепчет шшшшш. (идем по кругу, делаем плавные движения, имитируя раскачивающийся корабль) Садимся на ковер и плывем дальше.
А пока мы плывем, давайте поиграем. (Игра с мячом)
Молодой-Старый
Быстрый-Медленный
Начало-Конец
Мокрый-Сухой
Широкий-Узкий
Чистый-Грязный
Хорошо-Плохо
Горячий-Холодный
Маленький-Большой
Тихо-Громко
Пустой-Полный
Небо-Земля
Тем временем, мы оказались в порту Звуковом.
Вот какое задание нас поджидает здесь.
Задание 4
Доска с приклеенными корабликами.
Перед вами вот такие кораблики с разным количеством иллюминаторов (что такое иллюминатор) Дети отвечают.
А на столе картинки, вам нужно взять картинку, назвать ее и посчитать количество слогов и положить в корабли с соответствующим количеством окошек. Вам понятно задание?
Тогда приступаем. (Дети выполняют задание).
Молодцы, очень хорошо справились с заданием нашей королевы Грамматики.
Ну что ж, дальше в путь. Закрываем глазки, слушаем.
Фонограмма 4
-Это же гул самолета.
Кто же управляет самолетом?
-Пилоты.
Верно, молодцы. Летим на самолете.
Стихи с движениями
Самолет, самолет. Разводят руки в стороны.
Тут и там самолет. Повороты в стороны.
Самолет далеко, Руки вытянуты вперед.
Самолет близко, Руки прижаты к груди.
Самолет высоко, Руки подняты вверх.
Самолет низко. Дети приседают.
Ну вот мы и приземлились. И здесь нас ждет новое задание. Посмотрите на картинки, нам предстоит разгадать ребусы.
Задание 4
Присядем на острове прямо на песочек (садимся на ковер).
Разгадываем ребусы.
Молодцы. Я думаю, мы хорошо потрудились. Ой, смотрите, а что это, какая-то коробка и письмо.
Текст письма
Дорогие ребята, если вы нашли мой подарок, значит вы достойно прошли все испытания и можете спокойно пойти в школу, значит вы стали
совсем большие. Ну а чтобы вернуться в детский сад просто закройте глаза.
Ну что ж, ребята, пора нам возвращаться в детский сад. Закройте глаза.
Дети слышат звуки детского сада. Возвращаются.
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Да
Тогда попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу.
Самоанализ логопедического итогового подгруппового занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране королевы Грамматики»
Тип занятия – обобщающее.
Вид занятия – итоговое.
Форма проведения – подгрупповое.
Интегрирование областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
Занятие разработано для детей подготовительной к школе группы.
Занятие проводилось с детьми из двух подготовительных групп, посещающих логопункт - с подгруппой детей из 5 человек.
В процессе занятия использовались следующие методы:
Словесный метод осуществлялся через совместную речевую деятельность: диалог, пояснение, ответы детей.
Наглядный метод представлен использованием картинок, карточек-символов, ребусов.
Игровой метод осуществлялся через: воображаемую ситуацию.
Деятельностный подход на занятии осуществлялся через такие формы, как совместная деятельность педагога и ребенка. Данная форма осуществлялась на занятии в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной.
Интеграция образовательных областей: коммуникации, социализации, познания позволяла рационально распределять материал в ходе занятия, максимально использовать здоровьесберегающие технологии, обеспечивать комфортное пребывание детей на занятии.
Мотивация к деятельности определена побуждением детей к выполнению заданий Королевы Грамматики.
Задача по совершенствованию навыков звуко-слогового анализа решалась с помощью вопросов, работы с картинками, деление слов на слоги, определение звука в слове, разгадывание ребусов.
Занятие построено на равноправном взаимодействии взрослого и детей, с использованием различных коммуникативных средств: мимических, вербальных, интонационных.
Особое внимание уделялось формированию коммуникативных навыков воспитанников – сотрудничество, межличностные отношения друг с другом.
Речевая инициатива детей стимулировалась через поощрения, похвалу, вопросы, выслушивание ответов.
Отбор содержания занятия основывался на личном, эмоциональном, игровом, познавательном опыте детей.
На занятии дети были активны. Каждый ребенок был включен в работу.
У детей проявлялся устойчивый интерес к содержанию занятия. Старалась взаимодействовать с детьми в зоне ближайшего развития ребенка: индивидуальный подход осуществлялся с учетом уровня его особенностей (темп речи, интонация, взгляд).
Для реализации занятия использовался разнообразный демонстрационный материал. Материал рационально расположен, использовался оптимально. Гигиенические требования к помещению, длительность занятия и нагрузка на детей соответствуют санитарным нормам и психофизическим особенностям детей.
Содержание комплексного занятия логично, последовательно, способствует решению всех поставленных задач.
В целом занятием довольна, как показал опрос детей во время занятия, запас речевых знаний для дальнейшего обучения в школе у большинства детей сформирован.